Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

БАБКИН МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ЕЁ ОТНОШЕНИЕ

К СВЕРЖЕНИЮ МОНАРХИИ В РОССИИ

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Научный консультант

доктор исторических наук, профессор О.И. Митяева

Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор С.В. Тютюкин

доктор исторических наук, профессор С.И. Реснянский

доктор исторических наук С.С. Бычков

Ведущая организация

Российская академия государственной службы при президенте РФ

Защита состоится 17 октября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.75 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й корпус гуманитарных факультетов, ИППК, ауд. 825-П.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов.

Автореферат разослан «___» сентября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук, доцент А.В. Никонов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ – ХХI вв. в России произошло изменение идеологических ориентиров общества, а также изменение взаимоотношений Русской православной церкви (РПЦ) и государства.

Важной исторической проблемой является исследование политической позиции Православной церкви в период Первой российской революции и особенно Февральской революции 1917 г., когда духовенство РПЦ стремилось к самостоятельности, к созыву Поместного собора и восстановлению отмененного императором Петром I патриаршества. В тот период – вновь после XVII в. – священнослужителями в определённом смысле был поставлен вопрос о том, что является более влиятельным и, соответственно, главным: светская или духовная власть. В этом заключается историко-богословская проблема соотношения «священства-царства».

Начиная с весны 1905 г., духовенство рассматривало вопрос об изменении установившейся на протяжении синодального периода формы взаимоотношений церкви и государства. На особых церковных комиссиях (Предсоборном присутствии и Предсоборном совещании) были приняты соответствующие проекты, согласно которым, с одной стороны, надлежало значительно сократить церковные полномочия царя, а с другой – ввести патриаршество. Однако до 1917 г. этим планам не суждено было воплотиться.

В 1917 г. в России в результате Февральской буржуазно-демократической революции произошли важные социально-политические изменения. Во-первых, изменилась форма государственной власти с царской на лишённое сакрального смысла новое правление. Во-вторых, был воссоздан институт патриаршества. Тем самым «священство» в определённом смысле взяло верх над «царством».

В начале 1990-х гг., после изменения формы государственной власти в России, в стране началась выработка новой, постсоветской модели взаимоотношений церкви и государства. Со стороны РПЦ на Архиерейском соборе 1992 г. прозвучал тезис о её аполитичности по отношению к власти. В частности, было продекларировано, что «Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой»1. В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., закрепилось положение о свободе совести и свободе вероисповедания всех граждан2. Со стороны государства также было заявлено о его светском характере и об отделении от него всех религиозных объединений. За религиозными организациями признано их равенство перед законом и объявлено о невмешательстве государства в дела их внутренних установлений: в первую очередь – самоуправления. Эти положения получили закрепление в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.)3. Однако в преамбуле этого закона среди прочих конфессий Русская православная церковь выделена особо: отмечена «особая роль православия в истории России, становлении её духовности и культуры». То есть в проведении своей политики в религиозных вопросах государственная власть особо учитывает позицию Православной церкви.

На современном этапе осуществление религиозной политики в России пойдёт тем успешнее, чем полнее будет учтён исторический опыт. В частности – досоветского периода XX в., когда светские власти были в том или ином союзе с Православной церковью. Исследование темы о политической позиции церкви в период трёх российских революций будет способствовать, в частности, пониманию, как далеко может зайти наблюдающийся в современной России постепенный процесс клерикализации общества.

Таким образом, для прогнозирования общественно-политических процессов в современной России необходимо обратиться, в частности, к изучению церковно-государственных отношений с начала XX в. по конец 1917 г. и, в первую очередь – к рассмотрению политической линии духовенства РПЦ в тот период. Для этого необходимы новые подходы к анализу общественно-политического процесса в России.

Объектом исследования является Русская православная церковь в период с начала XX в. по конец 1917 г.

Предметом исследования стала позиция служителей РПЦ разного уровня на происходившие в России в рассматриваемый период события, а также попытки формирования духовенством новых церковно-государственных отношений.

