Уполномоченному по правам человека в российской федерации лукину В. П

УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лукину В.П.

ЛИЧНО

107084, Москва, Мясницкая ул., д. 47

Адрес для ответа: 115573, г. Москва, а/я 137

Яковлевой О. А.

voda8@yandex.ru

Уважаемый Владимир Петрович!

8 апреля 2009 года представители общественных организаций на личном приеме у Начальника Организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Середы Е.В. передали для Вас Аналитический доклад общественных организаций о дискриминации и нарушении конституционных прав отдельной категории граждан России.

В докладе дан правовой анализ законодательства, приведены: судебная практика и вопиющие случаи нарушений конституционных прав граждан, в том числе инвалидов и пенсионеров – отказы в медицинской помощи, социальном обеспечении, нарушения прав многодетных семей и другие факты конкретных нарушений. Речь идет о системной и целенаправленной дискриминации граждан православного вероисповедания, не приемлющих по религиозным убеждениям использование идентификационных номеров, штрихового кодирования информации, электронные способы учета с применением микрочипов.

Кроме фактов, перечисленных в докладе, на личном приеме были переданы документы, собранные общественными организациями. Общее число граждан составляет 1400 человек, количество нарушений, допущенных по отношению к ним – 4672.

В материалах приводятся вопиющие случаи нарушения прав граждан:

- гражданка Кузьмина Е.В. (г. Санкт-Петербург) скончалась 16.03.2008 г. в возрасте 49 лет. Была больна диабетом. Ей отказанов медицинской помощи и бесплатных лекарствах в связи с ее отказом от медицинского полиса, социальной карты, паспорта гражданина РФ;

- гражданке Гротус А.Н., участник ВОВ (г. Санкт-Петербург) отказано в оформлении инвалидности, медицинской помощи, доплаты к пенсии из-за отказа от медицинского полиса, пенсионного страхового свидетельства, паспорта гражданина РФ;

- гражданке Козловой М.А., жительнице блокадного Ленинграда отказано во всех видах медпомощи, бесплатном проезде, приобретении ж/д и авиа билетов, оформлении наследства из-за отказа от паспорта гражданина РФ, медицинского полиса, пенсионного страхового свидетельства.

Систематизированные таблицы с фактами нарушений прилагаем вторично к настоящему обращению.

Количество обращений граждан к Вам по проблеме дискриминации православных верующих огромно. По данным ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2008 году их число составляет не менее половины от всех обращений.

В интервью «Российской газете» (Центральный выпуск №4921 (97) от 1 июня 2009 г.) ) Вы указываете, что к Уполномоченному поступило по данной проблеме 500 обращений граждан из 40 регионов Российской Федерации.

В своих обращениях граждане пишут не только о несогласии принимать документы и системы учета, противоречащие их религиозным убеждениям, но сообщают Уполномоченному о грубом нарушении их социальных прав и требуют принятия мер по их защите.

Обратившиеся к Вам граждане не отказывается от документов вообще и от своих социальных прав. Эти люди требуют соблюдения Конституции РФ, гарантирующей право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Они имеют право реализовать свои права с использованием традиционных способов учета и традиционных документов.

8 апреля 2009 г. переданы 3 обращения к Уполномоченному по правам человека:

- о личном приеме представителей общественности;

- о принятии правовых мер по прекращению дискриминации и нарушения социальных и других прав граждан;

- об отстранении от занимаемой должности Начальника отдела по защите свободы совести М.И. Одинцова.

Необходимо напомнить, что Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»предоставляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации широкие возможности и реальные полномочия по защите законных прав и интересов граждан.

В соответствии со статьей 21 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

 

Статья 31 закона предоставляет Уполномоченному право (по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан):

- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32 в случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

- выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

- обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии;

- Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Статья 33 закона предоставляет Уполномоченному право направлять в Государственную Думу Специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации.

К сожалению, действия Аппарата Уполномоченного по правам человека находятся в полном противоречии с указанными положениями федерального закона.

1. Общественные организации передали систематизированный аналитический материал о массовых нарушениях основополагающих конституционных прав граждан (назначение и выплата пенсий, медицинская помощь, социальное обеспечение многодетных семей и инвалидов). Нарушаются права наименее защищенных граждан, подавляющее большинство которых не могут самостоятельно использовать средства правовой защиты.

