Памятка для учителей

ЗАОЧНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Занятие 1 «Профилактика наркомании»

  1. Как предупредить беду.

(Информационно- методический материал для педагогов по ранней диагностике и профилактике наркомании и токсикомании среди детей и подростков).

  1. Методы и принципы конструктивной пропаганды.

(Информационно-методический материал по профилактике наркомании среди подростков)

Выявление подростков, употребляющих психоактивные вещества (памятка для учителей).

Бегом от наркотиков.

(Памятка для родителей)

Департамент здравоохранения Курганской области

ГКУ «Курганский областной Центр

медицинской профилактики»

Как предупредить беду

(Информационно-методический материал для педагогов по ранней диагностике и профилактике наркомании и токсикомании среди детей и подростков)

Что такое наркотики?

Наркотики – химические вещества синтетического или природного происхождения, способные вызвать изменения психического состояния или сознания. Их систематическое применение приводит к устойчивой зависимости, что в итоге разрушает психическое и физическое здоровье, приводит к конфликту с обществом.

История наркомании

Еще в древние времена наркотики употребляли шаманы, колдуны, волхвы. Впадая в состояние безумия, они проводили религиозные обряды, предсказывали будущее, вершили «чудеса». В качестве наркотических веществ употреблялись листья растения коки, некоторые виды кактусов, грибы, перебродившие фрукты (вино, виноград). На плантациях, в шахтах рабам давали жевать листья растения коки, подмешивали в пищу опий, чтобы они могли работать без пищи, переносить тяжелые грузы. Рабы долго не выдерживали - быстро погибали.

Затем наркотики стали средством манипулирования над слабовольными людьми. Появились синтетические наркотики. Пик наркомании в США пришелся на 1964-74 гг. Затем волна наркомании захватила Европу. И сейчас это явление получило широкое распространение у нас в России.

В Латинской Америке, Индокитае, Африке, Мексике, Афганистане, Пакистане, Колумбии, Боливии существуют большие плантации наркосодержащих растений. Основными районом мирового производства героина является Авганистан.

Доходы наркомафии во всех государствах превышают намного доходы других отраслей экономики. Каждый доллар, вложенный в наркобизнес, дает 2000 % доходов.

Статистика

В мире около 180 миллионов наркоманов. В России примерно 4 миллиона наркоманов, из них 20%- подростки.

Среди 89 субъектов РФ Курганская область занимает 18 место по количеству наркоманов.

На учете состоит:

Курганская область г. Курган

3.173 человек 2.109 человек

Из них подростков: 16 наркоманов.

1кг героина в Афганистане стоит 9 тысяч долларов, в Таджикистане – 25 тысяч долларов, в Москве – 150-250 тысяч долларов.Общий оборот наркотиков в России достигает более 7 миллиардов долларов в год. В современных социально- экономических условиях наркомания получила громадное распространение в России. Смертность от употребления героина увеличилась в 12 раз. А среди детей и подростков в 42 раза! Главными потребителями наркотиков являются молодые люди от 20 до 30 лет - 60%, от12 до 20 лет - 20%, старше 30 лет - 20%.

Факты о наркотиках

Термин «наркомания» обозначает неудержимое влечение к состоянию одурманивания, ухода от реальной жизни. Наркомания – это стиль жизни людей, которые не хотят сопротивляться естественным жизненным трудностям, экспериментируют над собой.

На первых этапах подросток думает: « Я могу быть в этом состоянии, когда захочу». Затем возникает психическая зависимость с желанием повторить этот опыт: «Я хочу быть в этом состоянии». И как результат, подросток с ужасом понимает: « Я не могу быть в другом состоянии, кроме наркомании. Круг замкнулся».

Наркотические и токсические вещества применяют различными способами: внутрь, внутривенно, вдыхают дым при курении сигарет, в виде порошка втирают в кожу или закладывают за щеку, употребляют в виде отваров трав, как чай.

  • Любые наркотики наносят вред здоровью!А это значит, что человек теряет здоровье, красоту, силу и ум и умирает молодым!

Для всех клеток организма любой наркотик является токсином – ЯДОМ! Все наркотики действуют путем всасывания в кровь, поэтому отравление быстро разрушает:

  • Клетки головного мозга.

Под влиянием яда, клетки не могут нормально выполнять свои функции, поэтому у человека в состоянии опьянения может быть нечеткая речь, нарушение координации движений, он не может концентрировать внимание, его память и мышление ухудшаются.

Под действием наркотика человек искаженно воспринимает реальность и потому долгое время не замечает изменений, происходящих в нем. Эти изменения приводят к деградации личности и слабоумию в короткие сроки.

  • Печень и почки. Постоянно обезвреживая наркотик, они преждевременно изнашиваются, их структура и функции нарушаются.

  • Сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

  • Половую систему. Приводят к угасанию сексуальной функции.

