Разработка урока по технологии «В стране мастериц»

Разработка урока по технологии «В стране мастериц» Лытаева И.В.ГОУ ЦО №1433

Роль школьного музея в преподавании технологии

В ЦО №1433 историко-краеведческий музей существует с 1997 года. Руководит работой музея учитель технологии Лытаева И.В. Музей состоит из семи рубрик, каждая из которых рассказывает о странице истории нашей страны. Среди основных рубрик выделяется рубрика «Русская изба. Крестьянский быт» и рубрика «Народные ремесла и промыслы России». Кроме традиционных мероприятий, проводимых в музее – экскурсии, классные часы, встречи с ветеранами, игровые программы, в музее можно проводить урочные занятия. На базе музея, используя исторические экспонаты, проводятся и уроки материальных технологий для девочек 5-7 классов.

Один из уроков посвящен изготовлению тряпичных кукол, которые в народной русской культуре занимали особое место, как обрядовая кукла, кукла – оберег, кукла – игрушка. Изготовление кукол можно провести по теме «В стране мастериц» по разделу «Материаловедение».

Структура урока

Урок : «В стране мастериц» - 5класс

Раздел: Материаловедение

Тема: «Изготовление тряпичной куклы»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по свойствам тканей.

Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный, с элементами музейной педагогики.

Цель: научить приемам изготовления различных видов кукол из ткани, познакомить с русскими традициями и обрядами, закрепить знания о свойствах тканей.

Задачи:

Развивающий аспект: развитие образного мышления, художественного вкуса, совершенствовать науки культуры труда

Образовательный аспект: ознакомить с приёмами изготовления обрядовых и игровых кукол, закрепить знания о свойствах тканей.

Воспитательный аспект: продолжать воспитание аккуратности, желания создавать красивые вещи.

Методы обучения: рассказ, демонстрация исторических экспонатов музея, инструкция, практическая работа.

Оснащение урока: лоскуты хлопчатобумажных тканей, пуговицы, иглы, нитки, плакат «Тряпичная кукла»; образцы кукол, инструкционные карты.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Формулировка темы урока и постановка цели и задач урока.

  2. Проверка знаний учащихся - отгадывание загадок, ответы на вопросы по предыдущему материалу о тканях.

  3. Формирование новых знаний. 1)эвристическая беседа о быте русских крестьян, русском народном костюме, о куклах из бабушкиного сундука.2) показ приёмов изготовления тряпичной куклы. ТБ

  4. Применение знаний и формирование новых умений. Выполнение практической работы «Изготовление куклы». Самоконтроль.

  5. Проверка заданий, оценка. Подведение итогов (контроль и рефлексия). Самооценка учащихся.

  6. Подведение итогов. Демонстрация лучших изделий. Выставление оценок. Информация о домашнем задании.

Содержание урока

Сообщение учителя: Здравствуйте! Сегодня наш урок называется «В стране мастериц» и проходит он в школьном музее «Россия – Родина моя!». На уроке вы познакомитесь с технологией изготовления тряпичных кукол, которые были традиционны в крестьянском быту, и считались не только игрушками и оберегами, но в древности даже служили обрядовыми символами. Также вы узнаете о русском народном костюме, вспомните, что вы узнали о тканях, а самое главное - научитесь своими руками делать кукол. Перед каждой из вас стоит задача придумать кукле имя и продемонстрировать их друг другу.

В нашем путешествии в страну мастериц я предлагаю сначала отгадать загадки:

Инструмент бывалый

Не большой, не малый

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь – горе,

Продырявит море.

А что вы знаете о тканях:

  1. Из каких волокон делают ткани?

  2. Как делятся ткани по назначению?

  3. Какие виды переплетений бывают?

  4. Какая нитка в ткани тянется больше?

  5. Что такое кромка?

  6. Какие свойства у долевой нити?

Молодцы!

А теперь я хотела рассказать вам о куклах из бабушкиного сундука. Посмотрите, какие они разные. В различных областях России и губерниях были свои особенные куклы и назывались они по-разному: бессонница, кувадки, пеленашка, лихоманка, столбушка. Куклу делали не только из ткани, но и из бересты, ниток, палочек, прутьев, из соломы. Кукла известна с глубокой древности, она первая среди игрушек. Изготовление куклы было простым, из кусочков тканей, которые в старину рвали, а не резали, т.к. при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы.

