Программа дисциплины «Теоретические и методологические проблемы разрешения конфликтов в организации» для направления 521500 «Менеджмент» (третья ступень высшего профессионального образования)

Министерство экономического Министерство образования

развития и торговли Российской Федерации

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Утверждена УМС Одобрена на заседании

Секция «Менеджмент» кафедры управления

Председатель человеческими ресурсами

С.Р.Филонович Зав. кафедрой

В.В.Щербина

«____»_____________ 2001 г.

«____»____________2001 г.

Программа дисциплины

« Теоретические и методологические проблемы разрешения

конфликтов в организации»

для направления 521500 - « Менеджмент»

(третья ступень высшего профессионального образования)

Магистерская программа

Москва 2001 г.

  1. Пояснительная записка

Автор программы – доктор социологических наук Шаленко В.Н.

Требования к студентам:

Для успешного овладения курсом студенты должны:

1) знать: теорию и социологию организации, социальную психологию организации, социологию малых групп, управление персоналом;

2) уметь: работать с текстами учебных кейсов и сценариев; составлять аналитическое описание заданной проблемной ситуации; формулировать свои предложения и рекомендации в рамках предъявленной ситуации;

3) обладать навыками: связанными с анализом специальной литературы и сбором необходимых информационных источников; участия в групповой работе и ролевых играх; участия в психологическом тестировании

Аннотация:

Курс «Теоретические и методологические проблемы разрешения конфликтов в организации» представляет собой необходимый элемент системы вузовской подготовки менеджеров. Он построен таким образом, чтобы обеспечить студентов научными знаниями об актуальных проблемах зарубежной и отечественной науки о социальных конфликтах. Наряду с этим большое внимание уделено раскрытию содержания и способов применения социальных технологий регулирования и разрешения различных внутри- и меж- организационных конфликтов.

Цель данного курса - сформировать у студентов научно обоснованное представление о факторах и причинах, структуре и функциях, динамике процесса и формах завершения конфликтов, об основных теоретических моделях организационных конфликтов, сформированных в различных научных школах; привить навыки практического применения методов и методик конструктивного воздействия на организационные конфликтные ситуации.

Структура учебного курса включает лекции, семинары и практические упражнения. Конкретные упражнения («практикумы») либо разработаны преподавателем, ведущим спецкурс, либо заимствованы из зарубежной (с соответствующей адаптацией) и отечественной литературы.

Специфика данного курса состоит в органической взаимосвязи концептуальных теорий конфликта в организационных структурах с социальными технологиями его разрешения в форме индивидуальных и групповых упражнений, предназначенных для формирования у студентов необходимых практических навыков.

Настоящий курс рассчитан на 72 часа (36 аудиторных), читается в магистратуре.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студенты должны:

1)знать: теоретические школы, модели и понятийный аппарат современной организационной конфликтологии, типологии и классификации организационных конфликтов, этапы и механизмы их протекания, социальные технологии регулирования и разрешения организационных конфликтов различных типов;

2) уметь: правильно выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы поведения оппонентов, перспективы дальнейшего развития конфликтов в организации. Выбрать адекватную стратегию, методы и технологию эффективного воздействия на конкретный социальный конфликт. Измерить и оценить степень результативности использованных субъектом управления средств управления внутриорганизационным конфликтом;

3) владеть: методологическим, методическим и технологическим арсеналом средств управления социально-организационными конфликтами, практическими приемами и навыками их регулирования и разрешения.

Формы контроля:

  • текущий контроль: оценка качества письменных работ (эссе) и результат работы студента на практических занятиях и семинарах;

  • итоговый контроль: экзамен;

  • итоговая оценка складывается из оценки успешности работы студента на семинарских и практических занятиях (20%), оценки эссе (30%) и итогов экзаменов (50%).

II. Содержание программы.

Тема 1. Современные концепции конфликта

Конфликт как социальная аномалия в «структурном функционализме» Т.Парсонса. Э.Мэйо и теория «человеческих отношений» на производстве. Концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера. «Конфликтная модель общества» Р.Дарендорфа. «Общая теория конфликта» К. Боулдинга. «Аналитическая модель» социального конфликта Л. Крисберга. Общая теория «разрешения и предупреждения» социальных конфликтов Д. Бертона.

Становление отечественной конфликтологии - конец 80-х - 90-е годы. Основные направления исследований: политическая система, экономика и производство, этнические отношения, семья, девиантное поведение, наука, образование, культура.

