Сельского хозяйства

а) роль и потенциал диких, малоиспользуемых и неиспользуемых видов, сортов и пород, а также продуктов;

b) роль генетического разнообразия в обеспечении сопротивляемости, понижении уязвимости и повышении адаптируемости производственных систем к изменениям в окружающей среде и в потребностях;

c) согласованность и взаимодействие между различными компонентами биоразнообразия сельского хозяйства;

d) роль опылителей, особенно в плане их экономической пользы, воздействие интродуцированных видов на местные опылители и другие аспекты биологического разнообразия;

e) роль почвенного и подпочвенного биоразнообразия в поддержке сельскохозяйственных производственных систем, особенно в круговороте питательных веществ;

f) механизмы борьбы с вредителями и болезнями, включая роль естественных врагов и других организмов на полевом и ландшафтном уровнях, сопротивляемость растений-хозяев и последствия для управления агроэкосистемами;

g) расширенные экосистемные функции биоразнообразия сельского хозяйства;

h) роль различных пространственных и временных факторов в мозаике землепользования, включая комплексы различных местообитаний;

i) возможности комплексного регулирования ландшафта в качестве средства сохранения и устойчивого использования биоразнообразия.

2.2. Содействовать выявлению и распространению информации об экономичных методах и технологиях, а также связанных с ними стратегиях и мерах стимулирования, которые обеспечивают положительное и смягчают отрицательное воздействие сельскохозяйственного производства на биологическое разнообразие, производительность и потенциал по поддержанию жизненного уровня - путем таких мер, как:

a) комплексный анализ по отдельным производственным системам издержек и выгод альтернативных методов управления, выявленных в результате мероприятия 2.1, а также оценка стоимости товаров и услуг, появляющихся благодаря биоразнообразию сельского хозяйства;

b) комплексный анализ воздействия сельскохозяйственного производства, включая интенсификацию и экстенсификацию, на окружающую среду, выявление способов смягчить отрицательное и усилить положительное воздействие;

c) выявление на международном и национальном уровнях в тесном сотрудничестве с соответствующими международными организациями надлежащей стратегии торговли и сбыта, правовых и экономических мер, которые способствовали бы применению благотворных методов:

i) содействие распространению "заброшенных" и малоиспользуемых культур, сортов и пород;

ii) пропаганда знаний местных и коренных народов;

iii) меры по повышению стоимости продукции производственных систем, которые поддерживают биоразнообразие, и по диверсификации рыночных возможностей;

iv) меры по расширению доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод, и по вопросам прав интеллектуальной собственности;

v) социально и экономически приемлемые меры для стимулирования в соответствии со статьей 11 и согласно положениям статьи 22; и

vi) подготовка кадров и создание потенциала в поддержку вышеупомянутых мер.

2.3. Внедрять методы устойчивого ведения сельского хозяйства, использующие такие технологии, практику и политику, регулирование и управление, которые позволяют увеличивать позитивное и уменьшать негативное воздействие на биоразнообразие сельского хозяйства при уделении особого внимания потребностям фермеров и коренных и местных общин.

Пути и средства

Тематические исследования будут проводиться и предоставляться национальными учреждениями, общественными организациями и научно-исследовательскими институтами при поддержке международных организаций с целью инициирования подготовки исследований, привлечения средств, распространения результатов и обеспечения обратной связи с информированием авторов исследований и политиков о накопленном опыте. Будут приняты меры по стимулированию внесения в них своего вклада всеми заинтересованными Сторонами. Содействие подобным исследованиям может потребовать новых ресурсов для анализа результатов и создания необходимого потенциала и развития человеческих ресурсов, особенно на уровне взаимодействия сообществ или районов. При выявлении соответствующей необходимости, например, на основе опыта, накопленного в ходе осуществления предыдущих тематических исследований, будут проводиться консультации с Вспомогательным органом по научным, техническим и технологическим консультациям или Конференцией Сторон в отношении разработки региональных или глобальных программ целевых исследований или целенаправленных научно-исследовательских мероприятий.

Сроки получения ожидаемых результатов

К 2005 году - обеспечить публикацию, анализ и распространение 30 отобранных тематических исследований. В них должны быть отражены региональные проблемы и выделены рациональные методы и накопленный опыт, которые могли бы получить широкое применение.