2. Общественность поставила Вас в известность о бездействии Аппарата Уполномоченного (Начальника отдела по защите свободы совести М.И. Одинцова) и потребовала отстранения от должности М.И. Одинцова в связи с невыполнением своих обязанностей и действующего законодательства.

Вместо принятия безотлагательных правовых мер по прекращению массовой дискриминации граждан, гражданам была направлена формальная, несостоятельная с правовой точки зрения и оскорбительная, по сути, отписка. Этот «ответ» подписан тем же должностным лицом (Одинцовым М.И.), действия которого обжалуются и увольнения которого требуют граждане и общественные организации.

В соответствии со статьей 22, приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

 Однако этот принцип рассмотрения жалоб нарушается в самом Аппарате Уполномоченного. Обращения общественных организаций и граждан, обжалующих бездействие должностного лица Аппарата Уполномоченного, рассматривается этим же должностным лицом.

Аппаратом Уполномоченного игнорируется позиция Русской Православной Церкви, выраженная в официальных документах.

Позиция Русской Православной Церкви по вопросу соблюдения прав граждан в связи с внедрением новых технологий высказывалась в официальных решениях и документах: Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года, Посланиях Архиерейского Собора 2004 г. к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года, выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г., Определении Освященного Архиерейского Собора-2008 Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (приняты на Архиерейском Соборе-2008 г.).

Священный Синод неоднократно говорил о недопустимости дискриминации православных граждан, лишения их социальных и других прав в связи с отказом от использования новых технологий при учете данных.

Предвидя сегодняшнюю ситуацию, высший канонический орган РПЦ Священный Синод Русской Православной Церкви, еще в 2000 году в Заявлении от 7 марта ставил вопрос о необходимости создания альтернативной системы учета персональных данных:

«…Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести − принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг…».

Русская Православная Церковь говорит о недопустимости дискриминации верующих, не приемлющих электронные технологии для осуществления своих конституционных, социальных и других прав в Обращении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 г.:

«…Наконец – и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности…».

Нам известно, что Заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин направил письмо Уполномоченному по правам человека с просьбой дать оценку проблеме дискриминации верующих и оказать помощь гражданам, сталкивающимся с ней.

Однако ответ Начальника отдела по защите свободы совести Одинцова М.И гражданам и организациям свидетельствует о том, что и обращение Русской Православной Церкви в защиту законных прав и интересов своих чад оставлено без внимания.

Если бездействие должностного лица Одинцова М.И. очевидно, то Ваша позиция как Уполномоченного пока не ясна.

Так, в Ежегодном докладе за 2008 г. констатировано, что более половины от общего числа составляют обращения верующих граждан, отказывающихся принимать новые документы.

Однако в докладе искажается их суть, проблема дискриминации, о которой пишут граждане, замалчивается. Требования и содержание обращений намеренно трактуются упрощенно как «отказы от документов со штриховым кодированием». В то время, как граждане в обращениях требуют прекращения дискриминации и нарушения их конституционных прав, гарантированных статьями 28, 29, 39, 41 Конституции РФ. В обращениях сообщаются конкретные факты дискриминации и нарушения их социальных прав.

Столь же неопределенно мнение Уполномоченного, высказанное в интервью Российской газете. Вы констатируете, что обращений верующих граждан, отказывающихся принимать паспорта граждан РФ и электронные документы, становится больше. Однако и здесь умалчиваете, что суть обращений не в отказе от документов, а в нарушении прав граждан, их не принимающих.

Полным молчанием Уполномоченный по правам человека обходит вопрос «о слухах, что государство не выплачивает пенсии, лишает права на медицинскую помощь, пособия и др.».

О каких «слухах» можно говорить? Только из полученных Вами обращений известно, что эти вопиющие нарушения не «слухи», а реальность, в которой живут сотни тысяч граждан, 500 из которых лично Вам об этом написали.

Не нужно напоминать, что к моменту интервью Аппарату Уполномоченного был передан Аналитический доклад общественных организаций о массовых нарушениях основополагающих конституционных прав граждан с приложением материалов о конкретных фактах.

