Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра русского языка и литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«История русской литературы XIX века I половина»

для студентов 2 курсов БР ДО

Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден доцент

на заседании кафедры Кагарманова М.Ш.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.

Заведующий кафедрой _________ М.Ш. Кагарманова

Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2 Государственный стандарт.

3. Пояснительная записка.

4. Цель и задачи учебного курса.

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Техническое обеспечение дисциплины.

8. Объем и сроки учебного курса.

9. Рабочая программа.

10.Практические занятия.

11. Самостоятельный анализ произведений.

12.Практические занятия.

13.Художественные тексты.

14. Учебники, учебные пособия, научные исследования.

15. Персоналии.

16. Вопросы для самоконтроля.

17. Методические рекомендации преподавателям.

18. Методические рекомендации студентам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)


Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)

Москва 2005

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

ДПП.Ф.14

История русской литературы

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом. Художественные открытия русских писателей явились важным вкладом не только в национальную литературу и культуру, но и в общемировую литературу и культуру. Творчество великого поэта А.С. Пушкина составляет центр, к которому сходятся все линии литературы – предшествующей и последующей. В преподавании курса важно иметь установку на освоении студентами эстетического значения произведений русской классики ХIХ века. Важен в преподавании курса и другой аспект, отмеченный автором программы по истории русской литературы XIX века В.А. Бегловым: «…В центре преподавания должна быть мысль о том, что история классической литературы – это история поиска путей и способов межчеловеческой интеграции, обнаружение того, что связывает людей, классы, народы».

Формой контроля в конце каждого учебного семестра, согласно учебному плану, является экзамен.

В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп. специальностью «Педагогика»; «Русский язык и литература в национальной школе» /Автор – доц. Л.П. Кременцов. Редактор – проф. С.Е. Шаталов. М., 1980.; Программы педагогических институтов: Сб. 3. Русская литература XIX века. Авторы: А.И. Ревякин, Н.В. Осьмаков, Н.С. Гродская. М., 1984. Также была сделана опора на программы по историко-литературным курсам, составленные на кафедрах русского языка и литературы, русской и зарубежной литературы СГПА (2005 – 2007 гг.).

Основные положения программы были скорректированы в соответствии с «Примерными программами дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования». Часть 4. С. 368 – 486 (М., 2004).

Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

Межпредметные связи:

Учебный курс по истории русской литературы тесно связан с такими разделами литературной науки, как литературная критика, теория литературы, а также со смежными гуманитарными дисциплинами: отечественной историей, философией, культурологией, эстетикой, психологией.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Цель курса: представить литературный процесс середины и конца XIX века как исторически развивающееся явление, обусловленное многонаправленными поисками писателей – эстетического, философского, морально-этического, общественно-политического плана, одновременно акцентируя внимание на творческой индивидуальности каждого автора Золотого века русской литературы.

Задачи курса:

  • Сформировать у студентов представление о литературе XIX века как кульминации в русском литературном процессе, при этом акцентировать их внимание на вершинных открытиях великих классиков.

  • Представить литературный процесс в его обусловленности от общественно-социальных и культурных тенденций исторической эпохи середины и конца XIX века.

  • Акцентировать внимание на лекциях и практических занятиях на вопросе о динамике жанровых форм в литературном процессе эпохи, обусловленной личными поисками писателей.

  • Преподавать историю литературы с учетом межпредметных связей, создавая при этом контексты исторические, философские, лингвистические, психологические, привлекать при этом достижения в других видах искусства.

  • Продолжить работу по формированию у студентов филологического, литературоведческого мышления в процессе анализа как творчества писателя в целом, так и конкретных его произведений.

  • Показать взаимодействие литературы и литературной критики, при этом особо выделять в критике случаи разнообразных подходов (порою прямо противоположных) к одному произведению, представших в рамках одного идейного течения. К примеру, противоположные оценки драмы А.Н. Островского «Гроза» и романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», принадлежавшие представителям, например, демократической критики середины XIX века.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

– программный материал по изучаемой дисциплине, основу которого составляют факты литературной и общественной жизни изучаемой эпохи;

– базовые литературоведческие понятия, уметь использовать их в осмыслении явлений литературы рассматриваемого времени;

– содержание и основные положения литературоведческих исследований, посвященных как творчеству отдельного писателя, так и литературному процессу эпохи в целом;

уметь:

– самостоятельно строить рассуждения по проблемам литературного развития рассматриваемой эпохи;

– осмыслять факты литературной и общественной жизни в контексте историко-литературного и историко-культурного процесса эпохи;

владеть навыками:

– литературоведческого анализа как конкретных произведений, так и целостных явлений литературной жизни эпохи и исследовательского подхода к ним;

– конспектирования литературоведческих и критических материалов, а также ведения читательского дневника и работы с ним.