  • Наркотики подавляют иммунитет и делают человека беззащитным перед инфекциями.

  • Некоторые виды наркотика повреждают структуру гена – носителя наследственной информации - следовательно, у потребителей наркотиков могут рождаться больные дети.

    • Прием наркотиков добавляет проблем.

Если человек пытается снять напряжение или решить проблемы с помощью алкоголя или наркотиков, то на некоторое время у него возникает ощущение «победы над неприятностями». Ему кажется, что проблемы уйдут сами собой, исчезнут из его жизни волшебным образом. Но действие наркотика заканчивается, и человек с удивлением обнаруживает, что проблемы не только остались, но их стало в несколько раз больше.

К прежним присоединились новые ссоры с родителями, непонимание друзей, потеря любимого человека, конфликт с законом, финансовые трудности, проблемы в учебе, работе, ухудшение здоровья. Этому сопутствует раздражительность, неуверенность в себе, чувство вины.

К старым проблемам добавляются новые, которые все труднее разрешить. В итоге первоначальные, небольшие трудности превращаются в огромный «снежный ком проблем».

На пути к зависимости от наркотиков

Употребление любых наркотиков всегда лишает человека СВОБОДЫ! Сроки формирования зависимости сугубо индивидуальны. Зависимость может быть психической и физической.

Психическая или психологическая зависимость – это путь саморазрушения, уход от решения реальных жизненных проблем, поиски легкого пути достижения цели, стремление получить удовольствие сразу, немедленно.

Физическая зависимость – стойкая потребность организма в приеме наркотика на глубоком биохимическом уровне.

Достоверно известно, что:

  • Даже однократное употребление может привести к психологической зависимости.

  • Человек, психически зависимый от наркотика, «глух» к информации об опасности употребления.

  • Употребляющий наркотики человек думает, что всегда может вовремя остановиться, так как вначале употребления ему было легко делать большие перерывы между приемами наркотика.

  • Потребитель наркотиков часто вовлекает в употребление новых людей, делясь с ними впечатлениями о своем наркотическом опыте.

  • Регулярное употребление приводит к тому, что человек уже не получает желаемого эффекта от наркотика, а употребление продолжается потому, что организм разучился нормально жить без этого.

  • Зависимость формируется при ЛЮБОМ способе поступления наркотика в организм: введении в вену, вдыхании через нос, курении и др.

  • Психическая зависимость, однажды сформированная, в той или иной степени может оставаться на всю жизнь.

ПОМНИТЕ! Любые наркотики делают человека зависимым – лишают его свободы.

ПОМНИТЕ! Сильные, смелые, оригинальные и самостоятельные люди всегда найдут возможность проявить себя и без помощи наркотиков!

Внимание! Наркотики влияют не только на человека, который их употребляет

Если человек начинает употреблять наркотики, то и жизнь его близких тоже меняется в худшую сторону.

    • Друзья поначалу пытаются помочь, искренне сочувствуя и жалея. Затем или дружба распадается, или друзья вовлекаются в употребление наркотиков.

    • Любимый человек страдает оттого, что стал ненужным и все его попытки помочь безрезультатны и приводят к ссорам.

    • Родители испытывают чувство вины, что не уберегли, не сумели вовремя рассказать об опасности, поэтому они ссорятся и обвиняют друг друга. Напряженная атмосфера в семье мешает во время понять ситуацию и оказать помощь.

    • Материальное благополучие семьи также ставится под угрозу

из-за больших затрат на сам наркотик и лечение.

ПОМНИТЕ! Употребление наркотиков делает дружбу ненадежной, любовь ненужной, отношение с родителями напряженными!

Что наркотик может сделать с подростком

Организм начинает быстро стареть, так как при приеме наркотиков уничтожаются витамины и минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельности. Появляется одышка, в 16 лет уже трудно подняться на 5 этаж. Выпадают зубы, волосы, ломаются ногти, болят кости, так как не хватает кальция, фосфора, витамина А. Затем наступает «ломка», так как без наркотика организм уже не может функционировать.

Во время ломки болят, «просто выворачиваются» суставы, появляется обильный насморк, сильная головная боль, ощущение «гриппа» в тяжелой форме. Расстраивается желудок, появляется понос и рвота. Совсем нет сил, невозможно даже встать с постели, нет сна, аппетита.

А знаете, от чего часто погибает наркоман? Он захлебывается собственными рвотными массами. Во время ломки мысли только об одном. О том, как быстрее достать наркотик, чтобы прекратить эти муки. А если возможности достать наркотик нет, то приходят мысли о самоубийстве.

Подросток, употребляющий наркотики, всегда нарушает закон. Он неизбежно становится ПРЕСТУПНИКОМ!

ПОМНИТЕ! Наркомания = Зависимость + Преступления (тюрьма) + Страдания = СМЕРТЬ!

