Сельского хозяйства

Решение V/5

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО БИОРАЗНООБРАЗИЮ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

A. Общие задачи, подход и руководящие принципы

1. Общая задача программы работы состоит в содействии достижению целей Конвенции в области биоразнообразия сельского хозяйства согласно соответствующим решениям Конференции Сторон, в частности, решениям II/15, III/11 и IV/6. Эта программа работы будет также способствовать осуществлению главы 14 Повестки дня на XXI век (Устойчивое ведение сельского хозяйства и развитие сельских районов). Сфера охвата биоразнообразия сельского хозяйства отражена в добавлении к настоящей программе.

2. В более конкретном плане, задачи, изложенные в пункте 1 решения III/11 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, состоят в следующем:

a) содействовать позитивному влиянию и уменьшать негативное воздействие систем и методов сельскохозяйственного производства на биологическое разнообразие в агроэкосистемах и в том, что касается их взаимосвязи с другими экосистемами;

b) способствовать сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов, обладающих фактической и потенциальной ценностью для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства;

c) способствовать справедливому и равноправному распределению выгод, получаемых за счет использования генетических ресурсов.

3. Предлагаемые элементы программы работы были разработаны с учетом необходимости:

a) поддерживать разработку национальных стратегий, программ и планов действий, связанных с биоразнообразием сельского хозяйства, согласно решению III/11 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, и содействовать их интеграции в секторальные и межсекторальные планы, программы и стратегии;

b) использовать существующие международные планы действий, программы и стратегии, согласованные различными странами, в частности Глобальный план действий по сохранению и устойчивому использованию генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, Глобальную стратегию управления генетическими ресурсами сельскохозяйственных животных, а также Международную конвенцию по защите растений (МКЗР);

c) обеспечить согласованность действий с другими программами работы в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, включая те, которые связаны с вопросами биологического разнообразия лесов, биологического разнообразия внутренних водных ресурсов, биологического разнообразия морских и прибрежных районов, засушливых и субгумидных земель, а также с такими межсекторальными аспектами, как доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод, устойчивое использование, индикаторы, чужеродные виды, Глобальная таксономическая инициатива и вопросы, связанные со статьей 8 j);

d) поощрять согласованность усилий и их координацию, не допускать дублирования мероприятий в рамках соответствующих программ различных международных организаций, а также программ на национальном и региональном уровнях, которые проводятся под эгидой международных организаций, при условии соблюдения мандатов и реализации существующих программ работы каждой из этих организаций и уважения межправительственных полномочий соответствующих руководящих органов, комиссий и других форумов.

4. При выполнении программы работы будет применяться разработанный в рамках Конвенции о биологическом разнообразии экосистемный подход. Применение данного подхода, в частности, подразумевает осуществление межсекторного сотрудничества, децентрализацию управления вплоть до наиболее низкого оптимального уровня, справедливое распределение выгод, а также использование гибких управленческих стратегий, позволяющих устранять неопределенности и поддающихся изменениям, в свете накопленного опыта и новых условий. Процесс осуществления программы будет также опираться на знания, нововведения и практические навыки местных общин, таким образом дополняя статью 8 j) Конвенции. Упомянутый подход должен также носить междисциплинарный характер, учитывающий научные, социальные и экономические аспекты.

5. Предлагаемая программа работ подготовлена с учетом основных направлений действий, изложенных в приложении к решению III/11. Ее осуществление, и особенно реализация программного элемента 1, позволит расширить знания о состоянии и тенденциях развития биоразнообразия сельского хозяйства.

B. Предлагаемые элементы программы работы

6. С учетом вышеизложенного предлагаются следующие элементы программы работы. Важно отметить, что четыре программных элемента по замыслу должны носить взаимодополняющий характер: т.е. результаты, полученные при работе над некоторыми элементами, будут использоваться на других направлениях работы. Соответственно, порядок расположения элементов не означает последовательности их осуществления. Тем не менее внутри каждого программного элемента потребуется определить приоритетные направления деятельности, подобно тому, как это изложено в разделах, посвященных методам, способам и срокам получения ожидаемых результатов. В рамках этой программы работы может быть начата реализация совместных целевых инициатив.

Программный элемент 1. Оценки

Оперативная цель

Провести комплексный анализ состояния и тенденций развития глобального биоразнообразия сельского хозяйства и определяющих их основных факторов (уделяя при этом особое внимание товарам и услугам, обеспечиваемым за счет биоразнообразия сельского хозяйства), а также местных знаний в области его регулирования.

