К истории создания Конституции Российской Федерации о работе Конституционной комиссии (1990–1993 гг.) Часть восьмая. Июль–декабрь 1993 года2

О.Г. Румянцев1,
президент Фонда конституционных реформ,
канд. юрид. наук

Кисториисоздания
КонституцииРоссийскойФедерации

ОработеКонституционнойкомиссии (1990–1993 гг.)

Часть восьмая. Июль–декабрь 1993 года2

На второе полугодие 1993 г. пришелся заключительный этап создания Конституции Российской Федерации, принятие которой по прошествии многих лет выглядит как захватывающая детективно-исто­ри­ческая история.

Она состоит из нескольких «параллельных», постоянно переплетающихся между собой сценариев. Во-первых, шла объективная политическая борьба реальных социально-экономических интересов определенных групп, которую можно было условно интерпретировать как борьбу «демократов» и «коммунистов», «реформаторов» и «консерваторов» и т.п.; это была в основном при всей ее пестроте борьба между идеями. Второй сценарий составляло противоборство старых и новых элит по поводу власти, для которой конституционные стычки служили инструментом. И третий — почти откровенная борьба амбиций политических лидеров, роль личностей в истории 1990–1993 годов была как никогда высока.

Таким образом, собственно, содержательная полемика по поводу характера нового государства и его новой Конституции и борьба против всяких искажений за утверждение разумного порядка вещей были окрашены личными представлениями и групповыми интересами действующих лиц.

Автор осознанно уходит от деталей содержательной стороны разногласий по текстам глав и статей конституционного проекта, оставляя возможность сравнения читателям данного академического издания. Для общего понимания заключительной стадии конституционной революции 1990–1993 годов, завершившейся принятием новой Конституции, ключевым представляется общий сценарный фон дуэли двух проектов Конституции и стоявших за ними политических и социально-экономических проектов, за которые, собственно, и вели битву две основные ветви власти в рассматриваемый период.

События на заключительном отрезке конституционной реформы во втором полугодии 1993 г. развивались так.

1. В июле–августе продолжились начатые с конца апреля 1993 г. пуб­личные дебаты по двум официальным проектам Конституции Российской Федерации — проекту Конституционной комиссии и проекту, заяв­ленному от имени Президента и вынесенному им на Конституционное совещание. Доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений. 12 июля Конституционное совещание одобрило ­проект Конституции Российской Федерации, который уже можно было во многом считать синтезом норм двух основных первоисточников. Верховный Совет начал определяться с порядком принятия новой Конституции Съездом народных депутатов РФ, назначенным на ноябрь 1993 г. Развернулось обсуждение двух проектов Конституции в регионах, как и борьба за их поддержку.

2. В августе–сентябре 1993 г. Президент РФ предпринял шаги к замещению Съезда и Верховного Совета создаваемым им Советом Федерации. В сентябре была проведена блиц-работа по срочному согласованию двух проектов Конституции в созданной Председателем Конституционной комиссии РФ Б.Н. Ельциным обновленной Рабочей группе Комиссии. Одновременно был подготовлен и завизирован широким кругом должностных лиц президентский Указ о поэтапной конституционной реформе.

3. Ход конституционного процесса становился все более неровным и 21 сентября Президент издал упомянутый Указ, в ответ на что последовало его отрешение от должности. Политическое противоборство привело к полному конституционному коллапсу, достигшему наивысшей точки в гражданском противоборстве 3–4 октября 1993 г. и повлекшему «наведение конституционного порядка» чрезвычайными мерами, а также череду президентских решений, полностью перекроивших правовое пространство Российской Федерации.

4. На заключительном этапе, с 11 октября до 8 ноября, проект Конституции прошел существенную доработку в Администрации Президента при участии органов Конституционного совещания и под личным конт­ролем и при непосредственной частичной правке Президента РФ. 12 декабря 1993 г. прошло голосование по новой Конституции РФ, которая была опубликована 25 декабря 1993 г. и вступила в силу на всей территории Российской Федерации.

Два «согласованных проекта Конституции Российской Федерации».
Июль 1993 г.

Напомним, что 29 апреля (под воздействием итогов референдума 25 апреля 1993 г. и последовавшего за ним внесения Президентом РФ альтернативного проекта Конституции РФ) Верховный Совет принял подготовленное в Конституционной комиссии Постановление «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации»3, где поставил задачу рассмотреть проект новой Конституции Российской Федерации на созываемом для ее принятия 17 ноября очередном десятом Съезде народных депутатов.

Стороны спора продолжали движение к новой Конституции. Особенно насыщенной событиями выдалась вторая декада июля.

