Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Экология Республики Башкортостан»

(ДПиП-ОЗО, Филфак-ОЗО)

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___» ____________ 200__г.

Составитель: ассистент кафедры общей биологии Смирнова Ю.В.

Заведующий кафедрой__________________ д.б.н., профессор Д.Н. Карпов

Стерлитамак 2008

2. Оглавление

стр

3. Учебная программа

3

3.1. Введение

3

3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3

3.3. Содержание дисциплины

4

3.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

5

3.5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

5

3.6. Критерии оценки знаний студентов

5

4. Рабочая программа

6

4.1. Цели и задачи изучения дисциплины

6

4.2. Содержание дисциплины

7

4.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8

4.4. Методические материалы для преподавателей

8

4.5. Методические указания для студентов

9

4.5.1.Материалы для проведения промежуточного контроля

10

5. Материалы итоговых аттестаций

11

6. Тексты лекций (в приложении)

17

3. Учебная программа

3.1. Введение

Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики. Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, и является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Необходимость введения курса «Экология Республики Башкортостан» обусловлена возрастающей ролью учителя в формировании знаний школьников об окружающей среде, влиянии человека на биосферу, о последствиях этого влияния, а также ролью учителя в воспитании у учащихся любви к природе, рациональному и бережному отношению к ней.

Изучение курса «Экология Республики Башкортостан» базируется на знаниях целого комплекса дисциплин. Это – биология, география, физика, химия, история и др.

Настоящая программа отражает современные подходы к проблеме охраны окружающей среды.

В программе находят отражение проблемы рационального использования жизненно важных для человека природных ресурсов.

3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов.

По учебному плану факультета ПиМНО и филологического факультета по курсу «Экология Республики Башкортостан» 4 часа отводится на лекции, 2 - на семинарские занятия и 2 часа — на самостоятельную работу студентов.

На лекциях студенты получают необходимую теоретическую подготовку: выясняются наиболее общие проблемы экологии — учение о «биосфере», региональные особенности флоры и фауны, исторические изменения, принципы районирования республики, растительность и животное население, влия­ние антропогенных факторов на их размещение и структуру и др.

На семинарах планируется работа с экологической литературой, подготовка устных сообщений на предложенные студентам темы.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, самостоятельную подготовку студентами докладов и рефератов.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов. Такие темы курса, как «Экосистемы Башкортостана» и другие предполагается изучать на практических занятиях. В результате самостоятельной подготовки студенты выступают на этих занятиях с докладами по заранее предложенной тематике. В частности, в докладах освещаются эколого-географические особенности естественных и искусственных экосистем Башкортостана, их состав и структура, воздействие хозяйственной деятельности на современное состояние сообществ растительных и животных организмов. При этом особое внимание уделяется знакомству с основными биомами Южного Урала, поскольку это единственный курс учебного плана, дающий систематизированное представление о природных условиях нашей республики и ее растительных и животных ресурсах.

На самостоятельную работу выносятся темы, раскрывающие проблемы как общей, так и региональной частей программы.

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

13

3

Аудиторные занятия

6

3

Лекции

4

3

Семинарские занятия

2

3

Самостоятельная работа

2

3

Контрольная работа

-

-

Курсовая работа

-

-

Дипломная работа

-

-

Вид итогового контроля

зачет

3.3. Содержание дисциплины

Распределение объема часов дисциплины по видам учебных занятий.

№№ п-п

Тема

Количество часов

Лекция

Семинарское занятие

Самостоятельная работа студентов

1

Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана

2

2

Экосистемы Башкортостана

2

2

3

Загрязнение окружающей среды Республики Башкортостан

2

ТЕМА 1. Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана.

Физико-географическое положение Башкортостана. Климатические условия. Природные ресурсы, их краткая характеристика. Классификация природных ресурсов. Основные экологические проблемы Республики Башкортостан. Состояние окружающей среды и развитие экологии в Башкортостане.

Экология: круг проблем, история, структура дисциплины. Состояние экологических исследований в республике.

ТЕМА 2. Загрязнение окружающей среды республики

Загрязнение атмосферы, почвы и воды. Экологические проблемы городского транспорта. Физическое загрязнение городской среды: шумовое, электромагнитное, бытовое радиоактивное, тепловое и световое, видеозагрязнение. Виды загрязнений, источники биологического, химического, физического загрязнений. Бытовые стоки и отходы. Твердые бытовые отходы. Озеленение. Экология жилища. Мегаполисы мира и концепция экосити.

Экосистемный подход в промышленной экологии. Проблемы энергетики. Тепловая, атомная энергетика, гидроэнергетика. Классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы. Характеристика наиболее опасных загрязняющих веществ. Очистные сооружения.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 030600 «Технология и предпринимательство» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.

Другие похожие документы..