Программный элемент 3. Создание потенциала

Оперативная цель

Укреплять потенциал фермеров, коренных и местных общин и их организаций, а также других заинтересованных сторон в области устойчивого регулирования биоразнообразия сельского хозяйства с целью увеличения получаемых ими выгод, повышения информированности и стимулирования принятия ответственных мер.

Обоснование

Деятельность по регулированию биоразнообразия сельского хозяйства охватывает многих заинтересованных субъектов и зачастую связана с перераспределением расходов и выгод между группами заинтересованных сторон. В этой связи исключительно важно, чтобы были разработаны механизмы не только для оказания консультативных услуг группам заинтересованных субъектов, но и для содействия их реальному участию в принятии решений и в совместном использовании выгод.

Устойчивое регулирование биоразнообразия сельского хозяйства силами фермеров и их общин является одним из важных условий обеспечения планомерного воспроизводства продовольствия и стабильности жизненных условий, а также охраны природных ресурсов. Конференция Сторон в пункте 17 с) своего решения III/11 призывает Стороны содействовать "мобилизации фермерских общин, включая коренные и местные общины, на развитие, поддержание и использование их знаний и практики в деле сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия в сельскохозяйственном секторе". В пункте 15 того же решения к странам обращается призыв "к проведению и поддержанию на местном уровне форумов для фермеров, исследователей, работников службы распространения знаний и других заинтересованных участников, что позволило бы наладить истинно партнерские отношения". Существует в основном нереализованный потенциал улучшения методов регулирования различных аспектов биоразнообразия сельского хозяйства на уровне агроэкосистем путем, например, осуществления совместных стратегий по разведению и селекции. Группы фермеров, а также другие организации производителей могут сыграть решающую роль в деле повышения заинтересованности фермеров в оптимальном использовании устойчивых многоотраслевых производственных систем и, соответственно, в пропаганде ответственных мер по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия сельского хозяйства. Организации потребителей также приобретают все больший вес в этих вопросах.

Мероприятия

3.1. Содействовать расширению возможностей по регулированию биоразнообразия сельского хозяйства путем развития партнерских связей между исследователями, пропагандистскими работниками и фермерами в деле реализации программ по исследованиям и разработкам в области сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования биологического разнообразия сельского хозяйства. Для достижения этой цели следует поощрять страны к созданию и поддержанию, в частности, местных форумов для фермеров, в том числе коренных фермеров, использующих традиционные знания, исследователей, пропагандистских работников, а также других заинтересованных субъектов в целях развития подлинного партнерства, включая реализацию учебных и просветительских программ.

3.2. Расширять имеющиеся у коренных и местных общин возможности по разработке стратегий и методологий для сохранения in situ, устойчивого использования и регулирования биологического разнообразия сельского хозяйства, опираясь на системы знаний коренных жителей.

3.3. Предоставить фермерам и местным общинам, а также другим группам заинтересованных сторон возможность для участия в разработке и выполнении национальных стратегий, планов и программ в области биоразнообразия сельского хозяйства за счет использования децентрализованных стратегий, планов и местных правительственных структур.

3.4. Выявлять и пропагандировать возможные улучшения в том, что касается выработки стратегий, включая механизмы совместного использования выгод и меры стимулирования, в целях оказания поддержки деятельности по регулированию биоразнообразия сельского хозяйства на местном уровне.

3.5. Способствовать повышению информированности общественности о ценности биоразнообразия сельского хозяйства и многочисленных товаров и услуг, производимых на различных уровнях и благодаря различным функциям биологического разнообразия с точки зрения обеспечения стабильной производительности организаций-производителей, сельскохозяйственных кооперативов и предприятий, и проводить работу с потребителями в целях стимулирования ответственной практической деятельности.

3.6. Содействовать развитию сетей фермеров и фермерских организаций на региональном уровне в целях обмена информацией и опытом.

Пути и средства

Настоящий программный элемент будет реализовываться, главным образом, на основе инициатив внутри стран, включая службы распространения знаний, местные правительственные, образовательные и общественные организации, в том числе организации фермеров/производителей и потребителей, а также механизмы, обеспечивающие взаимодействие между фермерами. Этот программный элемент предусматривает участие максимально широкого круга общественных организаций, включая те из них, которые, как правило, не связаны с инициативами в области биоразнообразия.