Представляется, что Доклад и интервью являются следствием плохой работы Отдела Аппарата Уполномоченного по защите свободы совести.

Подробный правовой анализ незаконных действий государственных ведомств дан в Аналитическом докладе и Обращениях общественных организаций (8 апреля 2008 г.).

Здесь считаем необходимым напомнить, что бланк паспорта гражданина РФ не утвержден ни федеральным законом, ни другим нормативным актом.

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» во исполнение Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", которыми новый паспорт введен в действие, содержит указание: «БЛАНК ПАСПОРТА НЕ ПРИВОДИТСЯ». Таким образом, паспорт введен в действие без утверждения конкретного бланка.

Паспорт гражданина СССР является действующим документом до принятия федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ». Это многократно установлено решениями судов всех уровней.

Медицинские полисы и пенсионные страховые свидетельства выдаются коммерческими страховыми компаниями и фондами, и не являются в соответствии с Конституцией РФ обязательным условием реализации конституционного права на социальное обеспечение и бесплатную медицинскую помощь и др. социальных прав.

Мы не допускаем мысли о том, что Уполномоченный по правам человека может считать законным лишение граждан гарантированных Конституцией РФ прав на пенсию, социальные и детские пособия, медицинской помощи из-за отказа по религиозным убеждениям принять документ с использованием электронных технологий, при согласии получить документ традиционной формы.

В соответствии со статьей 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного учреждена в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Разрешить социальные проблемы верующих невозможно путем принуждения и нарушения их конституционных прав. Для решения этого вопроса нужен равноправный, правовой диалог граждан с властью, которому может и должен способствовать Уполномоченный по правам человека.

Направляем конкретные предложения по принятию правовых и административных мер для восстановления конституционных прав граждан, пострадавших от дискриминации.

1. Просим Вас предпринять все предоставленные законом правовые меры по:

  • прекращению дискриминации православных граждан;

  • соблюдению конституционного права иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, гарантированного статьей 28 Конституции РФ;

  • прекращению принуждения граждан к изменению религиозных убеждений путем нарушения их социальных и других прав;

  • принятию законодательных актов по обеспечению всех прав верующих граждан, не приемлющих использование электронных и наноэлектронных технологий при учете данных;

  • закреплению на законодательном уровне для этой категории граждан традиционных способов учета и традиционных документов.

2. С целью прекращения существующей дискриминации и нарушений конституционных прав верующих граждан Российской Федерации необходимо:

Президенту и Правительству Российской Федерации:

  • принять правовые меры по прекращению дискриминации граждан РФ, по религиозным убеждениям отказавшихся от получения паспорта гражданина РФ;

  • обеспечить соблюдение равенства прав граждан, по религиозным убеждениям отказавшимся от паспорта гражданина РФ при получении медицинской помощи, пенсий, субсидий, устройстве на работу, учебе, совершении гражданско-правовых сделок, приобретении билетов и реализации других прав.

Прокуратуре РФ и Министерству внутренних дел РФ:

  • при обращениях граждан по фактам нарушения их конституционных прав и дискриминации, связанных с отказом от получения паспорта гражданина РФ по религиозным убеждениям, привлекать виновных служащих и должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 136 Уголовного кодекса.

Государственной Думе ФС РФ:

  • ускорить рассмотрение законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»;

  • включить в данный законопроект конкретные положения:

— о бланке паспорта, не содержащем кощунственной для христиан символики, микрочипов, графы «Личный код», штрихового кодирования и недоступной для прочтения без специального оборудования информации;

— включить в бланк паспорта графу «Национальность», которая заполняется по желанию гражданина.

Федеральной Миграционной службе Российской Федерации:

До принятия Федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» и утверждения бланка паспорта, не оскорбляющего религиозные чувства верующих и не противоречащего их религиозным убеждениям, необходимо:

  • гражданам, сдавшим, потерявшим паспорт гражданина РФ, выдать временные удостоверения личности без указания его срока действия;

  • гражданам, вынужденно проживающим с паспортами гражданина СССР, вклеить фотографии при достижении возраста 45 лет.

3. Просим поддержать законодательные инициативы православной общественности.

