Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Москва – 2008

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008

Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:

___________________

/________________/

Фамилия, инициалы


Москва – 2008

Авторы: старший преподаватель Чуприкова Г. С.

1. Пояснительная записка

Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Цель курса: ознакомить студентов с историей развития представлений о семье, сущности современной семьи и брака, различными аспектами супружеских, детско-родительских взаимоотношений (конфликты, разводы, критические точки развития семьи, особенности становления личности ребенка в различных семьях), условиями формирования и способами поддержания благополучных отношений в семье.

Задачи курса:

1. ознакомить студентов с актуальными проблемам семьи и брака;

2. определить структуру семьи, динамику ее развития, основные составляющие семьи, механизмы взаимодействия в семье, основные вехи развития семьи, кризисы семейных отношений;

3. изучить направления профилактической и коррекционной работы с семьей, теоретические модели психологического консультирования семьи, методологические принципы психодиагностической и коррекционной работы с семьёй;

4. ознакомить студентов с основными подходами к психологическому консультированию семьи.

Организационно-методический раздел

Курс «Психология семьи» изучается в течение одного семестра. Форма отчетности – зачет. Методы изучения дисциплины – изучение и анализ литературы по теме и первоисточников. В качестве основных организационных форм обучения используются лекции, самостоятельная работа студентов с литературой, подготовка докладов и написание контрольных работ.

3. Тематический план

п/п

Тема

Лекции

Семинары

1

Брак и семья; исторические, социальные, психологические аспекты

2

Семья как система

3

Жизненные циклы семьи

3

Психология супружеских взаимоотношений

4

Родительство, семейное воспитание и детско-родительские отношения

5

Благополучная семья и неблагополучная семья

6

Влияние на детей структуры и способа функционирования семьи

8

Психологическая помощь семье

9

Диагностика семейных отношений

10

Психологическая подготовка к родительству, родительские школы

Итого

Основное содержание курса

Психологическая помощь семье

Диагностика семейных отношений

Тема 1. Брак и семья: исторические, социальные,

психологические аспекты.

    1. История возникновения и развития семьи в истории.

    2. Семья, как психологический феномен

    3. Семья, как малая группа.

    4. Функции семьи.

    5. Структура семьи

    6. Виды современной семьи

    7. Альтернативные семьи

Тема 2. Семья как система.

  1. Системный подход в понимании семьи.

  2. Понятие семейной системы.

  3. Структурная модель семьи (С. Минухин) и её компоненты: структура семейных ролей, семейные подсистемы, границы структуры.

  4. Границы семьи.

Тема 3. Жизненные циклы семьи

  1. Понятия жизненный цикл семьи.

  2. Жизненный цикл семьи и психологические проблемы каждой из его стадий.

  3. Нормативные кризисы в развитии семьи.

Тема 4. Психология супружеских взаимоотношений.

    1. Мотивация брака и создания семьи.

    2. Любовь, влюбленность как формы привязанности и их влияние на устойчивость брака.

    3. Уровни супружеских отношений: психо-физиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный и проблема совместимости.

    4. Психологическая совместимость – совпадение и контраст характеристик.

    5. Ролевые представления и ролевое поведение супругов. Факторы, формирующие ролевые представления: социо-культурные, родительская семья, индивидуальный опыт.

    6. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация.

Тема 5. Родительство, семейное воспитание и детско-родительские отношения

1. Родительство как психологический феномен

2. Психология формирования родительства

3. Ценность детей в жизни семьи, социально-психологические функции детей. 3. Влияние социально-экономического статуса семьи, системных особенностей семьи, особенностей супружеских отношений, стиля семейного воспитания на формирование личности ребёнка.

5. Значение родителей в жизни детей.

6. Психологические функции матери и отца. Родительская любовь и её влияние на формирование личности ребёнка.

7. Типы родительского отношения, стили воспитания. Особенности родительско-детских отношений в зависимости от возраста ребёнка.