Финансирование, вероятно, будет предоставляться на проектной или программной основе. Возможно, потребуется оказание инициирующей поддержки по линии национальных, региональных и глобальных программ, организаций, фондов и механизмов финансирования, в частности, для содействия созданию потенциала, обмену стратегической и рыночной информацией и опытом, полученным при реализации данного элемента и программного элемента 2, между местными организациями и директивными органами на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также обеспечению обратной связи в этих вопросах.

Сроки получения ожидаемых результатов

К 2010 году - обеспечить планомерное создание местных форумов и региональных сетей, которые охватывали бы как минимум 1000 общин.

К 2002 году - иметь примеры действующих на уровне стран механизмов по обеспечению участия широкого круга групп заинтересованных субъектов, включая общественные организации.

К 2010 году - обеспечить участие фермеров и местных общин в большинстве национальных программ.

Программный элемент 4. Обеспечение актуального характера деятельности

Оперативная цель

Оказывать поддержку разработке национальных планов или стратегий в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия сельского хозяйства и содействовать тому, чтобы они заняли основное место в секторальных и межсекторальных планах и программам и были интегрированы в них.

Обоснование

Многие страны в настоящее время разрабатывают в контексте Конвенции о биологическом разнообразии стратегии и планы действий в области биоразнообразия, и многие также располагают рядом других программных положений, стратегий и планов, касающихся сельского хозяйства, окружающей среды и национального развития3. Кроме того, странами согласованы глобальные планы действий по основным компонентам биологического разнообразия, таким как генетические ресурсы растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, а также планы по устойчивому развитию и обеспечению продовольственной безопасности в целом в рамках Повестки дня на XXI век и Плана действий всемирной встречи на высшем уровне по вопросам продовольствия.

В большинстве стран мероприятия, касающиеся биоразнообразия сельского хозяйства, осуществляются главным образом министерствами, отвечающими за вопросы сельского хозяйства. И в этой связи безусловно необходимо обеспечить, чтобы планы действий по компонентам биоразнообразия сельского хозяйства стали неотъемлемой частью секторальных планов развития в области производства продовольствия, сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства, а также поощрять согласованность усилий и не допускать дублирования мероприятий в планах по различным компонентам. Наряду с другими тематическими программами работы это может также способствовать включению соображений, касающихся биоразнообразия, в национальные планы.

Для разработки и реализации планов действий требуется надежная и доступная информация, однако во многих странах отсутствуют развитые системы информации, связи или заблаговременного оповещения или же возможности, позволяющие соответствующим образом реагировать на выявленные факторы риска.

Мероприятия

4.1. Поддерживать организационную структуру, директивные и плановые механизмы для обеспечения того, чтобы вопросы биоразнообразия сельского хозяйства стали неотъемлемой частью стратегий и планов действий в области сельского хозяйства, а также были интегрированы в более широкие стратегии и планы, касающиеся биологического разнообразия, путем:

a) оказания поддержки соответствующим учреждениям в проведении оценок состояния и тенденций развития биоразнообразия сельского хозяйства в контексте проводимых оценок биоразнообразия и секторальных оценок;

b) разработки руководящих положений в области политики и планирования, а также учебных материалов и оказания поддержки инициативам по созданию потенциала на программном, техническом и местном уровнях в рамках форумов по вопросам сельского хозяйства и охраны окружающей среды в целях разработки, внедрения, мониторинга и оценки стратегий, программ и мер по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия сельского хозяйства; и

c) усовершенствования консультаций, координации и обмена информацией в рамках стран между соответствующими координационными центрами и ведущими учреждениями, соответствующими техническими комитетами и координационными органами в целях поощрения согласованности усилий при реализации согласованных планов действий, а также в рамках проводимых оценок и межправительственных процессов.

4.2. Оказывать поддержку развитию или внедрению соответствующих систем информации, заблаговременного оповещения и связи для обеспечения эффективной оценки состояния биоразнообразия сельского хозяйства и угрожающей ему опасности в рамках оказания содействия национальным стратегиям и планам действия, а также соответствующим механизмам реагирования.

4.3. Содействовать повышению информированности общественности о товарах и услугах, обеспечиваемых за счет биологического разнообразия сельского хозяйства, а также о ценности и важности такого разнообразия для сельского хозяйства и общества в целом.

