Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт российской федерации)

На правах рукописи

УСТИНОВИЧ Елена Степановна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва -2011

Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант: Дахин Владимир Никитович доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Власов Валерий Иванович,

доктор юридических наук, профессор

Канапьянова Раушан Мусахановна,

доктор политических наук

Шевченко Алевтина Владимировна,

доктор политических наук, профессор

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Защита состоится 28 февраля 2012 года в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета Д-504.001.14 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 84, 1 учебный корпус, ауд.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук отправлен в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для размещения на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет (http://vak.ed.gov.ru) «25» ноября 2011 г. по электронной почте по адресу: referat_vak@mon.gov.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РАНХ и ГС по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского, д.84, 1 уч. корпус.

Автореферат разослан « » 20 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор Л.Ф. Болтенкова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Формы и методы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, обозначенные в Стратегии развития России до 2020 года1, Стратегии национальной безопасности России2, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации3, Государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)»4, включают в свой состав необходимость внедрения информационных технологий и развития массовых коммуникаций. Названные документы ставят задачу поднять на качественно новый уровень взаимоотношения в парадигме «власть-общество-гражданин», делая их действенными и результативными.

Небывалое развитие информационных технологий, информационной техники и сетей активизируют работу по уточнению их роли в повышении эффективности информационной деятельности в государственном управлении. Однако, несмотря на то, что требование создания условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» закреплено нормативно в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.3. статьи 12), в целом следует констатировать, что общая государственная политика в данной сфере не сформулирована.

С точки зрения государственной политики в сфере информационных технологий, следует отметить, что до настоящего времени в России отсутствуют концептуальные и программные документы. На политическом уровне не завершен и процесс формирования законодательных основ государственной политики в сфере информационных технологий. При этом, необходимость ее политического провозглашения, прежде всего, в рамках ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, становится одним из важнейших факторов развития в России информационного общества, решения задач модернизации государственного управления.

В настоящее время в государственном управлении сложилась такая объективная реальность, когда внедрение информационных коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в деятельность федеральных органов исполнительной власти, развитие на их основе новых форм электронного общения с гражданами и организациями, а также возросшая роль информации, информационных ресурсов, производимых федеральными органами исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, и их востребованность со стороны общества, стали основой для увеличения объемов и масштабов осуществления ими информационной деятельности, появления ее новых направлений, методов и форм реализации.

В условиях проведения административной реформы, наряду с оптимизацией своей функциональной деятельности на основе ИКТ, федеральные органы исполнительной власти продолжают активно взаимодействовать и с независимыми средствами массовой информации, учреждать собственные ведомственные аудиовизуальные и печатные СМИ, создавать телерадиокомпании, рекламные и имиджевые агентства, развивать на высоком полиграфическом уровне издательскую деятельность, работать с обращениями граждан, осуществлять международную информационную деятельность и т.д. В большинстве из них относительно быстро возникают и развиваются новые индивидуальные формы электронного общения с гражданами и организациями, система предоставления государственных услуг электронным способом.

В этой связи, для использования уже наработанного федеральными органами исполнительной власти опыта осуществления информационной деятельности целесообразно обеспечить комплексный и системный анализ ее состояния, природы, направлений, содержания, адекватности и достаточности для ее полноценной реализации. Необходима также оценка состояния использования информационной деятельности в государственном управлении в качестве современной инновационной технологии, политико-правового механизма информационного взаимодействия с гражданами и организациями, структурами гражданского общества, его соответствие задачам развития информационного общества в России, модернизации государственного управления и роли информационной деятельности, как информационной функции государственного управления в формировании современной государственной политики в сфере информационных технологий.

В настоящее время актуализируется вопрос об анализе изучения влияния политики государства в сфере информационных технологий на развитие социальной составляющей современного российского государства, в отличие от сервисного на западе. Происходит переход к массовым коммуникациям, как новой развивающейся области деятельности органов исполнительной власти и, особенно на федеральном уровне. Это ставит задачу комплексного обеспечения их связи с населением - не только опека, но и вовлечение широких масс в процессы государственного управления, вследствие чего информационное общество развивается как общество гражданское, демократическое, социальное и правовое. В свете постоянно возникающих новых задач, связанных с построением в России информационного общества и информатизации государственного управления, характер постоянной актуальности приобретают также потребности в существенном пополнении законодательного массива в информационной сфере.