Тема 6. Благополучная семья и неблагополучная семья

    1. Характеристика зрелой (благополучной) и незрелой (неблагополучной) семьи Социальный смысл семейного благополучия.

    2. Супружеские взаимоотношения как основа семейного благополучия.

    3. Способы поддержания благоприятной атмосферы в семье.

    4. Типы неблагополучных семей – проблемные, конфликтные, кризисные.

    5. Понятия «трудная» и «дисфункциональная» семья – сходство и различия.

    6. Типология неблагополучных семей по А. Спиваковской, А. Личко, С. Минухину и др.- сравнительный анализ.

    7. Объективные и субъективные причины семейного неблагополучия: социально-экономические условия, личностные особенности, отношения с родителями, измены, особенности взаимодействия и др.

    8. Развод как способ решения семейных проблем в кризисной ситуации. Типы разводов. Последствия развода: нарушения психических и соматических состояний, одиночество, изменение стиля жизни и др. Влияние развода на поведение и эмоциональные переживания детей. Проблемы взаимоотношений с детьми после развода.

    9. Ремиссионная семья

Тема 7. Влияние на детей структуры и способа функционирования семьи

    1. Влияние родительско-детских отношений на развитие ребёнка (С. Броди, А. Болдуин, Д. Боумрин).

    2. Понятие социальной и эмоциональной депривации и её влияние на развитие личности. Материнская депривация.

    3. Неправильное воспитание как источник психологического неблагополучия детей.

    4. Типы семейного воспитания по Э. Г. Эйдемиллеру, Е. Т. Соколовой и др. Стили неправильного воспитания как этиологический фактор аномального развития личности (по А. Е. Личко).

    5. Нарушение внутрисемейных границ и дисфункциональные семейные коалиции. Вовлечение детей в семейные конфликты.

    6. Влияние конфликтов на формирование личности.

    7. Особенности внутрисемейного общения как фактор риска невротизации и психопатизации личности (Г. Бейтсон, В. Сатир).

Тема 8. Психологическая помощь семье.

    1. Основные направления психологической помощи семье – семейное консультирование и семейная психотерапия, сходство и различия.

    2. Психологическая модель помощи семье, её отличия от других моделей.

    3. Основные принципы семейного консультирования.

    4. Формы работы с семьёй: работа с одним из членов семьи, с семейной парой, со всей семьёй, с вступающими в брак, с разводящимися парами.

    5. Консультативные проблемы семей с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

    6. Типичные консультативные проблемы в работе с молодыми парами.

Тема 9. Диагностика семейных отношений.

    1. Методы диагностики семейных отношений

    2. Методики применяемые при диагностика семейных отношений (тест Геринга, семейная скульптура, совместный тест Роршаха, методика Блакара, «архитектор-строитель», сочинение, рисунок семьи, тест Томаса, методика «ожидания и притязания в браке», изучение самооценки , генограмма семьи и т. д).

Тема 10. Психологическая подготовка к родительству, родительские школы

1. Родительство в перинатальной психологии. Подготовка к родительству, к беременности и родам.

2. Психологическое сопровождение родительства. Родительство и воспитание родителей. Групп поддержки для родителей с различными трудностями.

3. Родительская школа как психотерапевтическая группа.

Контрольные работы по курсу:

  1. Основные принципы системного подхода к пониманию семьи.

  2. Стадии жизненного цикла семьи и их психологическая проблематика.

  3. Нормативный характер кризисов в семье.

  4. Динамика любви.

  5. Как влияет порядок рождения детей в семье на их будущее распределение ролей в семье?

  6. В чем разница между совместимостью и комплиментарностью супругов?

  7. Характеристика благополучной семьи по В. Сатир.

  8. Каковы общие черты дисфункциональных семей?

  9. Психологические функции матери и отца в воспитании.

  10. Влияние эмоциональной депривации на развитие личности ребёнка.

  11. Формы вовлечения детей в семейные конфликты.

  12. Отличия семейного консультирования и семейной психотерапии.