4.4. Способствовать проводимым и планируемым мероприятиям по сохранению на уровне фермерских хозяйств, in situ и ex situ, в частности, в странах происхождения, вариабельности генетических ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, включая их дикие родственные виды.

Пути и средства

Мероприятия будут осуществляться главным образом на национальном уровне за счет обеспечения более четкой связи, с помощью механизмов по координации и в рамках процессов планирования с участием всех групп заинтересованных сторон при поддержке международных организаций и механизмов финансирования.

Данный программный элемент должен опираться на опыт существующих программ (например, по оказанию со стороны ЮНЕП поддержки национальным стратегиям и планам действий в области биоразнообразия) и на критический анализ существующих методов.

В национальных, региональных и международных проектах и программах по разработке стратегий и развитию организационной структуры в рамках конкретных секторов следует по мере необходимости предусматривать интеграцию различных секторов. Аналогичным образом, разработка руководящих принципов должна проводиться в контексте целей данного программного элемента.

Для дальнейшего развития или внедрения систем заблаговременного оповещения, включая возможности определения пороговых уровней и принятия требуемых мер, могут потребоваться соответствующие ресурсы, которые также могут быть необходимы для обеспечения экспериментальных примеров эффективных и устойчивых механизмов принятия ответных мер по устранению угроз на местном, национальном и наднациональном уровнях.

Сроки получения ожидаемых результатов

Планомерное наращивание потенциала на национальном уровне для регулирования информации, проведения оценок и обеспечения связи. К 2005 году - более 100 стран должны участвовать в проведении различных оценок в рамках мероприятий 1.1 и 1.2.

Обеспечить к 2005 году координацию между секторальными оценками и планами действий на национальном уровне в большинстве стран.

Публикация на международном уровне ряда руководящих принципов (по темам, которые будут определяться с учетом потребностей на национальном и региональном уровнях)

Добавление

СФЕРА ОХВАТА БИОРАЗНООБРАЗИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Биоразнообразие сельского хозяйства - это широкий термин, включающий (в соответствии с приложением I к решению III/11 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии) все компоненты биологического разнообразия, связанные с продовольствием и сельским хозяйством, а также все компоненты биологического разнообразия, которые составляют агроэкосистему: разнообразие и изменчивость животных, растений и микроорганизмов на генетическом, видом и экосистемном уровнях, которые необходимы для поддержания важнейших функций агроэкосистемы, ее структуры, а также процессов.

2. Конференция Сторон признает "особую природу биоразнообразия сельского хозяйства, его характерные особенности и проблемы, требующие конкретных решений"4. Речь идет о следующих характерных особенностях:

а) биоразнообразие сельского хозяйства имеет исключительно важное значение для удовлетворения основных потребностей человека в продовольствии и обеспечении устойчивого источника средств к существованию;

b) биоразнообразие сельского хозяйства регулируется фермерами; подобное участие человека позволяет сохранять многие компоненты биоразнообразия сельского хозяйства; знания и культурные традиции коренных народов является неотъемлемой частью деятельности по регулированию биоразнообразия сельского хозяйства;

c) существует тесная взаимозависимость между странами, в том что касается генетических ресурсов, необходимых для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства;

d) в случае сельскохозяйственных растений и домашних животных внутривидовое разнообразие по меньшей мере имеет такое же важное значение, как и межвидовое, причем за счет сельского хозяйства это разнообразие было значительно расширено;

e) в силу значительно антропогенного регулирования биоразнообразия сельского хозяйства его сохранение в производственных системах тесно связано с устойчивым использованием;

f) тем не менее в настоящее время сохранение большей части биологического разнообразия обеспечивается ex situ в генных банках или в материалах животноводческих хозяйств;

g) взаимодействие между элементами окружающей среды, генетическими ресурсами и методами управления, которое имеет место in situ в рамках агроэкосистем, во многих случаях способствует сохранению динамичного характера биоразнообразия сельского хозяйства.