Государственная политика в сфере информационных технологий России, как федеративного государства, вбирающего в себя огромное пространство, должна принимать во внимание различный, неодинаковый в зависимости от уровня социально-экономического, научно-технического, национального и культурного развития, характер распределения информационных технологий и развития информационного общества. В этой связи, возможность решения проблемы единообразия ее реализации в субъектах Федерации и ее постоянной координации с учетом особенностей выдвигает в ряд важнейших задач – реформирование структуры территориальных органов исполнительной власти и механизмы их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Вполне логичны в этой связи слова Президента РФ Д.А. Медведева о том, что до сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти5.

Все сказанное подтверждает актуальность и практическую значимость избранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема научного осмысления политики как искусства управления обществом, составной частью которого является выяснение значения информации в процессе разработки государственной политики, занимала внимание уже античных философов Аристотеля и Платона.

Вопросы взаимоотношения власти и общества находились в центре внимания политических мыслителей нового времени Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж Руссо, И. Канта, Дж. Мильтона, Т. Пейна, рассматривавших властные отношения в рамках теории естественного права и общественного договора. Различные аспекты социального управления глубоко исследовались в трудах Ф. Бэкона, А. Смита, А, Фергюсона и др.

Основой научных исследований в области формирования и развития информационного общества стали, прежде всего, социально-философские теории зарубежных ученых: Д. Бэлла, М. Кастельса, Г.Шиллера, Д. Тапскотта, Э. Тоффлера, Ю.Хабермаса, Ф. Фукуямы, Ф. Уэбстера и других, а также российских авторов Т.П. Ворониной, В.Л. Иноземцева, К.К. Колина, И.С. Мелюхина, Г.И. Попова, А.И. Ракитова, Л.А. Сафоновой, Г.JI. Смоляна, Д.С. Черешкина, А.А. Чернова, А. Д. Урсула. Большинство авторов отмечают, что информационная сфера становится не просто локальным сегментом общественной жизни, а материей, пронизывающей все социально-политическое пространство, при этом информация становится важнейшим ресурсом власти и управления.

Важное значение для раскрытия темы исследования имело обращение к фундаментальным исследованиям западных авторов Н. Винера, К. Шеннона, и др., посвященным научному осмыслению феномена информации, формирования информационного пространства. Необходимая глубина исследования не могла быть достигнута без обращения к социологическим теориям М. Вебера, К. Поппера, К. Ясперса, Ю. Хабермаса, Т. Адорно, Н. Луманна и других классиков современной социологии, подробно описывающих роль средств массовой коммуникации и массовой информации в государственном управлении и политике в целом.

Сущностное значение и конкретное содержание понятия «государственная политика» раскрыто в работах Г.В. Атаманчука, Н.И. Глазуновой, Н.А. Омельченко и др.

Проблемам реформирования государственного управления России посвящены работы таких отечественных исследователей, как Г.В. Атаманчук, Н.И. Глазунова, В.А Козбаненко, В.В. Лобанов, Л.В.Сморгунов.

Немаловажное значение в свете нашего исследования имеют работы по теории и практике использования коммуникативных технологий в политическом процессе, в частности, в вопросах повышения взаимопонимания и совершенствования информационного обмена между государством и обществом: Ю.П. Буданцев, М.А. Василик, М.С. Вершинин, М.Н. Грачев, А.А. Горбунов, Л.М. Землянова, И.Ю. Киселев, О.А.Малаканова, А.И. Соловьев, Л.М. Федотова).

Актуальны научные исследования, посвященные использованию ИКТ в сфере государственного управления, развитию и функционированию электронного правительства и электронной демократии. К ним относятся работы не только зарубежных авторов, таких как Г. Куртейн, Д. Фаунтен, Д.Гарсон, Р.Хикс, А.Шарк, Д.Норрис, П.Паскаль, Д.Вест, но и отечественных ученых – М.Г. Анохина, В.А. Василенко, А.В. Данилина, В.И. Дрожжинова, Ю.В. Ирхина, А.Н. Кулика, Ю.А. Нисневича, М.В. Осипова, M.Ю. Павлютенковой; A.B. Павроза, В.И. Сарафанова, В.В. Солодова, С.Г. Туронка, А.В. Чугунова.