Обоснование

Уже существуют или разрабатываются методики проведения различными странами оценки компонентов генетических ресурсов, связанных с сельскохозяйственными культурами и животными. Проводимые оценки, с одной стороны, основаны на использовании комплексных баз данных, а с другой стороны, приводят к пополнению этих баз данных. Имеется также обширная информация по ресурсам, которые обеспечивают основу для ведения сельского хозяйства (почва, вода), по растительному покрову и его использованию, климатическим и агроэкологическим зонам. Однако могут потребоваться дополнительные оценки, например, в отношении микробных генетических ресурсов, экосистемных функций биоразнообразия сельского хозяйства, как, например, круговорот питательных веществ, борьба с вредителями и заболеваниями, опыление, а также в отношении социально-экономических аспектов, связанных с биоразнообразием сельского хозяйства. Оценки могут также требоваться для определения взаимосвязи между сельскохозяйственной практикой, устойчивым ведением сельского хозяйства и сохранением и устойчивым использованием компонентов биоразнообразия, о которых говорится в приложении I к Конвенции. Понимание лежащих в основе причин утраты биоразнообразия сельского хозяйства весьма ограничено, так же как и понимание последствий такой утраты для функционирования сельскохозяйственных экосистем. Кроме того, оценка различных компонентов проводится отдельно; комплексный анализ биоразнообразия сельского хозяйства в целом отсутствует. Не имеется также общепринятых индикаторов биоразнообразия сельского хозяйства. Дальнейшая разработка и применение подобных индикаторов, а также методик оценки необходимы для проведения анализа положения и тенденций в области биоразнообразия сельского хозяйства и его различных компонентов, а также для выявления сельскохозяйственных методов, сберегающих биоразнообразие (см. программный элемент 2).

Мероприятия

1.1. Поддерживать текущие или планируемые оценки различных компонентов биоразнообразия сельского хозяйства, например, доклады о состоянии мировых растительных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства1, о состоянии мировых животных генетических ресурсов для продовольствия и сельского хозяйства, а также другие соответствующие доклады и оценки ФАО и других организаций, подготовленные по инициативе стран на основе консультативного процесса.

1.2. Внедрять и расширять практику конкретных оценок дополнительных компонентов биоразнообразия сельского хозяйства, выполняющих экологические функции, на основе результатов выполнения программного элемента 2. Сюда могут входить целевые оценки приоритетных областей (например, утрата опылителей, борьба с вредителями и круговорот питательных веществ).

1.3. Провести оценку знаний, нововведений и практики фермеров и коренных и местных общин в области устойчивого поддержания биоразнообразия сельского хозяйства и функций агроэкосистем для целей и в поддержку производства продовольствия и продовольственной безопасности.

1.4. Внедрять и расширять практику оценок взаимосвязи между сельскохозяйственной практикой и сохранением и устойчивым использованием компонентов биоразнообразия, о которых говорится в приложении I к Конвенции.

1.5. Разрабатывать методы и способы оценки и мониторинга положения и тенденций в области биоразнообразия сельского хозяйства, включая другие компоненты биоразнообразия экосистем сельского хозяйства, а именно:

a) критерии и руководящие принципы для разработки индикаторов с целью облегчения мониторинга и оценки положения и тенденций в области биоразнообразия в различных производственных системах и средах, а также воздействия различных видов практики, опираясь по мере возможности на проводимую работу, в соответствии с решением V/7, и на разработку индикаторов биологического разнообразия с учетом специфики и потребностей Сторон;

b) согласованную терминологию и классификацию для агроэкосистем и производственных систем с целью облегчить сравнение и обобщение различных оценок и результатов мониторинга компонентов биоразнообразия экосистем сельского хозяйства на всех уровнях и во всех масштабах, между странами и региональными и международными организациями-партнерами2;

c) формы обмена данными и информацией по биоразнообразию сельского хозяйства (включая имеющуюся информацию о коллекциях ex situ), в частности через механизм посредничества Конвенции о биологическом разнообразии, с использованием существующих сетей, баз данных и информационных систем;

d) методики анализа тенденций в области биологического разнообразия и лежащих в их основе причин, включая социально-экономические причины.

Пути и средства

Обмен и использование опыта, информации и результатов, полученных в результате оценок, будет облегчаться за счет привлечения Сторон, правительств и сетей связи в сочетании с консультациями между странами и учреждениями, включая применение существующих сетей связи и т.д.

Осуществляемая странами оценка генетических ресурсов, имеющих важное значение для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (мероприятие 1.1), будет проводиться также в рамках программ ФАО и в тесном сотрудничестве с другими организациями, такими как КГМИОСХ. Добавочные ресурсы могут потребоваться для поддержки дополнительных оценок (мероприятие 1.2), в которых будут использоваться элементы существующих программ международных организаций, а также результаты осуществления программного элемента 2.

Осуществление данного программного элемента, особенно мероприятия 1.5, будет происходить с помощью инициативных мероприятий с привлечением и интеграцией существующих программ с целью разработки индикаторов биоразнообразия сельского хозяйства, согласованной терминологии и т.д., посредством проведения, в частности, технических семинаров, совещаний и консультаций, конференций по электронной почте, подготовки докладов для обсуждения и командировок. Финансирование этой инициативной деятельности будет осуществляться секретариатом, причем участвующие организации будут вносить свой вклад в виде товаров и услуг.