Реализуя конституционное право участвовать в управлении делами государства, гарантированное статьей 32 Конституции РФ, православные и общественные организации готовят предложения к изменению законодательства.

Основные предложения – изменения в ФЗ «О персональных данных», Налоговый кодекс, ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ФЗ «О трудовых пенсиях» и др. законы.

В проекте ФЗ о внесении изменений в перечисленные выше законы предлагается закрепить:

  • право человека на духовную жизнь;

  • право человека на реализацию своих социальных прав без нарушения права на религиозные и иные убеждения;

  • запрет на принуждение к использованию новых методов и способов учета данных, противоречащих религиозным и иным убеждениям человека;

  • законодательные гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета;

  • гарантии права человека выбрать систему учета данных;

  • запрет дискриминации граждан, использующих традиционную систему учета;

  • запрет на создание на человека единого файла данных, постоянно обновляющегося в режиме реального времени;

  • запрет на имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека вне зависимости от используемой системы сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации;

  • запрет на нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток вне зависимости от используемой системы сбора;

  • запрет на создание биологических микрочипов и биокомпьютеров из клеток человека вне зависимости от используемой системы сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации.

Введение понятия «традиционные символы и способы», которые включают в себя использование имени, фамилии и отчества, даты и места рождения, адреса места жительства при сборе, обработке, учете и защите персональных данных и личной конфиденциальной информации человека и его документов с применением компьютерной техники, но без использования электронных и наноэлектронных технологий, основанных на цифровой, буквенно-цифровой идентификации, штриховом кодировании, радиочастотной (микрочипы), биометрической и других способов и средств автоматической идентификации человека и его документов.

Разграничение персональной и личной конфиденциальной информации (включающей в себя сведения о частной жизни, деятельности, семье, состоянии здоровья, расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных, философских и иных убеждениях, интимной жизни, биометрические данные человека, данные о психических и психологических характеристиках и особенностях).

Специальные категории данных

Информация, включающая в себя сведения о частной жизни, деятельности, семье, состоянии здоровья, расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных, философских и иных убеждениях, интимной жизни, биометрические данные человека, данные о психических и психологических характеристиках и особенностях, определена как личная конфиденциальная информация, сбор, обработка и учет которой не допускается без согласия человека, являющегося ее обладателем.

Исключения – привлечение к уголовной ответственности, оперативно-розыскная деятельность, защита жизни и здоровья.

Введение понятия «психические, психологические характеристики и особенности человека». Эта информация, как и личная конфиденциальная, также подлежит особой защите. В действующем законе есть только биометрические характеристики.

Идет разработка изменений в основные законодательные акты, регулирующие порядок реализации прав граждан: на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, образование, труд и др.

Цель изменений - закрепление в федеральном законодательстве конкретных положений о функционировании традиционной системы учета данных и традиционных документов для граждан, не приемлющих по религиозным и иным убеждениям использование новых электронных и наноэлектронных способов учета.

С уважением,

Международное общественное движение

«За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов»

Руководитель

Православный писатель

Филимонов В.П.

Союз православных юристов

Председатель Союза православных юристов,

член Московской областной коллегии адвокатов,

Почетный адвокат России

Яковлева О.А.

Ассоциация общественных и общественно-политических организаций

«Антиглобалистское сопротивление»

Доктор филологических наук, профессор

Государственного Московского городского

педагогического университета

Борисова Е.Г.

Общественное движение «За Русь Святую, за будущее детей»

Кириченко Е.А.

Гражданское движение «Земля России – достояние народа»

Член Совета

Грищенко Е.А.

Межрегиональная общественная организация "Информационно-образовательная Сеть коренных народов "Льыоравэтльан"

Председатель Совета

Шерматова Г. К.

9 июня 2009 г.

  1. Отчет о работе Общественной приемной при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (2)

    Содержательный отчет
    Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями по вопросам защиты прав и свобод человека (Перечень запросов)
  2. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  3. Заседания проведенного под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина 23 июня 2010 г. «круглого стола» с повесткой

    Документ
    заседания проведенного под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина 23 июня 2010 г. «круглого стола» с повесткой: "О ходе реализации Рекомендаций проведенного Уполномоченным по правам
  4. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (2)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  8. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального

Другие похожие документы..