Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (ДПип-озо, Филфак-озо)

3.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Особенностью процесса экологического обучения и воспитания является его двойная направленность, во-первых, на усвоение содержания образования в области окружающей среды, во-вторых, на привитие студентам экологических ценностных ориентаций и норм. Экологическое образование не может иметь успеха, если осуществляется только на одном занятии. Оно должно осуществляться в комплексе, системно.

В экологическом образовании студент — субъект, который сам должен воздействовать и на преподавателя, и на родителей, и на сверстников. Одним из важнейших критериев, характеризующих экологическое сознание, является ответственность молодых людей за судьбу природы, то есть экологическая ответственность, отражающая насколько сознание, деятельность и поведение людей в области взаимоотношений между обществом и природой соответствует комплексу требований, обусловленных социально-экологическим и технологическим уровнем развития общества и состоянием биосферы

Цель экологического образования в условиях вуза:

• введение в содержание предмета междисциплинарных понятий (охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, мониторинг качества среды, здоровый образ жизни);

связь фундаментальных понятий экологии с различными науками;

• разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический).

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, а также самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения данного курса студент должен освоить

  • основные разделы и направления экологии;

  • основные законы общей экологии;

  • основные закономерности распределения живых организмов в биосфере, пределы, круговороты вещества и энергии, биопродуктивность и биомассу;

  • экологические факторы, прямое и косвенное воздействие их на живые организмы, их взаимодействие;

  • биоценоз, биогеоценоз, экосистема, состав, структуру, границы биогеоценоза, динамику природных процессов внутри сообщества живых организмов;

  • биологическое разнообразие республики и его охрану.

В конце семестра по завершении курса проводится зачет.

3.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Техническое и программное обеспечение.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- учебники;

- электронная библиотека по курсу «Экология РБ»;

- видеофильмы, посвященные различным экологическим проблемам республики;

- учебно-наглядные пособия;

- технические средства обучения: DWD плеер, мультимедийный проектор, графопроектор;

- географические карты республики: «Физическая карта», «Карта почв РБ», «Карта растительности республики», «Животный мир РБ».

3.6. Критерии оценки знаний студентов

Экзаменационные оценки по дисциплинам с преобладанием теоретического обучения выставляются с учетом следующих требований (О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах Министерство высшего и среднего специального образования СССР ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО от 23 октября 1981 г. № 231).

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающих необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

4. Рабочая программа

4.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Изучение курса «Экология Республики Башкортостан» имеет целью подготовить будущих учителей для природоохранной деятельности, для работы по воспитанию учащихся в духе бережного отношения к окружающей среде и рациональному использованию ресурсов.

В ходе ее достижения решаются следующие образовательные задачи:

  • дать знания об основных закономерностях распределения живых организмов в Республике Башкортостан;

  • дать понятия о «биосфере», изучить основные пределы распространения живых организмов, их состав, продуктивность и биомассу;

  • оценить экологические факторы и их воздействие на живые организмы;

  • познакомить студентов с многообразием видов, особенностями взаимоотношений как между живыми организмами, так и со средой обитания в разных климатических условиях республики;

  • раскрыть процессы, происходящие в естественных и искусственных экосистемах РБ;

  • сформировать у студентов представление о развитии экосистем, о сукцессиях, ареалах распространения растений и животных родного края;

  • показать хозяйственное значение, рациональное использование и охрану растительных и животных ресурсов в сфере юридических документов последних лет (Закон об охране окружающей среды; ОВОС и др.).

  • изучить современные вопросы охраны биологического разнообразия и рационального использования биологических ресурсов.

Воспитательные задачи изучения курса:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, экологического мировоззрения;

  • этическое воспитание будущих специалистов;

  • воспитание патриотического отношения к природе родного края.

Межпредметные связи. Изучение курса «Экология Республики Башкортостан» базируется на знаниях целого комплекса дисциплин. Это – биология, география, физика, химия, история и др. Такие разделы курса, «Взаимоотношения природы и общества», «Население РБ» и др., тесно связаны с социологией, экономикой и политологией.

В ходе изучения данного курса студент должен освоить

  • основные разделы и направления экологии;

  • основные законы общей экологии;

  • основные закономерности распределения живых организмов в биосфере, пределы, круговороты вещества и энергии, биопродуктивность и биомассу;

  • экологические факторы, прямое и косвенное воздействие их на живые организмы, их взаимодействие;

  • биоценоз, биогеоценоз, экосистема, состав, структуру, границы биогеоценоза, динамику природных процессов внутри сообщества живых организмов;

  • биологическое разнообразие республики и его охрану.

В конце семестра по завершении курса проводится зачет.

4.2. Содержание дисциплины

Распределение объема часов дисциплины по видам учебных занятий.

№№ п-п

Тема

Количество часов

Лекция

Семинарское занятие

Самостоятельная работа студентов

1

Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана

2

2

Экосистемы Башкортостана

2

2

3

Загрязнение окружающей среды Республики Башкортостан

2

ТЕМА 1. Физико-географическое положение, природные условия и ресурсы Башкортостана.

Физико-географическое положение Башкортостана. Климатические условия. Природные ресурсы, их краткая характеристика. Классификация природных ресурсов. Основные экологические проблемы Республики Башкортостан. Состояние окружающей среды и развитие экологии в Башкортостане.

Экология: круг проблем, история, структура дисциплины. Состояние экологических исследований в республике.

ТЕМА 2. Загрязнение окружающей среды республики

Загрязнение атмосферы, почвы и воды. Экологические проблемы городского транспорта. Физическое загрязнение городской среды: шумовое, электромагнитное, бытовое радиоактивное, тепловое и световое, видеозагрязнение. Виды загрязнений, источники биологического, химического, физического загрязнений. Бытовые стоки и отходы. Твердые бытовые отходы. Озеленение. Экология жилища. Мегаполисы мира и концепция экосити.

Экосистемный подход в промышленной экологии. Проблемы энергетики. Тепловая, атомная энергетика, гидроэнергетика. Классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы. Характеристика наиболее опасных загрязняющих веществ. Очистные сооружения.

Темы семинарских занятий

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Филологический факультет)

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология Республики Башкортостан» (Пимно)

    Учебно-методический комплекс
    Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан, ставит в ряд первостепенных, неотложных проблем экологическое образование студентов высших учебных заведений республики.
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 030600 «Технология и предпринимательство» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Биосфера и человек: структура биосферы; экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине 050706 «Педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: ст преподаватель (2)

    Учебно-методический комплекс
    5.4. Требования к уровню освоения программы формы текущего и промежуточного контроля (тесты, контрольные работы, вопросы к экзаменам и зачетам, контрольные работы для проверки остаточных знаний).
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «зоологии позвоночных» 2 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность. Зоология позвоночных - важная дисциплина подготовки студентов биологической специальности педагогического ВУЗа. Достижения биологии во второй половине 20-го века, а именно развитие таких базовых наук как систематика,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.

Другие похожие документы..