Сроки получения ожидаемых результатов

Ключевой набор стандартных вопросов и группа потенциальных индикаторов биоразнообразия сельского хозяйства, которые могут быть использованы Сторонами на национальном уровне, а также согласованная терминология по производственным средам - к 2002 году.

Запрограммированные доклады о состоянии мировых генетических ресурсов, что должно постепенно привести к комплексной оценке и пониманию биоразнообразия сельского хозяйства с упором на поставляемые им товары и услуги - к 2010 году.

Программный элемент 2. Гибкие методы управления

Оперативная цель

Выявлять методы управления, технологии и стратегии, обеспечивающие положительное и ослабляющие отрицательное воздействие сельского хозяйства на биоразнообразие, повышающие производительность и способность поддержания жизненного уровня путем распространения знаний, понимания и осведомленности о многочисленных товарах и услугах, обеспечиваемых различными уровнями и функциями биоразнообразия сельского хозяйства.

Обоснование

Существуют обширные и довольно четко определенные программы исследований в области генетических ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. Они предусматривают разработку дополнительных стратегий сохранения и использования генетических ресурсов и ставят во главу угла способы сохранения и использования мало употребляемых видов, обладающих значительным хозяйственным потенциалом. Возросло также число тематических исследований, например, по сохранению генетических ресурсов в сельском хозяйстве и in situ, а также по существующим в общинах способам борьбы с вредителями. Необходимо, однако, гораздо более глубокое понимание важности многочисленных товаров и услуг, создаваемых на различных уровнях и благодаря различным функциям биоразнообразия сельского хозяйства. Требуется, например, проводить гораздо больше исследований в области взаимоотношений между разнообразием, устойчивостью и производством в агроэкосистемах.

В сельском хозяйстве применяется сочетание традиционных и более новых методов и технологий, которые используют биоразнообразие сельского хозяйства (или воздействуют на него) различными способами, приводя к конкретным последствиям для биологического разнообразия, устойчивости и производительности сельскохозяйственных систем. Лучшее понимание и применение этих сложных взаимодействий может способствовать оптимизации управления биоразнообразия сельского хозяйства в производственных системах.

Подобная работа представляет собой существенную важность для выполнения задач, поставленных в решении III/11 Конференции Сторон, с целью обеспечивать положительное и смягчать отрицательное воздействие сельского хозяйства на биологическое разнообразие, повышать производительность и потенциал поддержания жизненного уровня.

Мероприятия

2.1. Для проведения серии тематических исследований в ряде типов окружающей среды и производственных систем, а также в каждом регионе, следует:

a) выявить важнейшие товары и услуги, предоставляемые биоразнообразием сельского хозяйства, потребности в области сохранения и устойчивого использования компонентов этого биологического разнообразия в сельскохозяйственных экосистемах, а также виды угроз этому разнообразию;

b) выявить наиболее рациональные методы управления; и

c) отслеживать и оценивать фактические и потенциальные виды воздействия существующих и новых сельскохозяйственных технологий.

Эта деятельность будет касаться многочисленных товаров и услуг, создаваемых на различных уровнях и благодаря различным функциям биоразнообразия сельского хозяйства, а также взаимосвязи между его компонентами, как указано в добавлении к настоящей программе, причем особое внимание будет уделяться некоторым конкретным и междисциплинарным вопросам, как например:

  1. Сельское хозяйство (3)

    Документ
    1. Абельцев С. Кризис еды: как его преодолеть? : [глобальный экономический кризис стремительно превращается в одну из наиболее опасных угроз]/ Сергей Абельцев Сельская жизнь.
  2. Сельское хозяйство (1)

    Курсовая работа
    Изучение особенностей экономического развития Беларуси к конце19в-начале 20-го века имеет огромное значение. Именно в этот период в Беларуси начинается интенсивный переход к капиталистической системе хозяйствования.
  3. Сельское хозяйство (2)

    Документ
    1. "Зонтик" для крестьянина : [новые подходы к агрострахованию не ускорят процесс покупки полисов] Страхование в России. –2011. –12 апреля.
  4. Сельское хозяйство (4)

    Документ
    1. …отчего хлеб не дешевеет? : [если цена на пшеницу упала в 2,5–3 раза, почему же стоимость хлеба должна расти?] Аргументы и факты. –2008. –№ 45. –C.
  5. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

    Документ
    группировки 01.1 Овощеводство; декоративное садоводство и производство продукции питомников 01.1 .1 Овощеводство 01.1 .
  6. Сельское хозяйство занимает одно из важных мест в экономике страны

    Документ
    Основной задачей сельскохозяйственного производства является проведение мероприятий по достижению устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности.
  7. Сельское хозяйство Транспорт и связь Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Документ
    Установлено, что от налога на имущество физических лиц освобождаются лица, имеющие право на меры поддержки в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы,
  8. Сельское хозяйство Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Документ
    Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/149@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений,
  9. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (1)

    Программа
    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы 3

Другие похожие документы..