Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

21. Все экосистемы земного шара, составляющие биосферу, связаны через:

А) атмосферу;

Б) мировой океан;

В) атмосферу и мировой океан;

Г) космос.

22. К автотрофным экосистемам относится:

А) тундра;

Б) город;

В) рыборазводный пруд;

Г) культура дождевого червя.

23. К антропогенным автотрофным экосистемам относится:

А) агроэкосистеы;

Б) города;

В) рыборазводные пруды;

Г) экосистемы океанических глубин.

24. Плодородие почвы определяется по:

А) содержанию гумуса;

Б) структуре;

В) наличию в ней процесса выщелачивания;

Г) продуктивности растущих на ней растений.

25. Под влиянием кислотных дождей происходит:

А) усыхание лесов;

Б) снижение плодородия почв;

В) гибель рыб и других микроорганизмов в озерах;

Г) верны все ответы.

26. Какая из пищевых цепей является детритной?

А) трава – кролик – лисица;

Б) фитопланктон – зоопланктон – кит;

В) опавший лист – червь – скворец – сокол;

Г) трава – корова – человек.

27. Для обеспечения круговоротов веществ в экосистеме необходимы:

А) продуценты и консументы;

Б) детритофаги, фитофаги и зоофаги;

В) редуценты, продуценты и консументы;

Г) редуценты, фитофаги и зоофаги.

28. При переходе энергии с одного трофического уровня на другой ее количество:

А) сохраняется постоянным;

Б) возрастает;

В) убывает;

Г) может возрастать и убывать.

29. Для сохранения озонового слоя необходимо:

А) отказаться от использования фреонов;

Б) уменьшить количество выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания;

В) снизить дозы азотных минеральных удобрений;

Г) все ответы верны.

30. Какие из перечисленных правонарушений преследуются в РБ в уголовном порядке?

А) отстрел лося без лицензии;

Б) самовольная порубка одного дерева ели;

В) выбрасывание бытового мусора на несанкционированную свалку;

Г) загрязнение окружающей среды в результате разрыва нефтепровода.

31. При использовании лесов первой группы допускается:

А) рубка древостоя в промышленных масштабах;

Б) выборочная рубка деревьев;

В) выпас скота в лесу;

Г) сбор ягод, грибов и заготовка лекарственного сырья.

32. Рекреационным лесопользованием называется:

А) использование лесных экосистем для разведения животных;

Б) заготовка лекарственного сырья;

В) выборочная рубка деревьев;

Г) использование лесных экосистем для отдыха.

33. Большая часть лесных экосистем в РБ расположена:

А) в Хайбуллинском районе;

Б) в Стерлитамакском районе;

В) в горах Урала и на Уфимском плато;

Г) нет верного ответа.

34. Какие виды рыб составляют основу промысловых уловов в РБ?

А) лещ, язь, плотва;

Б) лещ, плотва, пескарь;

В) хариус, уклейка, язь;

Г) сом, щука, карась.

35. Влияние болот на окружающую среду проявляется в том, что они:

А) регулируют гидрологический режим;

Б) связывают углерод и препятствуют развитию парникового эффекта;

В) являются местообитаниями для ценных промысловых птиц;

Г) верны все ответы.

36. В Красную книгу РБ включаются:

А) виды, представляющие особую ценность как биологический ресурс;

Б) натурализовавшиеся иноземные виды;

В) виды, которым угрожает уничтожение;

Г) исчезнувшие виды.

37. Доля охраняемых природных территорий от общей площади РБ составляет:

А) 3 %;

Б) 5 %;

В) 7 %;

Г) 15 %.

38. Количество национальных и природных парков в РБ составляет:

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

39. Агроэкосистема – это:

А) автотрофная естественная экосистема;

Б) автотрофная антропогенная экосистема;

В) гетеротрофная естественная экосистема;

Г) гетеротрофная антропогенная экосистема.

40. Какой и перечисленных городов РБ имеет самую загрязненную атмосферу?

А) Уфа;

Б) Белебей;

В) Салават;

Г) Мелеуз.