  13. Основные задачи консультативной работы психолога с семьями дошкольников, младших школьников, подростков.

  14. Этические принципы психологической помощи семье.

  15. Принципы построения программы Психологической подготовки к родительству.

  16. Особенности работы с семьей ожидающей ребенка.

Темы докладов по курсу «Психология семьи».

  1. Брак и семья. Исторические, социальные и психологические аспекты.

  2. Женщина в семье и семья в жизни женщины

  3. Психологические проблемы подготовки к родительству.

  4. Феномен ремиссионной семьи

  5. Супружеская неверность и современное общество.

  6. Гендерный аспект в семейном воспитании

  7. Особенности семейного воспитания в семьях «риска».

  8. Семейное воспитание и детско-родительские отношения

  9. Дисфункциональные семьи и воспитание детей.

  10. Роль семьи в формировании личности ребенка.

  11. Нормативные кризисы семьи и способы их преодоления

  12. Представление о семье на разных этапах онтогенеза.

Перечень вопросов к итоговому контролю (зачету)

  1. Психологические функции семьи.

  2. Традиционная и нетрадиционная формы семьи.

  3. Структурные единицы анализа семейной системы.

  4. Жизненный цикл семьи.

  5. Динамика любви. Психофизиологические законы появления, усиления, угасания любви.

  6. Основные виды супружеских ролей. Комплементарность ролевых ожиданий супругов.

  7. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация.

  8. Характеристика зрелой и незрелой семьи в концепции В. Сатир.

  9. Типы неблагополучных семей, их признаки.

  10. Причины семейного неблагополучия.

  11. Ремиссионая семья

  12. Проблема измены в семье

  13. Тактика разрешения супружеских конфликтов, её принципы.

  14. Особенности общения между супругами в благополучных семьях.

  15. Семейные факторы, влияющие на формирование личности ребёнка.

  16. Роль отца и роль матери в воспитании.

  17. Стили и тактики семейного воспитания.

  18. Типы неправильного воспитания

  19. Формы вовлечения детей в семейные конфликты и их влияние на формирование личности ребёнка.

  20. Психологическая модель помощи семье.

  21. Семейная психотерапия и консультирование

  22. Групповая психотерапия семейных пар

  23. Цели и задачи семейного консультирования.

  24. Диагностика супружеских отношений.

  25. Диагностика детско-родительских отношений

  26. Использование генограммы и «Линии жизни» в консультировании супругов.

  27. Особенности работа с семьей ожидающей ребенка

  28. Принципы построения родительской школы (в зависимости от возраста детей)

  29. Принципы построения групповой работы с семьями имеющими детей с особенностями в развитии.

  30. Этические принципы работы с семьей

Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. М. 2002 г.

  2. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М., СПб., 2001 г.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. М., 2004.

Список дополнительной учебной литературы:

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. М.,1997 г.

  2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.,1994 г.

  3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб. 2001

  4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Н. Новгород, 2000 г.

  5. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001

  6. Ковалев. С. В. Психология современной семьи. М., 2006 г.

  7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1999 г.

  8. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва-Воронеж,2003 г.

  9. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии /Пер. с англ. М., 2007

  10. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 2005 г.

  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 М., 2000

  12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 2003 г.

  13. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л.,1998 г.

  14. Харли, Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 2001 г.

  15. Черников А. В. Интегративная модель семейной системной психотерапевтической диагностики. М. 1997 г.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  2. Учебно методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» для специальности Физика

    Документ
    Психология и педагогика является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология и педагогика» (ГСЭ.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология социального познания Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология социального познания» (ДС.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика урюпинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления 030400.62 «История» и 030401.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная психология специальность психология; опд. Ф. 19. Факультет: психология

    Учебно-методический комплекс
    Учебный предмет «Психология развития. Возрастная психология» является обязательной дисциплиной общеобразовательного цикла в системе психологического образования, а также при подготовке педагогов образовательных учреждений.

Другие похожие документы..