Целью данной работы является анализ общественно-политического положения в России, осмысление церковно-государственных отношений в рассматриваемый период, выявление официальной позиции высшего и рядового духовенства РПЦ, а также прихожан по отношению к свержению монархии в 1917 г.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:

  • показать место РПЦ в государственной системе власти в России в начале ХХ в.;

  • рассмотреть социальный состав духовенства РПЦ;

  • раскрыть причины проявления оппозиционности священнослужителей по отношению к монархической власти с начала ХХ в. по 1917 г.;

  • осветить основные модели взаимоотношений церкви и государства, вырабатывавшихся духовенством в период 1905–1914 и 1917 гг.;

  • показать место и роль различных слоёв духовенства Русской православной церкви и прихожан в февральско-мартовских событиях 1917 г.;

  • дать анализ взаимоотношений между РПЦ и Временным правительством;

  • раскрыть позицию Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг. на протяжении первой его сессии в вопросе об обновлении отношений церкви и государства.

Хронологические рамки данной работы – начало ХХ в. – конец 1917 г. обусловлены необходимостью выделить важный и относительно целостный период церковно-государственных отношений: от начала разработки в стране в период революции 1905–1907 гг. церковных реформ до конца 1917 г., когда (9 декабря) завершилась первая сессия Поместного собора РПЦ, начавшего работу 15 августа. Собор, во-первых, явился рубежной датой в процессе проведения внутрицерковных реформ. Во-вторых, на нём была засвидетельствована, хотя и ретроспективно и несколько косвенно, общецерковная точка зрения на свержение монархии в России.

Появление 20 января 1918 г. декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (совпавшего по времени с открытием второй сессии Поместного собора) фактически положило начало новому этапу церковно-государственных отношений.

Территориальные рамки охватывают всю Российскую империю, так как при работе над диссертацией изучались материалы всех существовавших епархий РПЦ.

Методологической основой исследования стали принципы историзма, научной достоверности и объективности, системного и конкретного подхода к изучению взглядов церковных деятелей на события, происходившие в России и внутри РПЦ с начала XX в. по конец 1917 г. При написании работы использовались методы:

- структурный, с помощью которого церковь рассматривается как сложная иерархическая структура;

- количественный, позволяющий проводить статистические исследования;

- метод типологизации позволяющий выявить типичные явления, классифицировать их (например, – разнообразие мнений духовенства о политических событиях в России);

- сравнительный анализ, противостоящий стремлению исторической науки унифицировать (подвести к средним показателям) общество и человека (церковных пастырей и паству);

- диахронный, с помощью которого осуществляется «параллельный» анализ постановлений духовной и светской властей (например, Святейшего синода Русской православной церкви и Временного правительства);

- метод исторических параллелей позволяющий провести аналогию между взаимоотношениями церкви и государства в России на протяжении двух периодов: а) второй половины XVII – первой четверти XVIII вв. и б) началом XX в. – 1917 г. (имеется в виду рассмотрение церковно-государственных отношений в контексте проблемы «священства-царства»).

В работе церковно-государственные отношения рассматривались во взаимодействии, взаимовлиянии и взаимообусловленности социально-экономических и политических условий Российской империи (цивилизационный и формационный подходы) и человеческого, личностного фактора (антропологический подход).

Новизна работы обусловлена тем, что в ней впервые на основе анализа обширного массива источников показан процесс постепенной переориентации официальной политической линии Русской православной церкви в период с начала XX в. по весну 1917 г.: от традиционно-монархической (охранительной политики по защите царского самодержавия) до содействия процессам в свержении императора и приветствия февральско-мартовских политических событий 1917 г. Показан и обратный процесс «поправения» духовенства, начавшийся с лета того же года.