41. Личное потребление воды в сутки в городах составляет:

А) 100-150 л;

Б) 150 -500 л;

В) 500-700 л;

Г) 700-1000 л.

42. Экосистемы городов:

А) могут быть равновесными;

Б) могут приближаться к равновесности;

В) всегда неравновесные;

Г) нет верного ответа.

43. Электромагнитный смог – это:

А) один из вариантов физического загрязнения среды;

Б) загрязнение атмосферы радоном;

В) результат пассивного курения;

Г) результат использования электротехники с дефектами.

44. Какой из углеродистых энергоносителей сегодня занимает первое место по использованию?

А) уголь;

Б) нефть;

В) газ;

Г) древесина.

45. Причиной больших выбросов диоксида серы в атмосферу РБ является использование на ТЭЦ в качестве топлива:

А) мазута;

Б) нефти;

В) газа;

Г) угля.

46. Главной отраслью хозяйства, повинной в загрязнении поверхностных вод в РБ является:

А) жилищно-коммунальное хозяйство;

Б) энергетика;

В) химическая и нефтехимическая промышленность;

Г) горнодобывающая промышленность.

47. Наибольшее количество твердых отходов на территории РБ накоплено:

А) горнодобывающей промышленностью, обогатительными фабриками и нефтеперерабатывающей промышленностью;

Б) машиностроительными заводами, обогатительными фабриками и нефтеперерабатывающей промышленностью;

В) химическими комбинатами, машиностроительными заводами и обогатительными фабриками;

Г) пищевой промышленностью, горнодобывающей промышленностью и обогатительными фабриками.

48. ОТП «Башкирия» - это:

А) заказник;

Б) памятник природы;

В) национальный парк;

Г) заповедник.

49. Задачей заповедников является:

А) охрана флоры и фауны;

Б) научные исследования обитающих там видов растений и животных;

В) восстановление плотности популяций редких видов;

Г) верны все ответы.

50. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:

А) нефть;

Б) газ;

В) леса;

Г) свет.

6. Тексты лекций

Лекция 1.

Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана

План

  1. Экология: предмет, задачи, методы, разделы.

  2. Физико-географическое положение Башкортостана.

  3. Природные ресурсы РБ.

  4. Основные экологические проблемы РБ.

  5. Состояние экологических исследований в РБ.

1. Экология: предмет, задачи, методы, основные понятия.

Экология — это не просто наука об отношениях организмов и условий среды. В приложении к проблеме «человек — природа» она становится средством этического и патриотического воспитания, фундаментом нравственности. Она определяет отношения между ныне живущими людьми и гармонизирует отношения между поколениями, исходя из постулата, что жить за счет детей и внуков и передавать им землю в состоянии сильного загрязнения промышленными и бытовыми отходами и с исчерпанными ресурсами — безнравственно!

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания.

Любая наука или сложившийся в результате ее разрастания комплекс наук (как случилось с экологией) отвечает на какие-то вопросы, которые ставит практика. Впрочем, связь бывает опосредствованной, и, получив задачу от практики, наука некоторое время может развиваться как бы сама по себе, как, например, математика. Однако в конечном итоге, рано или поздно, ее результаты буду востребованы практикой. В противном случае наука умрет.

Предметом изучения экологии являются живые организмы, популяции, сообщества живых организмов, их взаимодействия между собой и окружающей средой, экосистемы, биосфера.

Задача экологии — изучение взаимоотношений организмов (включая человека) и окружающей среды, причем, в последнее время именно изучение отношений человека и природы стало главной задачей экологии, именно экология должна указать человечеству выход из многих сложных ситуации, которые возникли в результате развития цивилизации.

Экология — это широкий междисциплинарный комплекс, объединяющий не один десяток наук, связанных друг с другом множеством каналов, по которым идет обмен научной информацией.

Основные науки, которые входят в «Экологию»: общая экология — биологическая наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды, прикладная экология, геоэкология и социальная экология. Науки первого раздела исследуют различные экосистемы и разрабатывают методы этих исследований, науки второго - отношения общества и природы.