Свадебные куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались бабушкой по наследству внучкам и внукам.

Наряд русской куклы имеет глубокие духовные корни. Русский наряд складывался веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с верованиями и традициями. Женский костюм мог быть двух видов: рубаха и сарафан, или рубаха и понёва (юбка). Также был передник (завеска). Различали северный и южнорусский костюм. Головной убор (кокошник, платок, сорока, повойник) был обязателен. Волосы замужняя женщина не должна была показывать, это связывали с колдовской силой. Девочки носили на голове ленты-повязки. Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Пояс и вышивка по вороту, по низу рукава и рубахи являлись оберегом, т.е. чертой оберегающей тело человека от злых духов. А сейчас мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы.

Практическая работа: вводный инструктаж, техника безопасной работы с ножницами, иглами. Текущий инструктаж. Заключительный инструктаж, уборка рабочих мест.

Инструкционная карта «Кукла-колокольчик из кругов»

Материалы: ткань 16*16 см-3 шт., нитки, вата (синтепон, обрезки ткани), ножницы.

  1. Вырезать из ткани круги разного диаметра:16,14,10 см.

  2. Сложить три слоя ткани лицевой стороной вверх, вложить в середину шарик из ваты и туго завязать ниткой «голову».

  3. Подвязать платочек.

Наш урок «В стране мастериц» подошёл к концу. Давайте подведём итоги:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  2. Что вам понравилось, что получалось с трудом?

  3. Какие названия имеют тряпичные куклы?

Как вы назвали своих кукол и что вы можете о них рассказать (какие они)?

Куклу, которую вы сегодня сделали своими руками, приобрела жизнь при помощи вашего воображения и труда. Она несет тепло ваших рук, в ней чувствуется душа, от нее теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью. Такую куклу можно подарить, играть самой, или начать составлять коллекцию кукол. Молодцы! Теперь нужно получить оценки и записать задание на дом.

  1. Урок по технологии по теме «Вышивание»

    Урок
    Учитель говорит о том, что знания и умения, полученные на уроках Материаловедения (где изучали строение, химический состав и свойства тканей) и Машиноведения, где изучалось не только строение и работа швейной машины, но и приемы работы
  2. Методическая разработка урока Предмет «Технология. Обслуживающий труд». 6 класс. Рукоделие. Вышивка. Тема «Вышивка крестом», (2 часа)

    Методическая разработка
    Формирование знаний об истории рукоделия.Формирование представлений о видах вышивки.Ознакомить с техникой вышивки крестом, инструментами, приспособлениями, материалами.
  3. Задачи: Продолжить работу по разработке программ по социализации воспитанников на основе личностно ориентированного подхода в воспитании детей-сирот. Повышение эффективности работы с молодыми и малоопытными специалистами (1)

    Документ
    Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. ГОУ специальный (коррекционный) детский дом VIII вида №9 функционирует с 1994 года.
  4. Задачи: Продолжить работу по разработке программ по социализации воспитанников на основе личностно ориентированного подхода в воспитании детей-сирот. Повышение эффективности работы с молодыми и малоопытными специалистами (2)

    Документ
    В детском доме проживает 51 воспитанник с особыми образовательными потребностями. По социальному статусу это дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  5. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  6. Уроки сектоведения (1)

    Урок
    Плюрализм верований в средневековой Европе. Проблема «эзотерического разрыва». Эзотерики в Европе: гностики, манихеи, альбигойцы. Ссылки на «устное предание» как способ модернизации.
  7. Вопросы, устные и письменные замечания и предложения по дальнейшей демократизации управления школы, улучшения образовательного процесса, совершенствованию форм (3)

    Документ
    На территории села базируются воинские части: 63753, 41173. Мелькомкомбинат, ООО «Содружество» (Павловский лесхоз), элеватор, «Дело А», ООО «Технология», тепловые сети, ЗАО «ТСМП» – самые крупные предприятия Топчихи.
  8. По поручению Губернатора Сергея Морозова обеспечение жителей Ульяновской области продуктами питания в новогодние праздники взято под особый контроль

    Документ
  9. Урокам для учителя по учебному предмету «Русская художественная культура»

    Урок
    Вы держите в руках сборник материалов по предмету Русская художественная культура. Сборник включает в себя программу курса, приблизительное тематическое планирование, а так же рекомендуемый информационный материал, подобранный в соответствии

Другие похожие документы..