Тема 2. Понятийный аппарат современной конфликтологии

Определения понятия «конфликт» в социологии, политологии, этнологии, юриспруденции, психологии. Конфликт в системе социальных процессов: норма, проблема, напряженность, конфликтная ситуация, кризис, катастрофа. Теоретическое отражение динамики социальной напряженности- противоречие и конфликт. Место конфликта в структуре противоречивых социальных отношений: критика, спор, протест, противоборство, насилие. Методы конфликтологии: социологический, системный, логический, моделирование, экспертиза.

Тема 3. Системные характеристики организационных конфликтов

Социальная организация современного предприятия и возможность возникновения конфликтов. Противоречия в деятельности организации как объективный фон развертывания внутренних и внешних конфликтов: между «формальной» и «неформальной» структурами; внедрением социальных инноваций и консерватизмом системы управления; между конфликтогенными подразделениями в структуре организации. Внутриорганизационные причины социальных конфликтов.

Основные субъекты и другие участники процесса конфликта. Виды объектов организационных конфликтов. Структура предметов конфликта: потребности, интересы, ценности, нормы, статус. Стадии и фазы процесса конфликта. Механизмы конфликтной борьбы субъектов: стратегии и тактики, конфликтное поведение, «образы конфликта» в восприятии оппонентов. Функции и последствия организационных конфликтов.

Тема 4. Типологии конфликтов в отечественной и зарубежной

социологии организации

Организационные конфликты в концепции А. Пригожина. Конфликты в управлении фирмами и компаниями по модели Ю. Красовского. Трудовые конфликты и забастовки в концепции А.Зайцева и В.Шаленко.

П. Сорокин и Э. Росс: «межличностные и межгрупповые конфликты». Схема С.Чейса и Р. де Вайна: конфликты на разных уровнях социальной структуры. Типология К.Боулдинга: характеристика сторон конфликта. Й.Галтунг о типах и формах социального насилия. Виды конфликта в концепции А.Раппопорта: «борьба», «игра», «дебаты». Типология М.Дейча: «деструктивные» и «конструктивные» конфликты. Л.Козер: «реалистические» и «нереалистические» конфликты. У.Мастенбрук: теория «силовых отношений» в организации: конфликт равных, конфликт «высший» против «низшего», конфликт «высший-средний-низший». Конфликты с точки зрения соотношения интересов сторон: с нулевой, ненулевой и отрицательной суммой.

Тема 5. Развитие процесса организационного конфликта

Понятие социальной напряженности. Ее влияние на поведение. Основные причины напряженности. Показатели напряженности. Стадии социальной напряженности как процесса. Факторы и причины конфликтных ситуации в социальных группах, трудовых коллективах и организациях. Особенности восприятия конфликтной ситуации субъектами взаимодействия.

Скрытая фаза конфликта и ее этапы. Открытая форма конфликта и ее особенность.

Конфликтное поведение сторон. Личностные стили поведения в конфликте. Факторы и механизмы эскалации и противоборства. Функции и виды ущерба в ходе борьбы.

Принятие и осуществление решений в ходе конфликта. Личность в конфликте и конфликтная личность. Внешние действия субъектов друг против друга: наступательные и оборонительные. Взаимное влияние оппонентов. Формы и механизмы психологического воздействия на противника. Угрозы: условия и способы применения.

Завершение конфликта и его основные формы: регулирование, разрешение, затухание, устранение. Исходы конфликта.

Тема 6. Управление организационными конфликтами

Принципы конструктивного воздействия на социальные конфликты.

Основные этапы воздействия на конфликт: подготовка плана, осуществление программы выполнения соглашений по урегулированию конфликтов. Содержание программы конструктивного воздействия на конфликт.

Специфика регулирования конфликта: ориентация на достижение односторонних выгод, подавление и насилие в ходе борьбы, направление усилий субъектов друг против друга. Связь регулирования конфликта со стратегиями «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-проигрыш». Компромисс как техника регулирования конфликта. Разрешение конфликта и его основные признаки. Условия конструктивного разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов: прямые переговоры, примирение и посредничество. Их общие признаки. Методы управления конфликтами: администрирование, арбитраж и судебное разбирательство. Показатели эффективности разрешения конфликта

Тема 7. Социальная технология деловых переговоров сторон

конфликта

Определение переговоров и условия их проведения. Типы деловых переговоров: позиционный торг и совместный с партнером поиск решения проблем. Виды переговоров. Этапы и процедуры процесса переговоров. Начальные заявления сторон. Способы влияния сторон на переговорный процесс. Типы и способы принятия решений на переговорах. Тактические приемы сторон. Модели поведения сторон на переговорах и эффективность достигнутых соглашений. Техника активного слушания. Техника постановки вопросов на отдельных стадиях переговоров. Личные и национальные стили ведения переговоров.