Республика Башкортостан отличается высоким уровнем развития промышленности, сельского хозяйства и обладает серьезным научным потенциалом. В институтах Уфимского научного центра РАН, отраслевых научно-исследовательских институтах и вузах работают тысячи высококвалифицированных специалистов. Имена многих из них хорошо известны за пределами Башкортостана и России.

Экология не представляет исключения. В этой области науки работает много крупных теоретиков и практиков, внедряющих достижения науки в производство. Однако, прежде чем дать характеристику развития экологии в РБ, кратко познакомимся с физико-географическим положением республики, ее природными ресурсами и экологической ситуацией, из которой проистекает «социальный заказ» на экологические исследования. Задача ученых – экологов Башкортостана — улучшить состояние окружающей среды в регионе.

2. Физико-географическое положение Башкортостана.

Площадь Республики Башкортостан составляет 143 тыс. кв. км (0,8 процента общей площади Российской Федерации). Она занимает большую часть Южного Урала и прилегающие к нему равнины Башкирского Предуралья и возвышенно-равнинную полосу Башкирского Зауралья. На севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областью, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой. Протяженность территории с севера на юг составляет 550 км, с запада на восток - более 430 км.

Башкортостан характеризуется многообразием природных условий и ресурсов. Увалисто-холмистые равнины Башкирского Предуралья занимают 2/3 площади республики, горный Башкирский (Южный) Урал - более 1/4, а грядово-мелкосопочная полоса Башкирского Зауралья - более 1/10, Находясь на стыке Европы и Азии, в переходной полосе от Восточно-Европейской равнины к Уральским горам и от них к Западно-Сибирской равнине, Башкортостан в своей природе сочетает черты прилегающих обширных разнородных пространств.

Лесами покрыто более одной трети территории республики. 73 процента степной и 31 процент лесостепной зоны занимает чернозем. В республике насчитывается более 1,3 тыс. рек и 2,7 тыс. озер, прудов и водохранилищ.

На Башкирском (Южном) Урале климат, почвы и растительность обнаруживают ярко выраженную высотную поясность, где природные ландшафты изменяются от степей и лесостепей в полосе подножий и низких предгорий до елово-пихтовой тайги на высотах от 600 до 1000-1100 м гольцового пояса на самых высоких вершинах гор (до 1600 м и более).

В Башкирском Зауралье природный ландшафт имеет облик, характерный для южной полосы Западной Сибири и северной части Казахстана.

Территория Башкортостана расположена в глубине материка и воздушные массы, формирующиеся над Атлантикой, поступают сюда измененными. Республика с севера широко открыта влиянию Ледовитого океана, с юга - влиянию засушливых регионов Казахстана и Прикаспийской низменности. Уральские горы не препятствуют проникновению зимой холодных воздушных масс Сибири. Все это предопределяет континентальность климата Республики Башкортостан.

  1. Природные ресурсы РБ.

К природным (естественным) ресурсам относятся все природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, необходимых для существования человека.

По принципу исчерпаемости и возобновимости.

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно. Исчерпаемые ресурсы подразделяют на невозобновимые и возобновимые.

Неисчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, количество которых не ограниченно, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования.

Недра Башкортостана богаты запасами минерального сырья. Развитие промышленности в Республике Башкортостан тесным образом связано с освоением ее минерально-сырьевых ресурсов. 69 % промышленной продукции приходится на топливную, химическую и нефтехимическую отрасли, машиностроение и металлообработку, черную и цветную металлургию, функционирование которых базируется на запасах месторождений различных видов полезных ископаемых.

Территория Республики Башкортостан характеризуется большим набором различных видов полезных ископаемых. Здесь открыто более 3 тыс. месторождений и проявлений шестидесяти видов минерального сырья. В их числе: горючие полезные ископаемые - нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф; металлические полезныеископаемые - медь, цинк, железо, марганец, алюминий, золото, попутные редкие элементы; неметаллические полезные ископаемые, в том числе: сырье для химической промышленности (каменная соль, плавиковый шпат, известняк, барит, сера), агроруды (фосфорсодержащие породы, карбонатное сырье, цеолиты, глаукониты, торф, сапропель), строительные материалы (гипс, высокопрочный щебень и др.), облицовочные и поделочные камни, оптическое сырье. В настоящее время на балансе числится 1170 месторождений, на разведанных запасах которых создан мощный минерально-сырьевой комплекс, включающий нефтедобычу и нефтепереработку, черную и цветную металлургию, химическое производство и производство строительных материалов.

