План практических занятий по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждаю

Зав. кафедрой

дошкольного образования

__________ Н.Г. Дубешко

14 мая 2011 г. (протокол № 10)

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

для студентов 3 курса специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование

Дополнительная специальность1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (коллоквиум)

Обучение связной монологической речи детей дошкольного возраста

Формирование связной речи – центральная задача развития речи. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы. Студентам при изучении литературы следует выделить основные положения, на которых базируется методика: понятие связной речи и ее значение, закономерности развития связной речи у детей, задачи и содержание обучения связной речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно изучить закономерности развития диалогической речи по возрастным группам. Обратить особое внимание на тесную связь решения задач развития связной речи с другими речевыми задачами: обогащения словарного запаса, формирования грамматической и фонетической сторон речи.

Будущим специалистам необходимо хорошо знать особенности типов связных высказываний: их функции и структуру, языковые средства, характерные для каждого типа, а также типичные межфразовые связи (цепная, параллельная, лучевая); четко представлять себе содержание и методику работы по формированию умений, необходимых для того, чтобы составлять описания, повествования и рассуждения.

Раскрывая приемы обучения, следует показать не только технологию их применения, но и зависимость использования от уровня развития связной речи, характера и типа связного высказывания. Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения, направленные на обогащение предметно-логического содержания и освоение структуры описания, повествования и рассуждения, их языкового оформления, способов связи между отдельными предложениями и частями связных высказываний.

I. Вопросы для обсуждения

  1. Понятие связной речи. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.

  2. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

  3. Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.

  4. Приемы обучения рассказыванию. Своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.

II. Учебно-исследовательские задания

  1. Разработать схемы – памятки «Алгоритм построения занятия по обучению детей различным видам рассказывания» (рассказывание по игрушкам и картинам, рассказывание из опыта, обучение пересказу, обучение творческому рассказыванию).

  2. Подготовить реферат на тему (по выбору):

    • Влияние художественной литературы и фольклора на детское словесное творчество.

    • Дидактическая игра как средство обучения связной монологической речи.

    • Использование моделирования в обучении детей рассказыванию.

Учебно-методические материалы к разделу

«Обучение связной монологической речи детей дошкольного возраста»

1. Схемы-памятки «Алгоритм построения занятия по обучению детей различным видам рассказывания» (рассказывание по игрушкам и картинам, рассказывание из опыта, обучение пересказу, обучение творческому рассказыванию).

2. Диагностическая программа по изучению связной речи детей дошкольного возраста.

  1. Реферат на тему (по выбору):

    • « Влияние художественной литературы и фольклора на детское словесное творчество».

    • «Дидактическая игра как средство обучения связной монологической речи»

    • «Использование моделирования в обучении детей рассказыванию»

III. Список рекомендуемых источников:

      1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.; Академия, 2000. – С. 327 - 341.

      2. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника /О.М.Дьяченко. – М., 1996.

      3. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С.Ушаковой. – М., 2001.

      4. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

      5. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2008

      6. Развитие речи и творчества дошкольников/ под ред. О.С. Ушаковой М., 2001.

      7. Родари, Дж. Грамматика фантазии / Дж. Родари. – М.,1989.

      8. Стародубова, Н.В. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Н.В. Стародубова.— М., 2007.

      9. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н. С. Старжинская, Д.Н.Дубинина.- Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.

      10. Смольникова, Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999 –– С.439 – 444

      11. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И.Тихеева; под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1981.

      12. Яшина, В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей 6 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999 –– С.456 – 460.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Методика развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой

При изучении данной темы студент должен владеть некоторым уровнем психолого-педагогических и литературоведческих знаний. Самостоятельную работу следует начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками исследуются в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, О.И.Никифоровой, Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной и др.

Помимо общих особенностей восприятия художественной литературы, необходимо изучить возрастные особенности этого процесса. Обобщенно они представлены Л.М.Гуович.

Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач литературного образования в детском саду. Рекомендуется тщательно изучить конкретные задачи по возрастным группам, раскрыть содержание принципов отбора художественной литературы, определить круг детского чтения и проследить линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует изучить литературу, обратив внимание на следующие вопросы:

  • подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

  • подача произведения детям;

  • повторность чтения;

  • сочетание нескольких произведений на одном занятии;

  • структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

  • беседы в связи с чтением;

  • время и место чтения;

  • техника художественного чтения и рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение.

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

  • психологические возрастные особенности усвоения и запоминании материала;

  • содержание и форма стихотворения;

  • качество выразительного чтения взрослых;

  • приемы, используемые на занятиях;

  • индивидуальные особенности детей.

Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей.

Для понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников, работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать приёмы рассматривания иллюстрации.

I. Вопросы для обсуждения.

  1. Методика ознакомления с художественным произведением (проза) в разных возрастных группах.

2. Приемы обучения выразительному чтению стихов. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.

3. Формы работы с книгой в дошкольном учреждении.

II. Научно-исследовательские задания.

  1. Подготовить сообщение по статье А.В.Запорожца «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения»

  2. Подготовить конспект занятия по заучиванию стихотворения.

  3. Подобрать 2-3 книги с иллюстрациями известных художников для анализа на занятии.

Учебно-методические материалы к разделу

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

  1. Конспект статьи А.В.Запорожца «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения».

  2. Конспект занятия по заучиванию стихотворения.

  3. Письменный анализ книг с иллюстрациями известных художников для детей дошкольного возраста.

III. Рекомендуемая литература

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. Пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.; Академия, 2000. – С. 327 - 341.

  2. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. – М., 1999.

  3. Гурович,Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 501-509.

  4. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр.психол. труды /А.В.Запорожец:в 2 т. – М., 1986. – Т.1.

  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С.Карпинская. – М., 1972. – с. 3-27; 48-70.

  6. Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 485-497.

  7. Пралеска: Программа дошкольного образования \ Е.А.Панько и др. - -Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

  8. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений обоеспеч. получ. дошкольного образования с русским языком обучения / Е.А.Панько и др. – Минск:НИО; Аверсэв, 2007. 304 с.

  9. Соловьева, О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 498-501.

  10. Стародубова, Н.В. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Н.В. Стародубова.— М., 2007.

  11. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А.Флерина. – М., 1961. – с.271-274; 290-302.

  1. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.
  2. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Комплексные мультимедийные средства в образовании 44 4 Зачет 3 Управление образовательными системами 7 4 Зачет 4 Современные средства оценивания результатов обучения 8 Зачет 5 Социальная психология 00 К/р Экз.
  4. Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

    Вопросы к экзамену
    8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» полной образовательной программы Тобольск

    Учебно-методический комплекс
    3 Этнология 10 4 Психолого-педагогическая коррекция 00 Зачет 5 Психотерапия 18 10 Основы психологии семьи и семейного консультирования 0 К/р Экз.
  6. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (1)

    Документ
    Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Психология", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и психология" / Г.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  8. Дискуссия «научных креационистов» с эволюционистами

    Документ
    В современных дискуссиях вокруг проблем теории эволюции считается почти общепризнанным, что теория эволюции сталкивается с серьезными трудностями в объяснении явлений живой природы и не в состоянии решать возникающие здесь проблемы.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Теория и методика обучения информатике Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Изучение курса «теория и методика обучения информатике» опирается на полный цикл базовых знаний по информатике, вычислительной математике, а также дисциплин психолого-педагогического цикла.

Другие похожие документы..