Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

Семинар 1. Экосистемы Башкортостана.

  1. Определение понятия «экосистема». Состав и классификация экосистем.

  2. Структурная организация экосистемы

  3. Пищевые цепи и сети.

  4. Классификация природных экосистем.

  5. Лесные экосистемы Башкортостана.

  6. Естественные кормовые угодья.

  7. Водные экосистемы.

  8. Болота Башкортостана.

  9. Горные экосистемы республики.

Рекомендуемая литература:

  1. Миркин Б.М. и др. Экология Башкортостана:Учебник для профессиональных средних учебных заведений. Изд. 2-е, дополн. – Уфа: АДИ-Пресс, 2005.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь/ Под ред.А.М.Гилярова. Изд. 2-е, перераб и доп. – Тайдекс КО, 2003.

  3. Миркин Б.М. Введение в общую экологию. Уфа. Башк..кн.из-во, 1991.

4.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Карпов Д.Н. Рациональное природопользование Башкортостана. – Стерлитамак: СГПИ, 1993.

  2. Миркин Б.М. и др. Экология Башкортостана:Учебник для профессиональных средних учебных заведений. Изд. 2-е, дополн. – Уфа: АДИ-Пресс, 2005.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь/ Под ред.А.М.Гилярова. Изд. 2-е, перераб и доп. – Тайдекс КО, 2003.

  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.:Мысль., - 1990.

  5. Щукин И. Экология для студентов вузов. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.

Дополнительная литература:

  1. Кучеров Е.В. и др. Памятники природы Башкирии. Уфа.: Башк..кн.из-во, 1974.

  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А., Ямалов С.М. Флора Башкортостана: Уч.пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2004.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. – М.: Логос, 2001.

  4. Миркин Б.М. Введение в общую экологию. Уфа. Башк..кн.из-во, 1991.

  5. Мурзакаев Ф.Г. Окружающая среда и человек. – Уфа.: Башк..кн.из-во, 1978.

    1. 4.4. Методические материалы для преподавателя

Курс должен быть рассчитан не на «выучивание» определенного набора фактов и положений, а на осмысливание основных механизмов и закономерностей существования биологических систем разного уровня в условиях сложной и динамичной окружающей среды. Использование в нем многочисленных фактических данных не должно требовать заучивания, а лишь должны помочь в понимании общей направленности экологических процессов.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения данного курса студент должен освоить

  • основные разделы и направления экологии;

  • основные законы общей экологии;

  • основные закономерности распределения живых организмов в биосфере, пределы, круговороты вещества и энергии, биопродуктивность и биомассу;

  • экологические факторы, прямое и косвенное воздействие их на живые организмы, их взаимодействие;

  • биоценоз, биогеоценоз, экосистема, состав, структуру, границы биогеоценоза, динамику природных процессов внутри сообщества живых организмов;

  • биологическое разнообразие республики и его охрану.

В конце семестра по завершении курса проводится зачет.

    1. 4.5. Методические указания для студентов

Освоение курса «Экология Республики Башкортостан» предполагает, помимо посещения лекций, самостоятельное изучение ряда тем, подготовку и посещение семинарских занятий, написание рефератов.

Темы рефератов:

  1. История экологии.

  2. Состояние окружающей среды в РБ в сравнении с другими регионами РФ и зарубежными странами.

  3. Антропогенные факторы, оказывающие наибольшее влияние на природный комплекс РБ. Меры по уменьшению их влияния.

  4. Примеры адаптаций растений к различным условиям увлажнения и засоления почв.

  5. Организмы, используемые как биологические индикаторы.

  6. Мутуализм в отношениях между человеком и сельскохозяйственными животными.

  7. Антропогенные экосистемы на территории РБ, их польза и вред для природы, способы управления ими.

  8. Ноосфера – «сфера разума».

  9. Роль международного сотрудничества в нормализации основных биосферных круговоротов веществ. Роль Башкортостана в развитии этого процесса.

