Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ «КАРЬЕРА»»

И.Г. ВАХРУШЕВА, Л.Ф. БЛИНОВА

ПУТЬ К УСПЕХУ

Пособие по работе с родителями для школы

Казань 2007 г.

УДК

ББК

Рекомендовано решением Экспертно-консультативного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан (протокол № от 19.10.2007 г.)

Рецензенты:

Боговарова В.А., профессор, декан психологического факультета КСЮИ, доктор педагогических наук

Корниенко А.Ф., профессор, зав. кафедрой общей психологии ТГГПУ, кандидат психологических наук

Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:

Авторы благодарят за участие в подготовке материалов:

Порошенко О.Ю., канд. философ.наук

Мантонину О.И., - канд. психол. наук

Башинову С.Н., - канд. психол. наук

В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять программ предназначены для реализации педагогами, три - педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к учебному заведению, проведению и организации занятий с родителями. В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями.

Издание предназначено для специалистов, работающих в области профилактики наркомании, педагогов, психологов, родителей.

© Вахрушева И.Г., 2007г.

© Оформление

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция позитивной профилактики

1.1. Введение в проблему

1.2. Основные положения Концепции

1.3. Научно теоретические аспекты Концепции

1.4. Система работы с родителями

2. Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

2.1. Введение

2.2. Пояснительная записка

2.3. Программа работы с родителями учащихся 1-2-х классов для педагогов

2.3.1. Основные положения программы

2.3.2. Тематический план и содержание программы

2.3.3. Рекомендации по ведению занятий

2.4. Программа работы с родителями учащихся 3-4-х классов для педагогов

2.4.1. Основные положения программы

2.4.2. Тематический план и содержание программы

2.4.3. Рекомендации по ведению занятий

2.5. Программа работы с родителями учащихся 1-4-х классов для педагогов-психологов

2.5.1. Основные положения программы

2.5.2. Тематический план и содержание программы

2.5.3. Рекомендации по ведению занятий

2.6. Программы повышения квалификации работников начальной школы

2.6.1. Программа повышения квалификации учителей (I уровень, 1 этап)

2.6.2. Программа повышения учителей (I уровень, 2 этап)

2.6.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов

2.7. Методический инструментарий

3. Программа антинаркотической работы с родителями детей среднего и старшего звена школы

3.1. Введение

3.2. Пояснительная записка

3.3. Общие рекомендации по адаптации программ и ведению занятий с родителями

3.4. Программа работы с родителями учащихся 5-6-х классов для педагогов

3.4.1. Основные положения программы

3.4.2. Тематический план и содержание программы

3.4.3. Рекомендации по ведению занятий

3.5. Программа работы с родителями учащихся 7-8-х классов для педагогов

3.5.1. Основные положения программы

3.5.2. Тематический план и содержание программы

3.5.3. Рекомендации по ведению занятий

3.6. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов

3.6.1. Основные положения программы

3.6.2. Тематический план и содержание программы

3.6.3. Рекомендации по ведению занятий

3.7. Программа работы с родителями учащихся 5-8-х классов для педагогов-психологов

3.7.1. Основные положения программы

3.7.2. Тематический план и содержание программы

3.7.3. Рекомендации по ведению занятий

3.8. Программа работы с родителями учащихся 9-11-х классов для педагогов-психологов

3.8.1. Основные положения программы

3.8.2. Тематический план и содержание программы

3.8.3. Рекомендации по ведению занятий

3.9. Программы повышения квалификации работников образования

3.9.1. Программа повышения квалификации классных руководителей (I уровень, 1 этап)

3.9.2 Программа повышения квалификации классных руководителей (II уровень, 2 этап)

3.9.3. Программа повышения квалификации педагогов-психологов (II уровень, 1 этап)

3.10. Методический инструментарий

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Методический материал к психолого-педагогическому блоку

Приложение 2. Методический материал к профилактическому блоку

Приложение 3. Программы для родителей, рекомендованные МО и Н РФ

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений. Оно направлено на формирование психолого-педагогической компетентности и выработке личностной и социальной позиции родителей в отношении употребления школьниками психоактивных веществ и на решение круга проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при работе с родителями. К ним относятся:

Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий. Большинство родителей заинтересовано в судьбе своих детей и хотели бы видеть их успешными во всех сферах жизнедеятельности. Неадекватность методов работы с взрослыми объясняет нежелание некоторой части родителей посещать подобные мероприятия и отказываться от своего просвещения. Это, в свою очередь, может способствовать тому, что родитель может узнать об употреблении ребенком ПАВ только на поздней стадии, что существенно усложнит коррекционную работу с ребенком. Другими словами, уверенность родителя в том, что «с его ребенком не случится ничего подобного» является слишком рискованной, а отказ от профилактической работы повышает риск вовлечения его ребенка к употреблению ПАВ.

Второе - проблемы, к которым можно отнести мифы и легенды о психоактивных веществах – это проблема фрагментарности или отсутствия знаний родителей о реальных последствиях злоупотребления ПАВ.

Третье – проблемы, связанные с вопросами компетентности родителей в воспитании ребенка. Среди них можно обнаружить достаточно обширный спектр пробелов в знаниях, относящихся к стилям, методам и приемам воспитания и влияние их на поведение ребенка.

Четвертое – это проблемы воспитания у ребенка деятельностной позиции растущего человека. Это инициация и формирование условий в семье для проявления инициативы ребенка в учебной, семейной и досуговой деятельности.

Пятое – проблемы, связанные со средой и социальным окружением ребенка вне семьи и образовательного учреждения. Эти проблемы связаны с развитием у родителей ответственности за свободное бесконтрольное времяпровождение ребенка, минимизацию этого времени и знание окружения ребенка.

Направления проработки данного круга проблем определяют специфику представленного пособия. Так, решение первых двух проблем опирается на нахождение путей привлечения родителей к активной профилактической деятельности со своими детьми. Решение третьей проблемы связано с развитием компетентности родителя в воспитании ребенка. Решение четвертой проблемы дает возможность акцентировать внимание родителей на формы активности детей, формирующих их интересы и потребности. Решение пятого круга проблем опирается на развитие у родителей активности в организации свободного времени ребенка, увеличении времени совместного досуга, привлечении к делам образовательного учреждения.

Переход от ситуации, в которой представлены вышеуказанные типы проблем, к ситуации их разрешения – все это составляет общие контуры пособия. Новизна предложенных программ заключается в следующих положениях:

Опережение, превентивный характер тематики занятий с родителями. Программы каждого образовательного уровня (ДОУ, начальная школа, среднее и старшее звено школы, УНПО) предусматривают стратегию формирования протекторных (защищающих) ресурсов семьи и повышения психолого-педагогической грамотности родителей с возрастом детей.

Преемственность программ по уровням образования обеспечивается единством обучающих модулей, единой стратегией профилактики и едиными критериями эффективности.

Позитивность, выраженная в стратегии содействия родителям в воспитании успешного, конкурентоспособного ребенка, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ;

Открытость, связанная с возможностью дальнейшего углубления работы с родителями через «Родительские университеты» по линии всеобуча и разнообразные клубные формы работы с родителями.

Системность, позволяющая построить взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения на основе единой стратегии работы с родителями.

Многоаспектность, выраженная в отходе от узкой профилактической работы, являющейся по сути просветительской, к реальной действенной помощи родителям в воспитании успешного человека общества посредством развития личности, социального мышления на основе активных методов обучения с применением технологии критического мышления.

Базовые программы для работы с родителями ориентированы на реализацию специалистами образовательных учреждений – специалистами по профилактической работе, педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями после соответствующего обучения.

Адаптация программ конкретным образовательным учреждением будет заключаться в корректировке методов работы с родителями и наполняемостью модулей, в зависимости от следующих особенностей:

  • наркоситуации в районе и образовательном учреждении;

  • контингента родителей (уровень образования, профессиональный состав и т.д.)

  • наличием специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и др.) в образовательном учреждении.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями учащихся учреждений нпо

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями учащихся учреждений начального профессионального образования.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  7. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  8. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  9. Методическое пособие для учителей Казань 2007

    Информационно-методическое пособие
    Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование,

Другие похожие документы..