В республике выявлены более 50 источников минеральных вод, лечебных грязей и термального пара (газа), на базе которых функционируют знаменитые санатории и дома отдыха: Янгантау, Красноусольск, Ассы, Юматово, Яктыкуль и др.

4. Основные экологические проблемы РБ.

Перечислим основные «экологические болезни» нашей республики.

    1. Захламление территории отходами производства и потребления;

    2. химическое загрязнение атмосферы, воды (в первую очередь — реки Белой) и почвы;

    3. автомобильная;

    4. загрязнение грунтовых и наземных вод и почвы при добыче и транспорте нефти;

    5. кислотные дожди;

    6. нарушение сельскохозяйственных земель;

    7. снижение биологического разнообразия.

5. Состояние экологических исследований в РБ.

Пять из шести перечисленных болезней порождены развитием промышленности и городов, поэтому неудивительно, что наиболее активно в нашей республике развиваются промышленная и химическая экология. В г. Уфе работает специальный Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности, который возглавляет химик-аналитик профессор В.Н. Майстренко.

Возможности утилизации новой и опасной для окружающей среды фракции отходов — пластиков-полимеров изучал крупный химик, академик АН РБ, профессор БГУ К.С.Минскер. Сегодня эти исследования продолжает его ученик профессор БГУ С.В. Колесов.

Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека, который возглавляет профессор А.К. Бакиров, ученые БГМУ (Г.Г. Максимов, З.С. Терегулова и др.) и Башкирского республиканского центра госсанэпиднадзора (ГД. Минин) изучают влияние неблагоприятных экологических условий на здоровье человека.

Способы лечения сельскохозяйственных болезней (эрозия и другие причины снижения плодородия почв, разрушение травостоев пастбищ, сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды) разрабатывают член корреспонденты АН РБ Н.Р. Бахтизин, Р.Р. Исмагилов, Б.М. Миркин, Ф.Х. Хазиев.

В последние годы большую работу по выявлению территорий с редкими видами растений, на которых необходимо организовать заповедники, национальные парки и памятники природы, проводят ботаники из Института биологии АН РБ к.б.н. А.А. Мулдашев и к.б.н. В.Б. Мартыненко. Вопросы сохранения редких видов растений в культуре исследуют д.б.н. Л.М.Абрамова и к.б.н Н.В. Маслова. Мониторинг состояния популяций редких видов животных проводится кафедрой зоологии БГУ под руководством профессора М.Г. Баянова.

Лекция № 2

Загрязнение окружающей среды Республики Башкортостан

План

  1. Особенности городских экосистем

  2. Загрязнение атмосферы, почв и воды

  3. Классификация загрязняющих веществ

4. Твердые промышленные отходы и их переработка.

5. Меры по снижению отрицательного воздействия городской среды

  1. Особенности городских экосистем

Значительная часть населения Земли концентрируется в мегаполисах - крупных городах с населением, по количеству близким к миллиону и более жителей. Пути решения проблем урбанизации определяются теми отрицательными воздействиями, которые оказывают города на окружающую природную среду:

1) загрязнением атмосферного воздуха;

2) загрязнением водных объектов;

3) выведением из сельскохозяйственного оборота плодородных почв;

4)загрязнением почв;

5) образованием твердых бытовых отходов;

6) другими видами загрязнений, возникающими в результате жизнеобеспечения горожан,- шумовым, электромагнитным и т. п.

За последние десятилетия увеличился и изменился состав загрязнений, которые несут в себе городские сточные воды, твердые бытовые отходы, выхлопы автотранспорта, выбросы в атмосферу производств. Почвы городов перенасыщены тяжелыми металлами. Продолжительность жизни горожанина ниже, чем у сельского жителя.