  10. Экономическая и экологическая выгода интенсивного использования и охраны лесов.

  11. Заповедник «Шульган-Таш».

  12. Южно-Уральский природный заповедник.

  13. Национальный парк «Башкирия».

  14. Памятники природы РБ.

  15. История сельского хозяйства Башкортостана.

  16. Дом или квартира как экологическая система.

  17. Перспективы развития энергетики республики.

  18. Альтернативные виды энергетики.

  19. Экология и здоровье человека.

  20. Красная книга РБ.

При подготовке к семинарскому занятию, написании реферата или доклада рекомендуется следующий порядок работы с учебником:

- внимательно ознакомиться с его структурой;

- тщательно проработать материал каждого раздела, пользуясь при этом терминологическим словарем,

- выполнить все задания;

- с помощью тестов самостоятельно проверить степень освоенности содержания учебного пособия, при необходимости проработать материалы повторно;

В тех случаях, когда потребуется что-то дополнительно уточнить, студент может искать ответ в источниках, помещенных в списке литературы.

4.5.1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных аттестаций

Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины:

  1. Какие ученые могут рассматриваться как предтечи экологии?

  2. Перечислите основные «экологические болезни» республики.

  3. Какие экологические факторы относятся к абиотическим и биотическим?

  4. Какие экологические факторы относятся к антропогенным?

  5. Каковы особенности климата РБ?

  6. Как влияет рельеф на характер растительности?

  7. В чем сходство и отличие водной и наземно-воздушной сред жизни?

  8. Расскажите об особенностях организма как среды жизни.

  9. Адаптации организмов. Основные адаптации растений и животных.

  10. Типы биоритмов. Примеры сезонных биоритмов растений и животных.

  11. Как в биоразнообразии Башкортостана представлены разные группы животных и растений?

  12. Назовите основные законы аутэкологии.

  13. Какие факторы называются лимитирующими?

  14. Охарактеризуйте основные параметры биоразнообразия Башкортостана.

  15. Функциональные группы живых организмов: продуценты, консументы, редуценты.

  16. Горизонтальные и вертикальные типы взаимоотношений организмов.

  17. Состав и классификация экосистем.

  18. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

  19. Биологическая продукция и биомасса экосистем.

  20. Экологические сукцессии, причины их вызывающие.

  21. Биосфера и ее составляющие.

  22. Круговорот основных элементов и поток энергии в биосфере.

  23. Влияние человека на биосферу.

  24. Лесные экосистемы Башкирии, их охрана и рациональное использование.

  25. Охрана и рациональное использование естественных кормовых угодий республики.

  26. Водные экосистемы РБ их охрана и рациональное использование.

  27. Болота, типы болотных экосистем на территории республики.

  28. Горные экосистемы как фактор формирования климата.

  29. Уровни охраны природы.

  30. Охраняемые природные территории РБ.

  31. Агроэкология и ее задачи.

  32. Агроэкосистема, ее компоненты и отличия от естественных экосистем.

  33. Плодородие почв, способы его поддержания.

  34. Основные способы защиты растений.

  35. Экология животноводства и растениеводства.

  36. Сельскохозяйственное загрязнение среды в РБ.

  37. Энерго- и ресурсосбережение в республике.

  38. Особенности городских экосистем. Экологические проблемы городов республики.

  39. Экология промышленности. Загрязнение атмосферы, вод, почв республики.

  40. Природопользование. Типы природопользования.

  41. Методы управления природопользованием.

  42. Экологический кризис и экологическая катастрофа.

  43. Устойчивое развитие, условия перехода.

  44. Экология и здоровье человека.

5. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговых аттестаций

Итоговый тест по курсу «Экология РБ»

1. Экология — это наука:

А) об отношениях человека и среды его обитания;

Б) о состоянии окружающей среды;

В) об отношениях организмов между собой и окружающей средой;

Г) об отношениях организмов и окружающей среды в естественных условиях.

2. Какая экологическая наука выделена по методу исследования?