12 июля на пленарном заседании Конституционного совещания в Кремле был подведен итог первого этапа его работы: одобрен доработанный проект Конституции4. Участники ставили подписи в больших альбомах, некоторые даже записывали свои пожелания5. Впрочем, некоторых подписей недосчитались: так, из почти 100 членов Конституционной комиссии одобрили проект Конституционного совещания 30 человек, включая Президента Ельцина6; из 9 депутатских фракций проект подписали представители трех — «Радикальные демократы» (Г.И. Задонский), «Демократическая Россия» (Ю.С. Сергеев) и «Согласие ради прогресса» (Ю.М. Нестеров). В этот же день проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, был направлен Президентом РФ Б.Н. Ельциным в Конституционную комиссию и в Верховный Совет7.

В тот же день на встрече представителей руководства Верховного Совета (заместителя Председателя ВС РФ В.А. Агафонова и секретаря Президиума ВС РФ В.Г. Сыроватко) с народными депутатами РФ — участниками Конституционного совещания, было заявлено: руководство Верховного Совета намерено и дальше вести конституционный процесс в рамках Конституции, что бы об этом ни говорили его критики8.

Тогда же 12 июля председатель недавно образованного Комитета ВС РФ по конституционному законодательству В.Б. Исаков внес в Верховный Совет пакет очередных поправок к Конституции. 16 июля он же представил законопроект «О порядке принятия Конституции РФ», выполняя данное ВС РФ еще в апреле поручение Комитету по законодательству совместно с Конституционной комиссией подготовить проект закона об изменениях и дополнениях Конституции, связанных с порядком принятия новой Конституции Российской Федерации. Такой закон должен был решить остававшиеся открытыми вопросы: каким большинством (простым или квалифицированным) принимается новая Конституция (как за основу, так и в целом); необходимо ли вынесение ее основных положений или всего текста на референдум для всенародной ратификации после принятия Съездом; каков порядок участия субъектов Федерации в согласовании и принятии новой Конституции. Конституцию согласно законопроекту мог принимать СНД РФ большинством в 2/3 голосов или референдум, на котором Конституция считалась бы принятой, если за нее проголосуют не только более 50% избирателей, внесенных в списки, но и 2/3 субъектов РФ; итоги референдума в регионах подводились бы по принципу 50% плюс один голос.

Представленные законопроекты вызвали критику как членов Рабочей группы Конституционной комиссии, так и лидеров Конституционного совещания в Кремле9; отмечалось, что полномочия Президента по воздействию на исполнительную власть сокращались по сравнению с действовавшей Конституцией, кроме того, вырисовывался не совсем оптимистический сценарий ноябрьского Съезда по Конституции. ВС РФ счел упомянутый законопроект представленным и разослал его в порядке подготовки к рассмотрению в первом чтении.

После получения одобренного Конституционным совещанием проек­та Конституции Рабочая группа Конституционной комиссии в полном составе в течение нескольких дней внимательно изучала его новеллы, инкорпорируя многие из них в свой проект и докладывая об этом Верховному Совету.

17 июля доработанный в Конституционной комиссии проект Конституции РФ был направлен народным депутатам Российской Федерации10; через две недели он был разослан и в регионы11.

Проекты действительно сближались12. Конституционная комиссия, например, решила взять из проекта Конституционного совещания, среди прочего, удачную важную норму из первой главы об основах конституционного строя: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ныне часть 1 статьи 8 Конституции РФ); поддержано было положение о Президенте как главе государства, а не исполнительной власти; под давлением руководства ВС РФ и глав регионов в проект Конституции РФ был-таки включен Федера­тивный договор. И напротив, в результате интенсивной работы участниками Конституционного совещания и его рабочей комиссии в первоначальный «президентский» проект было внесено несколько сотен поправок, восстановлены многие наработки Конституционной комиссии, а также заполнены, хотя и не всегда лучшим образом, многочисленные пробелы первоначального президентского проекта. Конституционное совещание приняло предложение Комиссии зафиксировать в качестве первой главы Конституции основы конституционного строя, чего не было в первоначальном президентском проекте, равно как и самого понятия конституционного строя. В основу главы 2 — о правах и свободах человека и гражданина — был положен проект Конституционной комиссии.

В целом проект Конституционного совещания становился не только более социальным; можно сказать, что был разработан в некотором роде новый проект Конституции Российской Федерации — гораздо больше напоминавший «консолидированный» вариант13.

Но по-прежнему оставались разногласия. Например, относительно возможности конституционного ограничения прав человека (в том числе и права собственности на землю). Конституционное совещание так и не согласилось с идеей сохранить содержавшуюся в проекте Конституционной комиссии главу о гражданском обществе в качестве конституционной гарантии саморазвития и самоуправления институтов гражданского общества, воспринимающего государство в качестве своего официального представителя. По вопросам федеративного устройства (конституционный статус субъектов Федерации, их равенство, порядок формирования верхней палаты парламента, основы бюджетного прогресса, бюджетные полномочия регионов). По кардинальным положениям особой смешанной формы правления, рассчитанной на президентский режим с акцентом на сильную персональную власть и соответствующий дисбаланс властных полномочий, где «президентский» проект не претерпел особых изменений по сравнению с первоначальным текстом; воистину огромные полномочия главы государства были сохранены. Немало вопросов сохранилось по праву Президента на роспуск палаты законодательного органа, механизмам подотчетности Правительства и пр. Не было согласия и по Заключительным положениям Конституции: порядку ее принятия и изменения, пониманию статуса самого Конституционного совещания, а также по системе федеральных конституционных законов14. Наконец, по норме о месте РФ в союзе государств.

