Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология» Красноярск, 2005

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Психология управления

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология»

Красноярск, 2005

Составитель: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии

Психология управления: Метод. указ. по выполнению курсовой работы специальности 030301 – Психология / Сост. О.И.Титова. – Красноярск: СИБУП, 2005. – 30 с.

Содержат требования к структуре, объему и оформлению курсовой работы, к порядку ее выполнения и защиты, рекомендуемую тематику. Предназначены для студентов всех форм обучения (очная, заочная) специальности 030301 – Психология

 Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Выбор темы курсовой работы 7

Теоретическая разработка темы 8

Составление программы исследования, формулирование задач и разработка или подбор методики 9

Интерпретация результатов исследования 12

Формулирование выводов 13

Структура курсовой работы 13

Требования к оформлению текста курсовой работы 16

Порядок защиты курсовой работы. 21

Критерии и их уровни при оценке курсовой работы 22

Приложение 24

Примерная тематика курсовых работ по

дисциплине «Психология управления» 26

Введение

Курсовая работа является квалификационной работой, подтверждающей уровень подготовленности студента, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.

Курсовая работа представляет собой результат учебно-научной деятельности студента и является следствием самостоятельной разработки избранной проблемы. Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения профессиональных задач в ходе выполнения научного исследования по определенной теме.

Курсовая работа представляет собой документ по определенной форме отчетности, содержащий систематизированные сведения по определенной теме. Содержание и форма отчетности соответствует стандартам научного текста и, тем самым, курсовая работа представляет собой пример научного исследования, выполненного в соответствии с целями и задачами учебного процесса. В ней приводятся формулировки проблемы и исследовательских вопросов, обосновывается их актуальность, излагаются данные о степени изученности проблемы, ее состоянии на момент выполнения курсовой работы. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного решения профессиональных задач

Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений и навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.

При выполнении курсовых работ студент должен продемонстрировать способности по выдвижению и формулированию научной (рабочей) гипотезы; сбору и обработке информацию по теме; изучению и анализу полученных материалов посредством систематизации и обобщения имеющейся информации; самостоятельному решению поставленные задач исследования; формулированию и логическому обоснованию выводов, предложений и рекомендаций.

Особенности курсовых работ, выполняемых студентами различных годов обучения, проявляются в постепенном усложнении объектов, методов и задач исследования. Курсовые работы студентов 3 и 4 курсов отличаются между собой широтой охвата объектов исследования, уровнем аналитичности, формализации, структурирования и обобщения результатов исследования, широтой комплекса использованных методов.

Курсовые работы студентов 3 и 4 курсов наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.

Целью курсовых работ по специализации «Психология управления» является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования в области психологии управления и смежных с нею отраслей психологической науки и практики. Задачами курсовых работ по специализации являются овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.

Курсовая работа студента 3 курса выполняется как самостоятельное (в т.ч. и экспериментальное) исследование по теме, прежде всего – на основе систематизации, анализа и обобщения материалов научных литературных источников. Результаты работы оформляются на 30–40 машинописных страницах с выводами в объеме не менее 0,5 машинописных страниц. При необходимости в курсовой работе приводятся таблицы, графики, рисунки и иные средства наглядности представления результатов.

Курсовая работа студента 4 курса должна быть более методологически последовательной, с глубоким анализом значительного числа публикаций (40-60 отечественных и зарубежных монографических и периодических источников, включая источники Internet) и аргументированными выводами. Обязательным элементом такой курсовой работы является представление результатов эмпирического исследования, проведенного либо в форме научно-исследовательского поиска, либо в виде классического экспериментально-психологического исследования, либо путем проведения психологического анализа единичного случая. Представленные в курсовой работе результаты должны давать научное объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими объектами и явлениями. Объем курсовой работы должен составляет не менее 35–45 машинописных страниц; выводы излагаются на 0,5–1,0 машинописных страницах.

При выполнении курсовой работы необходимо помнить, что она не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Эта переработка не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, а всегда основываться на научной или учебно-научной проблеме и опираться на научные источники. С другой стороны, курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, наполненную научным содержанием (фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д.). В ней должно содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Цель курсовой работы по «Психологии управления»

Исследовать некоторые конкретные закономерности психологии управления, развивать практические навыки анализа управленческой деятельности.

Задачи выполнения курсовой работы:

  • показать этапы развития психологических идей в науке управления;

  • рассмотреть психологическое содержание функций управления и их взаимосвязь со структурой и особенностями деятельности, личности, коллектива;

  • проанализировать характеристики и особенности личности и управленческой деятельности руководителя, обеспечить понимание основных факторов и условий их эффективности;

  • апробировать уже изученные и освоить новые методики для исследования управленческих проблем и выработать научно–обоснованные рекомендации;

  • показать роль информации в управленческом процессе и психологические детерминанты ее оптимизации;

  • раскрыть психологические потенциалы и возможности повышения эффективности в принятии индивидуального и коллегиального управленческих решений;

  • провести практические тренинги умений и навыков управленческой деятельности, характеристик и качеств обучающихся, необходимых для успешного руководства.