  1. Загрязнение атмосферы, почв и воды

Загрязнение окружающей среды – это процесс привнесения в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, оказывающих негативное воздействие. Существуют три этапа загрязнений: физическое (солнечная радиация, электромагнитное излучение и т.д.), химическое (аэрозоли, тяжелые металлы и т.д.), биологическое (бактериологическое, микробиологическое). Каждый тип загрязнения имеет характерный и специфичный для него источник загрязнения – природный или хозяйственный объект, являющийся началом поступления вещества-загрязнителя в окружающую среду. Различают природные и антропогенные источники загрязнения.

Основные природные источники поступления токсикантов в окружающую среду – ветровая пыль, лесные пожары, вулканический материал, растительность, морские соли.

Антропогенные источники – это первичное и вторичное производство цветных металлов, стали, чугуна, железа; добыча полезных ископаемых; автомобильный транспорт; химическая промышленность; производство меди, фосфатных удобрений; процессы сжигания угля, нефти, газа, древесины, отходов и др. Антропогенный поток поступления токсикантов в окружающую среду превалирует над естественным (50–80%) и лишь в некоторых случаях сопоставим с ним.

Сегодня человеком открыто и широко производится огромное количество синтетических веществ, обладающих мощным мутагенным, канцерогенным и эмбриологическим воздействием на живые организмы. Полихлорбифенилы, диоксины, фураны выбрасываются при сжигании в атмосферу, попадают со стоками в водные объекты, а также оседают на почве. Воздействие токсичных веществ не только сказывается на общем ухудшении состояния организма, но и ведет к патологическим нарушениям.

Основными путями миграции токсичных, радиоактивных и других веществ, опасных для человека, животных и растений, являются:

1) перенос воздушными течениями;

2) распространение по водным объектам, в том числе проникновение в подземные воды, с последующим попаданием в воды Мирового океана;

3) движение по трофическим цепям - ряду видов или их групп, каждое предыдущее звено в которых служит пищей для следующего.

Загрязнение окружающей среды токсинами - металлами, хлорированными углеводородами, нитратами, нитритами и нитросоединениями, асбестом, диоксинами и пестицидами - представляет серьезную опасность для всех экосистем. Не меньшую опасность несут канцерогенные вещества - бензапирен, промышленная пыль, диоксид азота и диоксид серы. Потенциальную опасность для водных экосистем и человека-водопользователя представляет аккумуляция радионуклидов водной биотой и донными осадками вследствие долгого периода распада изотопов стронция, цезия, циркония и ниобия.

  1. Классификация загрязняющих веществ

В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды могут быть использованы индекс загрязнения, предельно допустимая, фоновая и токсическая концентрации.

Индекс загрязнения (ИЗ) – показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества-загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. Предельно допустимые концентрации веществ, загрязняющих биосферу, вводились как нормирующие показатели во многих странах, в том числе и в нашей стране. Они устанавливались в приземной атмосфере, водах, почвах, растениях, продуктах питания.

Способность некоторых химических элементов, соединений и биогенных веществ оказывать вредное воздействие на человеческий организм, организмы животных, растений и микроорганизмы называется токсичностью. Существует классификация токсичных веществ по степени воздействия на человека и животных в зависимости от концентрации. Высокотоксичными или чрезвычайно опасными для всего живого являются вещества первого класса опасности. Для таких веществ установлены минимальные значения присутствия в объектах природной среды, так как они извлекаются принудительно из глубин земной коры и рассеиваются по поверхности планеты в результате деятельности человека. Бериллий, ванадий, кобальт, никель, ртуть, свинец, цинк, хром и их соединения являются высокотоксичными веществами. Подобной опасностью обладают и некоторые другие тяжелые металлы, металлорганические соединения, нефтеотходы, цианистые соединения, пестициды, радиоактивные элементы. Эти вещества имеют способность накапливаться в организмах и двигаться по трофическим цепям.

4. Твердые промышленные отходы и их переработка.