Тема 8. Социальная технология посредничества

Специфика посредничества как участия третьей стороны в регулировании и разрешении конфликтов. Преимущества и эффективность посредничества. Задачи, стоящие перед посредником. Виды посредничества. Стадии процесса посредничества. Механизмы деятельности посредника. Работа с интересами сторон. Воздействие на позиции оппонентов. Работа с предложениями и вариантами соглашений сторон. Оценка эффективности процесса посредничества.

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Базовый учебник:

Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2000

Основная:

1) Конфликты в современной России. Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999.

2) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. М.,1999.

3) Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. Пер. с англ. М.,1996

4) Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.:ЮНИТИ., М.,1998.

5) Большаков А.Г., Г.Ю. Несмелова. Конфликтология организаций. – Уч. пособие, М. Пресс, 2001

Дополнительная:

1) Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000г.

2) Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Пер. с нем. М.: Экономика, 1990

3) Социальное партнерство. Словарь-справочник. М., Экономика, 1999.

4) Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. М, Наука, 1992.

5) Гришина В.Н. Психология конфликта. – СПб, 2000

6) Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь-справочник. – М, 1999

7) Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.

Тематика семинарских занятий
Семинар 1

Генезис идей и исходные принципы анализа социальных конфликтов

  1. Взгляды предшественников конфликтологии К Маркса, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Р. Парк.

  2. Современные подходы к социальным конфликтам. Конфликт как социальная аномалия в структурном функционализме Т. Парсонса». Концепция «позитивно-функционального конфликта» Л.Козера. «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа», «Общая теория конфликта» К. Боулдинга. «Аналитическая модель» социального конфликта Л. Крисберга. Модель «силовых отношений» в организации У. Мастенбрука.

  3. Становление отечественной конфликтологии – конец 80-х, 90-е годы.

Семинар 2

Основные понятия современной конфликтологии

  1. Определение понятия «конфликт» в социологии, психологии, политологии, юриспруденции.

  2. Место и роль конфликта в структуре социальных процессов.

  3. Методы изучения социальных конфликтов.

Семинар 3

Системный анализ внутриорганизационных конфликтов

  1. Социальная организация предприятия, фирмы и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций.

  2. Основные субъекты и дополнительные участники организационного конфликта.

  3. Объект и предмет, стадии и фазы конфликтного процесса.

  4. Функции и последствия организационных конфликтов.

Семинар 4

Типология конфликтов в отечественной и зарубежной социологии.

  1. Организационные « позиционные конфликты» в концепции А. Пригожина.

  2. Конфликтные ситуации в управлении фирмами по модели Ю. Красовского.

  3. Трудовые конфликты и забастовки в теории А. Зайцева, В. Шаленко.

  4. Типология Л. Козера: «реалистические» и «нереалистические» конфликты.

  5. Типология М. Дойча: «конструктивные» и «деструктивные» конфликты.

  6. Типология А. Рапопорта: «борьба», «игра» и «споры».

Семинар 5

Социальный процесс организационного конфликта

  1. Социальная напряженность как предпосылка конфликтной ситуации.

  2. Конфликтная ситуация – начальная стадия процесса конфликта.

  3. Специфика конфликтной борьбы субъектов на стадии противоборства.

  4. Завершение конфликта: факторы, формы, способы.

Семинар 6

Методы управляющего воздействия на организационные конфликты

  1. Основные этапы процесса управляющего воздействия на конфликт.

  2. Специфика регулирования конфликта в организации.

  3. Разрешение конфликта и его основные методы.

Семинар 7

Деловые переговоры сторон конфликта

  1. Типы и виды переговоров.

  2. Этапы и процедуры процесса деловых переговоров.

  3. Модели поведения сторон на переговорах.

  4. Технологии повышения эффективности применения метода переговоров.

Семинар 8

Социальная технология посредничества

  1. Специфика посредничества как способы вмешательства третьей стороны в урегулировании конфликта.

  2. Виды и стадии процесса посредничества.

  3. Формы и методы работы посредника.

  4. Оценка эффективности применения посредничества.