Выбор темы

Студент выбирает тему, предложенную руководителем, или определяет тему самостоятельно. При выборе темы следует руководствоваться:

  • личным интересом к ней, осознанием ее актуальности, важности;

  • возможностью практического и теоретического роста студентов по определенным вопросам психологии, повышение компетентности и профессионализма в ходе подготовки работы;

  • пониманием возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при выполнении работы;

  • возможностью применения полученных знаний на практике в настоящей и будущей деятельности.

При выборе курсовой работы и оценке ее значимости очень важно понимание студентом и научным руководителем возможностей внедрения каких–либо элементов работы или ее результатов непосредственно в практику конкретного предприятия, организации социальной группы. На старших курсах подобный «задел» заметно увеличивает возможность распределения выпускника в эффективную фирму или компанию.

    • Также желательно при определении темы курсовой работы предусмотреть возможность продолжения ее разработки в рамках будущей дипломной работы.

Для консультации студента определяется руководитель курсовой работы, который осуществляет ее текущее руководство. Руководство включает в себя оказание организационной и научно-методической помощи студенту в форме систематических консультаций в объеме 3 учебных часов, контроль за выполнением работы в соответствии с планом, проверку содержания и оформления завершенной работы.

Теоретическая разработка темы

Изучение состояния вопроса в научной литературе

Для понимания темы полезно сначала познакомиться с соответствующими главами учебника по психологии, статьями психологического словаря, а затем перейти к изучению рекомендованной литературы, поискам дополнительных источников, статей из психологических журналов и других периодических изданий, к изучению, т.е. к накоплению научной информации по теме;

Некоторые правила работы с литературой:

  • не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме;

  • внимательно просматривать все подбираемые источники;

  • раскрывать для себя все незнакомые психологические термины:

  • записывать возникающие вопросы,

  • заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа:

  • какую главную мысль проводит автор?

  • каковы его аргументы?

  • какие положения он стремится обосновать?

  • как можно возразить автору?

  • что отсюда следует?

  • как согласуется данная работа с другими источниками?

  • какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?

Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будет стимулировать выработку собственной точки зрения.

При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задач и использованную исследователем методику. В ходе чтения у студента должно сложиться представление о курсовой работе в целом; кроме того, он должен подойти к постановке конкретных задач.

Подготовка научного обзора по выбранной теме

Собранную научную информацию необходимо проанализировать, систематизировать, подготовить научный обзор по выбранной теме, обсудить его с руководителем.

Научный обзор по проблеме может быть построен двояко:

  • в виде изложения истории изучения проблемы (какие этапы прошло исследование вопроса, что нового внесли те или иные исследователи);

  • в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности, при этом опять–таки делается краткий обзор разных взглядов).

Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ; выявление данных, подтверждающих друг друга или противоречащих друг другу. При сопоставлении работ необходимо учитывать, какие конкретные факты получены и в каких экспериментах.

Обзор нужно заканчивать краткими выводами, содержащими:

  • перечисление исследованных аспектов проблемы;

  • результаты исследований;

  • суть дискуссионных вопросов и новых аспектов, подлежащих изучению.

  1. Новые поступления литературы за 2010 год. 1

    Документ
    Всероссийская студенческая научно-техническая конференция "Интенсификация тепло-массообменных процессов, промышленная безопасность и экология", 16-18 мая 2005 г.
  2. Бюллетень новых поступлений за март 2010 года (1)

    Бюллетень
    ГОСТ 7.62-2008. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования. - Взамен ГОСТ 7.62-90 ; введ.
  3. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  4. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (2)

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель посвящен 20-летию основания Санкт-Петербургской академии управления и экономики и отражает итоги научно-исследовательской и образовательной деятельности преподавателей и сотрудников вуза.
  5. Отчет о результатах самообследования Новокузнецкого филиала-института

    Содержательный отчет
    Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей,потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательныхуслуг, организации учебного процесса,
  6. Публичный доклад (678)

    Доклад
    6. Наличие читального зала, открытого доступа к книгам библиотеки, наличие электронного библиотечного ресурса (доступа к полнотекстовым базам данных, в том числе международным).
  7. Приоритетный национальный проект “ Образование ”. Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

    Документ
    1.5. Наличие в вузе программ и организационных структур, обеспечивающих функционирование системы управления качеством, развития персонала, подготовки специалистов по новым программам (бакалавриат и магистратура), международного сотрудничества,
  8. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого (1)

    Документ
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10
  9. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого (2)

    Документ
    1.3. Основные направления и наиболее значимые результаты научной и инновационной деятельности, наличие признанных научных школ, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры 11

Другие похожие документы..