Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

РАБОЧая программа по биологии
основного общего образования

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта для 6 класса

, среднего (полного) общего образования на базовом уровне для 7-9 классов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые будут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделенов том числе 6 класс по стандарту 70 ч (2ч в неделю), 7-9 классах – по 68 часов ( по 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

VI класса

Учащиеся должны знать:

-- строение и функции клетки;

— особенности строения и жизнедеятельности бактерий, гри­бов, растений;

— сведения о таксономических единицах;

— способы размножения бактерий, грибов, растений;

— основные этапы развития растительного мира;

— взаимосвязь растений с факторами среды;

— взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

— роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

— охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

— основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться увеличительными приборами, готовить мик­ропрепараты и работать с ними;

— вести наблюдения и ставить опыты с растениями;

— проводить наблюдения в природе за сезонными измене­ниями, вести фенологический дневник;

— ухаживать за растениями, выращивать их;

— соблюдать правила поведения в природе;

— работать с учебником: составлять план параграфа, использо­вать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Моу Дружненская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа курса

«Биология»

6 класс

(70 часов)

Разработана Толмачева О.Д.

учителем биологии и химии

П. Дружный 2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. При разработке программы использовано методическое пособие Л.Д.Панфиловой «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 2 часа в неделю.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Учебно-методический комплект для учащихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2006) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2007).

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

  • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;

  • работа с иллюстрацией учебника;

  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;

  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;

  • проведение викторин и опросов;

  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);

  • решение биологической задачи (устно или письменно);

  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;

  • устный ответ с указанием частей растения на таблице;

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;

  • сравнение признаков объекта;

  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);

  • обсуждение индивидуального сообщения товарища;

  • письменный программированный опрос;

  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;

  • письменный биологический диктант по терминам;

  • творческий отчет по экскурсии.

Содержание программы

(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

  1. Приказ № рабочая программа по биологии Основное общее образование; 7 «А» класс (гимназический) и 7 «Б»

    Рабочая программа
    Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 5 – 9 классов Н.
  2. Программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения Пояснительная записка

    Программа
    Примерная программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  3. Приказ №284 от «31» августа 2010г. Рабочая программа по истории основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по истории для 9 класса МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова» составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного
  4. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов
  5. Основная образовательная программа основного общего образования Пояснительная записка (2)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа МОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» – нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования и организацию образовательного процесса в 2010-2011 учебном году, с учётом типа и
  6. Основное общее образование пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности,
  7. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  8. Приказ № от 2010 го да рабочая программа по биологии для 6

    Рабочая программа
    освоение знаний о методах научного познания природы; современной биологической картине мира: законах природы и эволюции жизни; знакомство с основами строения и жизнедеятельности организмов, принципы их классификации.
  9. Приказ № от 2011г Рабочая программа. По биологии. Курс «общая биология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Законом об образовании Р.Ф.; Законом об образовании Р.Т., в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждённый приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г.

Другие похожие документы..