Итак, на середину июля 1993 г. парламентская и президентская стороны сохраняли паритет: у каждой был свой вариант «согласованного проекта Конституции Российской Федерации», оба были тогда же обнародованы15. Нужно было предпринимать усилия по выработке действительно единого согласованного проекта. Заметим, что ни о какой особой спешке речи не было: несмотря на политическую борьбу, продолжался нормальный законодательный процесс, дававший на стадии согласования проекта Конституции все больше примеров сближения позиций. Вопрос был в том, продолжится ли поступательное движение навстречу друг другу и не изменит ли сторонам политическая выдержка.

Обсудив оба проекта Конституции, Верховный Совет РФ 20 июля предложил Конституционной комиссии продолжить (с участием полномочных представителей субъектов Федерации) трудиться над дорабатываемым в Комиссии проектом, поскольку основные его положения уже одобрил шестой СНД РФ. Причем — и это был шаг навстречу перспективе компромисса — делать это с учетом поступившего от Президента Российской Федерации проекта Конституции Российской Федерации16. Р.И. Хасбулатов высказался в излюбленной манере: «…подтвердилось худшее опасение…в результате мыимеемдвапроекта: плохойиоченьплохой… я даже не уверен, какой из них с такой позиции лучше». При этом он предостерег: «Прекратите воспринимать конкретные личности…Мы должны принимать Конституцию для каждого, для других... Откуда у вас уверенность, что завтра Президентом не станет злодей Хасбулатов? И тогда он использует эти полномочия в статье 94 для того, чтобы в два дня ввести диктатуру в стране. Вы можете... не примеривать президентские мундиры лицам, которые сейчас действуют?»17.

Привлекали внимание два других пункта принятого Постановления: обобщение поступающих поправок к проекту Конституции было возложено уже не только на Конституционную комиссию, но и на новый Комитет ВС РФ по конституционному законодательству; более того, в целях «повышения эффективности работы над созданием согласованного проекта Конституции» Конституционной комиссии было поручено подготовить предложения об обновлении ее состава, а представительным органам власти регионов — рекомендовать по одному полномочному представителю для работы в ней. Речь шла о создании нового варианта Конституционной комиссии, синхронизируемой с парламентским Комитетом по конституционному законодательству, что наводило на мысль о перспективах торможения «слишком разогнавшегося» конституционного процесса путем переключения на внесение изменений в действовавшую Конституцию18.

  1. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы,

    Диссертация
    Уголовно-правовая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества, как преступлений, совершаемых военнослужащими в военное время и в боевой обстановке .
  2. Волкогон А. В. Некоторые вопросы предоставления гарантий инвестиций юридических лиц государством

    Статья
    Алексанян А.Ф. Основные направления совершенствования контроля и надзора в сфере обеспечения информационной прозрачности эмитентов эмиссионных ценных бумаг 10
  3. Москва (18)

    Документ
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  4. В. Н. Руденкин - профессор, доктор политических наук, Уральский государственный университет им А. М. Горького

    Документ
    Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.
  5. Исторический факультет вопросы истории, международных отношений и документоведения (1)

    Документ
    Представлены результаты исследований студентов и аспирантов исторического факультета, выполненных в 2009 г. Они посвящены малоизученным проблемам археологии, отечественной и всеобщей истории, теории и практики современных международных
  6. Ю. В. Самович (отв редактор)

    Документ
    Актуальные проблемы защиты прав человека (по материалам международной заочной научно-практ. конф., посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека и 15-летию Конституции Российской Федерации) /отв.
  7. Другое небо. Ложные стереотипы российской демократии. Анализ Чеченс

    Документ
    Пятигорске, готовился к поступлению в Московский университет. С 1958 по 19 1 год учился на Физическом факультете Московского университета. С 19 1 по 19 4 год служил в армии (рядовым).
  8. При поддержке программы правительства Швейцарии «Дорога Свободы» Финансирование четвертого исправленного и дополненного издания осуществлено за счет средств Института «Открытое общество»

    Документ
    Настоящее издание предназначено для широкого круга читателей, в том числе теоретиков и практиков правовой сферы, правозащитников и всех тех, кто сталкивается с необходимостью обращения в Европейский Суд и другие межгосударственные
  9. Ученые записки скагс (5)

    Ученые записки
    Административная реформа, осуществляемая в Российской Федерации, ставит перед учеными и специалистами в области теории государственного и муниципального управления задачу осмысления этого процесса, анализа первых практических результатов

Другие похожие документы..