Основные ловушки наркодельцов

для детей и подростков

Целью наркоторговцев является обман любым путем. Это выражается в провоцировании, создании ложной заинтересованности, в преувеличенном описании ощущений действия наркотиков. Являясь хорошими психологами, наркоторговцы быстро выявляют слабые стороны и оказывают психологическое давление на подростков.

  • «Попробуй один раз, ничего не будет». Ложь – с одного раза возможна психологическая зависимость.

  • «Лично я не стану наркоманом». Ложь – уверен ли ты, что знаешь свои слабости и способен ли устоять?

  • «Наркотики помогают решить твои жизненные проблемы». Нет. Нерешенные проблемы накапливаются. И ты не в состоянии их разрешить, так как теряется уверенность в себе. Возникает чувство вины, отчужденность от близких и окружающих.

  • «Легкий наркотик принимать можно. Это безопасно». « Легкий», «чистый» наркотик – снова обман. Любые наркотики приводят к зависимости и потере самого себя, так как это путь само - разрушения.

  • «Есть люди, которые несколько лет принимают наркотики, и ничего с ними не произошло». Да, они «пока живы». Это просто существование с полной зависимостью от наркотиков. Эти люди не замечают, что потеряли все человеческие черты.

  • «Я завяжу в любой момент». Нет. Это невозможно. Ты уже на крючке. Лучше не начинать.

  • «Надо попробовать все в жизни». Авантюрные или экстремальные установки приводят только к гибели. Нужно учиться на чужих ошибках, а не подставлять себя. Например, хочется испытать необычное ощущение полета. Можно подойти к краю ущелья и прыгнуть вниз. Но и без прыжка ясно, что разобьешься. Стоит ли это делать?

ПОМНИТЕ! Шанс отказаться от наркотика есть у любого зависимого, но использовать этот шанс успевает не каждый!

Основные причины пристрастия к наркотикам

  • Для достижения душевного спокойствия, снятия психического напряжения, поиска гармонизации личности, преодоления отрицательных эмоций, стресса, невроза, депрессии. Это уход от решения какой-либо проблемы.

  • Для достижения коммуникации (желание быть принятым в группе подростков) у нерешительных, неуверенных подростков с заниженной самооценкой.

  • Для активизации жизненных сил, выхода из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия (при отсутствии дела, безнадзорности, вседозволенности).

  • Для получения удовольствия, достижения приятных ощущений, комфорта физического, психического.

  • Подражание: «Другим можно, а мне нельзя. Я не слабак. Я тоже хочу поймать кайф».

  • Для манипулирования другими людьми, чтобы изменить ситуацию в собственную пользу: «Я тоже крутой. Я могу больше, чем вы».

  • Для компенсации неполноценности личности. При комплексах неполноценности – саморазрушение, самоуничижение, мученичество. Подросток не верит в свои силы и не может сопротивляться.

  • С целью освобождения от опеки взрослых, наперекор их советам.

  • С целью любопытства, эксперимента. Хочется все в жизни испытать. Нужно ли и какой ценой?

  • При инфантилизации (безвольный, идет на поводу других, не может отказаться).

  • Желание показаться взрослым.

Этому способствует отсутствие навыков общения, непонимание своих способностей, агрессия к окружающим, отсутствие поддержки родителей, безответственность, отсутствие воли к жизни.

Факторы риска наркомании, токсикомании, алкоголизации среди подростков

Объективные факторы:

  • Экономическое/социальное неблагополучие. Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, и родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Возможна другая социальная ситуация – родители обеспеченные, дом «полная чаша», а душевного контакта со своими детьми нет. Тогда у ребенка начинается поиск удовольствий вне семьи.

  • Общественная необустроенность. Районы с вокзалами, общежитиями и т.п. с высоким уровнем преступности, миграцией населения способствуют разобщенности людей, создают криминальную обстановку и условия для распространения алкоголизма, наркомании, токсимании.

  1. Памятка для преподавателей и мастеров производственного обучения по составлению поурочного плана

    Памятка
    Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации
  2. Адреса сайтов для учителей

    Документ
    "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.
  3. Памятка для анализа работы учителя

    Памятка
    Полный анализ урока это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности,
  4. Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора пора сдачи первых государственных экзаменов.

    Памятка
    Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько се­рьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ре­бенка в экзаменационном марафоне.
  5. Памятка для ученика

    Памятка
    Данный тип задания направлен на выявление собственного целостного аргументированного мнения по поводу проблемных (а часто и парадоксальных) высказываний мыслителей, которое выражается в письменной форме.
  6. Памятка для родителей (2)

    Памятка
    Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться.
  7. Памятка для родителей (3)

    Памятка
    Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие в домашней атмосфере в течение адаптационного периода.
  8. Пособие для учителя

    Книга
    Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования
  9. Программы общеобразовательных учреждений 2-4 классы Для учителей общеобразовательных учреждений (1)

    Программа
    Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Английский язык» авторов В.

Другие похожие документы..