А) сельскохозяйственная экология;

Б) промышленная экология;

В) экология морей;

Г) химическая экология.

3. Какая отрасль промышленности в Башкортостане дает наибольшее количество твердых отходов?

А) горнодобывающая;

Б) нефтехимическая;

В) черная металлургия;

Г) топливно-энергетическая.

4. Основная причина кислотных дождей на территории РБ — это:

А) выбросы в атмосферу предприятиями республики загрязняющих веществ;

Б) аналогичные выбросы предприятиями Свердловской и Челябинской областей;

В) трансграничный перенос загрязняющих веществ из зарубежных стран;

Г) нет верного ответа.

5. Какие экологические факторы определяются удаленностью экосистемы от экватора и от океана?

А) климатические;

Б) биотические;

В) эдафические;

Г) топографические.

6. При повышении высоты над уровнем моря в Уральских горах происходит:

А) изменение растительности;

Б) изменение почв;

В) изменение климата;

Г) верны все ответы.

7. Холодный пояс в РБ:

А) отсутствует;

Б) занимает северную равнинную часть;

В) занимает вершины высоких гор;

Г) верного ответа нет.

8. Виды одной жизненной формы:

А) имеют сходную экологию;

Б) имеют сходный внешний вид;

В) имеют сходный внешний вид и сходную экологию;

Г) принадлежат к одному семейству.

9. Экологической нишей вида называются:

А) его географические координаты;

Б) его потребности в элементах питания;

В) его взаимоотношения с хищниками;

Г) совокупность экологических факторов и условий, необходимых для жизни.

10. К продуцентам относятся:

А) птицы;

Б) рыбы;

В) растения;

Г) плесневые грибы.

11. Какая из перечисленных групп организмов состоит из консументов?

А) метанобактерии, журавль, лягушка;

Б) калина, пескарь, жук-навозник;

В) лиса, пескарь, лягушка;

Г) щука, окунь, одуванчик.

12. Фитофаги — это:

А) животные, питающиеся растениями;

Б) водные животные;

В) растения бедных почв;

Г) животные, питающиеся на пастбище.

13. Плотность популяции — это:

А) количество особей;

Б) вес особей;

В) число половозрелых особей;

Г) количество особей на единицу площади.

14. Конкуренцией называются отношения, при которых организмы:

А) поедают друг друга;

Б) соревнуются за потребление одного ресурса;

В) мигрируют в разные районы;

Г) обмениваются генами.

15. Как взаимопомощь между растениями можно рассматривать:

А) формирование общей микоризы и ризосферы;

Б) дифференциацию экологических ниш;

В) совместное обитание;

Г) нет верного ответа.

16. Вертикальные взаимоотношения возможны между организмами:

А) одного вида;

Б) разного типа питания;

В) разных функциональных групп;

Г) разных видов;

17. В природе паразиты незаменимы для:

А) контроля плотности популяций растений;

Б) контроля плотности популяций животных;

В) ослабления конкуренции между организмами одного трофического уровня;

Г) контроля плотности популяций крупных организмов, у которых нет врагов.

18. Какие из перечисленных взаимоотношений организмов являются мутуалистическими?

А) между растениями и микоризными грибами;

Б) между растениями и азотфиксирующими микроорганизмами;

В) между млекопитающими и микроорганизмами, населяющими их пищеварительный тракт;

Г) все ответы верны.

19. Яркая окраска венчика цветка является зрительным сигналом, который помогает растению:

А) снизить риск поражения насекомыми-фитофагами;

Б) привлечь птиц, распространяющих семена;

В) уменьшить поедаемость крупными фитофагами;

Г) привлечь насекомых-опылителей.

20. Экосистема – это:

А) любая совокупность взаимодействующих живых организмов и среды их обитания;

Б) совокупность растений, животных и микроорганизмов на однородном участке суши;

В) природная совокупность живых организмов и условий среды;

Г) нет правильного ответа.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 030600 «Технология и предпринимательство» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.

Другие похожие документы..