Большое значение для науки имеют труды в области социальной информациологии, ученых кафедры информационной политики РАНХ и ГС В.Д. Попова, К.В. Маркелова и др. Различные аспекты государственной информационной политики исследованы в трудах Ю.А. Нисневича, А.Г. Киселева, СВ. Коновченко, А.В. Манойло, Н.Ю. Корченковой, Т.М. Орловой, В.В. Воробьева, А.В. Кострова, А.Б. Зверинцева, Ю.В. Курсносова, П.Ю. Конотопова, А.Н. Райкова, В.В. Уткина, Т.М. Дридзе, Л.Н. Федотовой, А.И. Козырева, Б.И. Краснова, Л.Г. Лаптева и др.

Вопросы взаимосвязи федеративного устройства России с формированием и развитием информационных технологий нашли свое частичное освещение в трудах ученых кафедры национальных и федеративных отношений РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации: А.А. Мацнева, В.Н. Дахина, Л.Ф. Болтенковой, М.В. Столярова, Н.П. Медведева и др. Таким образом, анализ степени разработанности проблемы исследования позволяет сделать вывод, что в современных условиях создана определенная научная основа для дальнейшего исследования вопроса о политике государства в сфере информационных технологий. Однако, ввиду сложности и многогранности проблемы было бы неверно считать работу завершенной, что и определило выбор темы, а также цели и задачи данного исследования.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с деятельностью субъектов государственной политики в сфере информационных технологий.

Предметом исследования являются составляющие государственной политики в сфере информационных технологий и их реализация в процессе деятельности органов государственного управления.

Цель диссертационной работы состоит в оценке состояния государственной политики в сфере информационных технологий, научном определении сущности и содержания, целей и задач информационной деятельности в государственном управлении, а также выявлении путей их совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- сформулировать понятия «информационного общества», «информационных технологий», «информационной деятельности» и «государственной политики в сфере информационных технологий»;

- раскрыть содержание сферы информационных технологий;

- раскрыть современные теории государственного управления, их основные концепции и характеристики;

- проанализировать понятия, задачи и принципы политики государства в сфере информационных технологий;

- раскрыть суть современного информационного общества и охарактеризовать роль государства в его формировании и развитии;

- показать роль федеральных органов исполнительной власти как основных субъектов информационной деятельности в государственном управлении;

- выявить структурные проблемы и основные противоречия реализации информационной политики России;

- раскрыть проблемы взаимодействия субъектов коммуникативно-информационного пространства современной России;

- определить место и роль электронного правительства как инструмента трансформации информационных технологий, дать нормативно-правовую характеристику его организации и функционирования;

- выявить особенности политики государства в сфере информационных технологий с учетом федеративности государственного устройства;

- определить и выработать пути и методы совершенствования механизмов и методов повышения эффективности политики государства в сфере информационных технологий в Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период модернизации государственного управления России с момента начала осуществления административной реформы (с 2004 г.)

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, названных в «Степени научной разработанности проблемы», а также многочисленные работы других отечественных и зарубежных авторов, обозначенных в Библиографии диссертации.

  1. О состоянии законодательства в российской федерации (1)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  2. О состоянии законодательства в российской федерации (2)

    Закон
  3. В. С. Холзаков Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

    Реферат
    Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  4. Т. В. Лагутина, специалист-эксперт отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации техническая редакция вестника

    Документ
    Г.И.Климантова, заместитель начальника управления - начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации - редактор вестника;
  5. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года

    Документ
    2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
  6. Концепция информатизации Тверской области отражает приоритеты развития в сфере информационных технологий и связи, и направлена на реализацию государственной политики в данной сфере, в соответствии со стратегическими целями развития Тверской области

    Программа
    Концепция информатизации Тверской области отражает приоритеты развития в сфере информационных технологий и связи, и направлена на реализацию государственной политики в данной сфере, в соответствии со стратегическими целями развития Тверской области.
  7. Аналитическая информация о состоянии охраны труда в субъектах Российской Федерации по итогам I полугодия 2007 года

    Документ
    В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
  8. В. С. Холзаков Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (2)

    Документ
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение
  9. В. С. Холзаков Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (3)

    Документ
    Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в новых условиях бюджетного планирования.

Другие похожие документы..