В диссертации проведено проблемно-хронологическое, параллельное сравнение определений Св. синода РПЦ и законодательных актов государственных властей, правивших страной в рассматриваемый период. Впервые осуществлён параллельный анализ актов, выпущенных высшим органом церковной власти и Временным правительством. Его цель – выявление и сравнение позиций светской и духовной властей в вопросе о степени их относительной радикальности в период свержения монархии. В работе впервые обращено внимание на вопросы участия духовенства в «выборе» государственного строя, ибо монархическая альтернатива народовластию исследователями истории Православной церкви практически не рассматривалась.

При исследовании темы были привлечены новые, ранее не использовавшиеся церковные документы, в том числе определения, воззвания и послания Святейшего синода, иерархов РПЦ к пастве и подведомственному духовенству, позволяющие показать официальную позицию церкви к свержению царской власти. Впервые проведён подробный анализ изменений богослужебных чинов Православной церкви, свидетельствующий о политической линии церкви в рассматриваемый период.

Новизна исследования заключена также и в том, что в данной работе рассматривается роль и место РПЦ в революционном процессе, направленном на свержение монархии в России. Действия духовенства по поддержке революционного процесса рассматриваются с точки зрения историко-богословской проблемы «священства-царства». Специалисты по Отечественной истории этой проблемы применительно к церковно-государственным отношениям XX в. не рассматривали.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её методологические разработки могут быть использованы в формировании нового подхода в исторической науке при исследовании взаимоотношений церкви и государства в XX–XXI вв., а именно – с точки зрения проблемы «священства-царства».

Материалы исследования могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории России, в учебных дисциплинах отечественной истории, религиоведения и других. Идеи и выводы диссертационной работы могут быть полезны государственным органам и практическим работникам управления, влияющим на развитие политической и социальной сферы. Диссертация представит интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей России и РПЦ.

Апробация результатов исследования. Выводы и результаты исследования автор докладывал на ряде конференций: пяти международных (Москва, Иваново), шестнадцати всероссийских (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Иваново, Омск) и пяти региональных (Челябинск, Курск, Кемерово).

Результаты работы отражены в 50 научных работах объёмом свыше 86 п. л. Из них две статьи на страницах журнала «Отечественная история» (1,6 и 1,1 п. л.), две – в «Вопросах истории» (по 1,3 п. л.), по одной статье – в «Вестнике МГУ. Серия 8: История» (1,3 п. л.) и журнале «Родина» (1,0 п. л.). Практически все работы основаны на собственных исследованиях, проведённых в государственных архивохранилищах и библиотеках страны. В результате выявлен и опубликован большой массив документов по истории церковно-государственных отношений за период с начала XX в. по 1917 г. Подборка материалов опубликована в журналах «Вопросы истории» (7,2 п. л.), «Исторический архив» (2,1 п. л.), «Военно-исторический журнал» (0,8 п. л.), «Клио» (1,2 п. л.) и сборнике документов объёмом 33,5 п. л.

Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Работа построена на проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, пяти глав (включающих 14 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, а также трёх приложений.

  1. Русская православная церковь в начале XX века и её отношение к свержению монархии в россии (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 октября 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.75 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 11 2, Москва, Ленинские горы, МГУ, 2-й корпус гуманитарных факультетов, ИППК, ауд.
  2. Русская Православная Церковь в системе государственных отношений в XIX начале XX вв. (на материалах Центрально-Чернозёмных губерний)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 5 октября 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 305 , г.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Htm Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы

    Документ
  5. История российской печати конца XIX – начала XX веков

    Учебно-методическое пособие
    История российской печати конца XIX – начала XX веков: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Н.
  6. Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг (1)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре истории Отечества и кавказоведения Института повышения и переподготовки кадров Ростовского государственного университета.
  7. Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг (2)

    Диссертация
    Защита состоится 22 сентября 2006 года в 14-00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.08. по историческим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344 006, г.
  8. Планы семинарских занятий 70 Справочные материалы 80 Документы и задания к ним 90 раздел III. Россия в XVII xviii вв. 107

    Планы семинарских занятий
    Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
  9. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия российской православной церкви

    Документ

Другие похожие документы..