– самостоятельного анализа произведений русской литературы и исследовательского подхода к явлениям литературы;

–самостоятельного освоения научной информации и применения ее в практике анализа литературы; выработать у студентов базовые литературоведческие категории и понятия.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ

ПРОВЕДЕНИЯ

Организация изучения историко-литературных дисциплин, предусматривающая прежде всего соотношение лекционного материала и тем практических занятий, а также тем, выносимых на самостоятельное изучение, определяется следующими моментами: 1)объемом часов, заложенным в учебном плане; 2)типовыми программами; 3) программами, составленными на кафедрах русской и зарубежной литературы, отечественной литературы и методики СГПИ (1997 г.).

Разделение материала по периодам обусловлено как логикой самого литературного процесса в России, так и учебным планом по данной специальности. Каждый из этапов в пути литературы представлен в программе специально, в соответствии с распределением материала по семестрам или по учебному году.

Конкретные виды и формы работы зависят от условий обучения в Стерлитамакской педакадемии, таких как, прежде всего обеспеченность текстами, учебниками и учебными пособиями, научной литературой, справочными источниками.

Работа преподавателей историко-литературных дисциплин строится таким образом, чтобы сформировать у студента-филолога с самого начала его обучения положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника. Этому подчинены все виды работы, которые направлены на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания.

В процессе изучения историко-литературного курса преподаватель может использовать различные типы лекций: информационные, проблемные, лекции - визуализа­ции, лекции-диалоги. С помощью таких лекций задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения студентами содержа­ния лекционного материала, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения, усиливается процесс форми­рования профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Семинарские занятия призва­ны обеспечить развитие творческого профессионального мышле­ния, познавательной мотивации и профессионального использова­ния знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний для будущего филолога — это свободное владение языком литературоведческой науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, оп­ределениями, знание как фактов рассматриваемого произведения, так и научных концепций. Студенты должны научиться анализировать художественные произведения, выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками поста­новки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказатель­ства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстра­ции достигнутого уровня теоретической подготовки. Другие част­ные цели и задачи, которые ставит преподаватель перед семинар­скими занятиями: повторение и закрепление знаний, кон­троль, оценивание - все должно быть подчинено этой главной цели.

Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Се­минар связан со всеми видами учебной работы, и, прежде всего, с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов.

По большинству учебных дисциплин семинарские занятия целесообразно проводить в форме обсуждения основополагающих проблем художественного творчества, при этом предусматриваются дискуссии, организуемые и руководимые преподавателем. На семинаре отрабатываются важ­нейшие темы и разделы учебной программы. Широкое распростра­нение получают занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений, а также обсуждение рефератов или докладов, подготовленных студентами. Как правило, темы докладов и рефератов определя­ются преподавателями с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности студентов. Студентам предо­ставляется право самим выдвигать на семинарские занятия инте­ресующие их темы.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, так как специфика литературы как учебной дисциплины требует максимальной самостоятельности от изучающего. Поэтому преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала. Этому подчинены такие виды работы, как собеседования по прочитанным текстам, проведение групповых консультаций по конспектированию научной литературы и критических статей, проведение собеседований по конспектам для выявления уровня освоения материала.

Историю русской литературы XIX века студенты башкирско-русского отделения изучают в течение двух лет, на II – III курсах. На втором курсе читается русская литература XIX века I половины на третьем курсе – русская литература XIX IIполовиныделение периодов на четверти соответствует распределению материала по семестрам.

К этому времени студенты приобретают навыки аналитического освоения художественных произведений в процессе чтения, умение обобщать явления литературы, навыки работы с критическими материалами и научной литературой. Опираясь на опыт, выработанный в первом году обучения, и развивая его далее, преподаватель вводит новые формы работы и определяет новые подходы к материалу. Прежде всего, имеется в виду организация самостоятельной работы студентов и формирование определенных навыков самостоятельного его изучения. С этой целью в план работы включается со второго курса самостоятельный анализ текстов, которому специально посвящаются практические занятия.

На первых порах, в частности, в I семестре второго курса, процессом подготовки самостоятельного анализа произведения руководит преподаватель: он дает список научных источников, направляющих работу студентов, проводит консультации, ориентирующие в поиске путей анализа. На третьем курсе студенты должны самостоятельно подготовить анализ произведений, например, по следующим темам: «Анализ стихотворения середины XIX века» в первом семестре, «Анализ рассказов А.П. Чехова» - во втором. Путь аналитического рассмотрения произведения позволяет сформировать у студентов исследовательский подход к литературе.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..