3. Можно выделить следующие элементы биоразнообразия сельского хозяйства:

а) генетические ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, в том числе:

i) растительные генетические ресурсы, включая виды, характерные для обычных и естественных неогороженных пастбищ, а также генетические ресурсы древесных культур, являющиеся неотъемлемой частью фермерских систем;

ii) генетические ресурсы животных, включая рыбные генетические ресурсы, в тех случаях, когда рыбоводство является частью фермерской системы, а также генетические ресурсы насекомых;

iii) микробные и грибковые генетические ресурсы;

эти генетические ресурсы представляют собой главные средства производства в сельском хозяйстве, включая окультуренные и одомашненные виды, регулируемые дикие растения и животные, а также диких родственников окультуренных и одомашненных видов;

b) компоненты биоразнообразия сельского хозяйства, выполняющие экологические функции. Они включают самые различные организмы, присутствующие в системах сельскохозяйственного производства, которые участвуют в различной степени в таких процессах, как:

i) круговорот питательных веществ, разложение органических веществ и поддержание плодородия почв;

ii) борьба с вредителями и болезнями;

iii) опыление;

iv) сохранение и развитие местной дикой живой природы и мест обитания в их ландшафтах;

v) поддержание гидрологического цикла;

vi) борьба с эрозией;

vii) регулирование климата и поглощение углерода;

c) абиотические факторы, оказывающие определяющее воздействие на эти аспекты биоразнообразия сельского хозяйства;

d) социально-экономические и культурные аспекты, поскольку биоразнообразие сельского хозяйства в значительной степени определяется деятельностью человека и методами управления. Сюда входят следующие элементы:

i) традиционные и местные знания о биоразнообразии сельского хозяйства, культурные факторы и совместные действия;

ii) туризм, связанный с сельскохозяйственными ландшафтами;

iii) другие социально-экономические факторы.

1  Следует отметить, что Комиссия по генетическим ресурсам для продовольствия и сельского хозяйства ФАО приняла решение о том, что второй доклад о состоянии мировых генетических ресурсов растений будет подготовлен только после завершения переговоров о пересмотре Международного проекта в области генетических ресурсов растений.

2  Данная работа должна использовать (а не стремиться заменить собой) существующие системы классификации экосистем и сельскохозяйственных систем (например, для экорегионов, агроэкологических зон, ландшафтов, оценки земель, производственных систем/сред, сельскохозяйственных систем и типологий ферм, и т.д.) с учетом физических ресурсов (воздуха, климата, земли, воды, типов растительности), человеческих ресурсов (плотности населения, интенсивности землепользования, структуры расселения), а также степени интеграции в рынки.

3  Включая планы по сектору сельского хозяйства, национальные планы действий по охране окружающей среды, национальные стратегии устойчивого развития, национальные планы действий в области лесоводства, планы Всемирного банка по структурной корректировке и т.д.

4  См. решение II/15 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии.

  1. Сельское хозяйство (3)

    Документ
    1. Абельцев С. Кризис еды: как его преодолеть? : [глобальный экономический кризис стремительно превращается в одну из наиболее опасных угроз]/ Сергей Абельцев Сельская жизнь.
  2. Сельское хозяйство (1)

    Курсовая работа
    Изучение особенностей экономического развития Беларуси к конце19в-начале 20-го века имеет огромное значение. Именно в этот период в Беларуси начинается интенсивный переход к капиталистической системе хозяйствования.
  3. Сельское хозяйство (2)

    Документ
    1. "Зонтик" для крестьянина : [новые подходы к агрострахованию не ускорят процесс покупки полисов] Страхование в России. –2011. –12 апреля.
  4. Сельское хозяйство (4)

    Документ
    1. …отчего хлеб не дешевеет? : [если цена на пшеницу упала в 2,5–3 раза, почему же стоимость хлеба должна расти?] Аргументы и факты. –2008. –№ 45. –C.
  5. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

    Документ
    группировки 01.1 Овощеводство; декоративное садоводство и производство продукции питомников 01.1 .1 Овощеводство 01.1 .
  6. Сельское хозяйство занимает одно из важных мест в экономике страны

    Документ
    Основной задачей сельскохозяйственного производства является проведение мероприятий по достижению устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности.
  7. Сельское хозяйство Транспорт и связь Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Документ
    Установлено, что от налога на имущество физических лиц освобождаются лица, имеющие право на меры поддержки в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы,
  8. Сельское хозяйство Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Документ
    Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/149@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений,
  9. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (1)

    Программа
    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы 3

Другие похожие документы..