Методические указания по подготовке эссе

Каждый студент в процессе изучения учебного курса «Теоретические и методологические проблемы разрешения конфликтов в организации» выполняют письменную работу (эссе). Студенты описывают организационный конфликт по схеме: причины, тип, этапы развития, специфика, методы разрешения и последствия конкретного конфликта для реальной фирмы, компании. Наиболее предпочтителен вариант анализа конфликта по месту работы студента, но возможно изучение специальной литературы и периодических изданий. Эссе оформляется как контекст публикации, дополненный собственными комментариями студента. Объем эссе – 5-6 страниц формата А4, по теме реферата делается сообщение на семинаре в течение 8-10 минут.

Методические указания по проведению практикума

Практикум в рамках курса представляет собой совокупность конкретных упражнений, предназначенных как для проверки глубины усвоения учебного материала, так и практических навыков управления конфликтами в российских организациях.

Каждому практическому семинару соответствует определенный тематический практикум. В целом практикумы включают в себя следующие учебные процедуры, выполняемые студентами в течение аудиторных занятий в форме индивидуальной или групповой работы.

  1. Анализ заданной преподавателем конфликтной ситуации по определенным параметрам.

  2. Системная характеристика поведения участников конфликта.

  3. Выявление факторов искажения восприятия ситуации конфликта ее субъектами.

  4. Измерение уровня агрессивности и конфликтности личности.

  5. Оценка умения слушать партнера по общению.

  6. Определение типичных способов поведения личности (группы) в конфликте и его регулирования (тест К. Томаса)

  7. Упражнение «Защита своей позиции в ситуации конфликта»

  8. Упражнение «Владение языком невербального общения»

  9. Упражнение «Правила эффективного разрешения конфликта»

  10. Тренинг «Деловые переговоры сторон конфликта»

  11. Тренинг «Посредник в процессе переговоров между оппонентами»

IV. Тематический расчет часов

Наименова

ние разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольные и/или курсовые работы

Самостоятельная работа

Всего часов

лекции

Сем. или практ. занятия

Всего

1

Современные концепции конфликта

2

2

4

6

2

Понятийный аппарат современной конфликтологии

4

4

4

8

3

Системные характеристики организационных конфликтов

2

2

4

4

8

4

Типологии конфликтов в отечественной и зарубежной социологии организации

4

2

6

4

10

5

Развитие процесса организационного конфликта

2

2

4

4

8

6

Управление организационными конфликтами

4

2

6

4

10

7

Социальная технология деловых переговоров сторон конфликта

4

2

6

6

12

8

Социальная технология посредничества

4

2

6

6

12

Итого

24

12

36

  1. эссе

1- экзамен

36

72

Автор программы

д.с.н., профессор Шаленко В.Н.

  1. Программа дисциплины «Социология труда, социология профессий» для направления 521500 «Менеджмент» (третья ступень высшего профессионального образования)

    Программа дисциплины
    - уметь работать с научной литературой, проводить содержательный анализ предмета исследования, владеть методами статистического и социологического анализа.
  2. Программа дисциплины «Конфликты в системе управления» для направления 521500 «Менеджмент» (вторая ступень высшего профессионального образования) для специальности 061100 «Менеджмент организации»

    Программа дисциплины
    Итоговая оценка формируется исходя из результатов работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения контрольных работ и ответа на экзамене по 10-ти балльной системе следующим образом:
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (11)

    Основная образовательная программа
    Методические указания Введение в технологию обучения СГА (Дополнительный курс) Студенческие учебно-научные и творческие работы Основные правила оформления 51
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  6. О. В. Кононова владивостокский государственный университет эконо (2)

    Документ
    Цель данного каталога – рассказать об образовательных программах бакалавриата ВГУЭС, их основном содержании, об особенностях организации учебного процесса в университете.
  7. Рабочие программы цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин английский язык 13 немецкий язык 23

    Рабочая учебная программа
    Основой знаний студента изначально является знание школьной программы. Дальнейшее, вузовское обучение иностранному языку ведется на базе сочетания ряда лингвистических и экстралингвистических дисциплин, формирующих, в конечном счете,
  8. Рабочие программы цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин английский язык 14 немецкий язык 24 (1)

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.
  9. Тел/факс: (499)740-60-14; (499)740-60-15

    Документ
    Учебное пособие предлагает оригинальную методику обучения специальному языку — английскому языку профессиональных экономистов и финансистов. Микро- и макроэкономика, математика и латинские термины, особенности экономической грамматики,

Другие похожие документы..