В результате промышленной деятельности человека происходит загрязнение почвы, что приводит к выводу из строя земель, пригодных для сельского хозяйства. Основные виды промышленных отходов – шлаки тепловых электростанций и металлургических заводов, породные отвалы горнодобывающих предприятий и горнообогатительных комбинатов, строительный мусор и т.д. В особую группу выделяют загрязнение почвы нефтепродуктами и другими химическими веществами (в авиационной и других технологиях – это твердые осадки гальванованн и продукты травления металлов), которые пагубно воздействуют на почвенные микроорганизмы и корневую систему растений.

Объем извлекаемой из недр горной массы в нашей стране составляет свыше 15 млрд т/год. В хозяйственный оборот вовлекается около трети всего минерального сырья, а на производство готовой продукции расходуется менее 7% добытых полезных ископаемых. Очевидно, что нельзя без конца наращивать и без того колоссальные потоки отходов и попутных продуктов.

В железосодержащих шламах аглофабрик черной металлургии, например, содержится больше железа, чем в добываемой руде. Вместе с тем промышленность стройматериалов и стройиндустрия добывают и потребляют ежегодно 3,5 млрд т нерудного сырья, большая часть которого может быть заменена отходами. Хозяйство нашей страны несет также огромные потери, связанные со складированием отходов. В результате только на транспортировку 1 т отходов и содержание отвалов расходуются огромные средства (приблизительно от 15 до 80 тыс. руб.).

Строительство комбинированных производств и отдельных технологических установок по переработке отходов особенно целесообразно в промышленных районах с большой потребностью в строительных материалах, изделиях, конструкциях. Например, методом катализированной кристаллизации стекла на основе доменных шлаков у нас в стране получают шлакоситаллы. Высокие физико-механические и физико-химические свойства шлакоситаллов, в первую очередь их износостойкость и химическая устойчивость, в сочетании с декоративностью делают их ценнейшим строительным материалом. Только в Москве шлакоситалл нашел применение при строительстве таких известных объектов, как павильон «Металлургия» на ВВЦ (Всероссийский выставочный комплекс), аэропорт Шереметьево, универмаг «Москва», Центральный городской аэровокзал и др.

Груды старых шин от автомобилей различных марок на территории Чеховского регенераторного завода под Москвой – уже не свалка, а склад исходного сырья для производства резиновой крошки и регенерата – пластичного материала, частично заменяющего каучук в различных резиновых изделиях, в том числе и в новых шинах. Одна тонна регенерата – продукта переработки старых покрышек, позволяет сэкономить 400 кг синтетического каучука.

5. Меры по снижению отрицательного воздействия городской среды на компоненты биосферы делятся:

1) на технологические - отвод канализации, строительство очистных сооружений и модернизация построенных с использованием новейших технологий очистки хозяйственно-бытовых стоков, замена хлорирования на другие методы обеззараживания; электрификация транспорта, замена топлива на экологически более чистые виды; организация системы управления отходами - раздельный сбор, компостирование, рециклинг, полигоны захоронения;

2) архитектурно-планировочные - организация санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий; планировка расположения жилых зон с учетом климатических, физико-географических и геологических условий; озеленение городов;

3) инженерно-организационные - рационализация работы городского транспорта, предприятий; замена трубопроводов городских коммуникаций на более устойчивые к действию агрессивных сред; организация социально-экологического мониторинга состояния всех компонентов городской экосистемы;

4) экономические - инвестиции в экологические технологии; стимулирование применения таких технологий - освобождение от уплаты части налогов;

5) правовые - разработка и применение законодательных актов по защите окружающей среды.

Очень важным инструментом является развитие науки урбаэкологии, занимающейся поиском путей, средств, методов решения проблем. Предупреждение загрязнения окружающей природной среды всегда дешевле, чем ликвидация или устранение его последствия. В этой связи актуально планирование природоохранной деятельности.

Моделирование и прогноз, оценка риска являются хорошим подспорьем в решении экологических проблем городов.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 030600 «Технология и предпринимательство» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.

Другие похожие документы..