Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

Личностно-экзистенциальный - профилактика наркомании как индивидуально-личностный проект успешной/благополучной жизни.

Основной «экзистенциальной» проблемой в употреблении наркотиков является так называемый «функциональный дефект субъективности» человека: неразвитость и неустойчивость, повышенная внушаемость, податливость к чужым мнениям. Человек ведет себя не столько от «себя», сколько следуя особенностям поведения других.

С целью преодоления подобных экзистенциально-личностных барьеров Концепция опирается на антропологический подход, который рассматривает проблему истоков и движущих сил индивидуального развития человека как «многофакторную».

В современном человекознании достаточно определенно полагается, что развитие человека, всего его психологического строя – это одновременно и естественный (спонтанный), и искусственный (регулируемый) процесс.

Однако необходимо ввести и особое – третье представление о «развитии вообще» как о кардинальном структурном преобразовании своей собственной самости; как о сдвиге, скачке в общем ходе развития, которые не сводятся ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам. Речь должна идти о развитии по сущности человека – о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни.

Особенность антропологического подхода в образовании как раз и состоит в том, что в его рамках одновременно рассматриваются все эти три типа развития человека. Очевидно, для того, чтобы такое рассмотрение было полноценным и продуктивным, необходимо использовать не только данные, но и категориальную и методологическую базу разных теорий: и физиологии, и медицины, и социологии, и психологии, и педагогики, и многих других, а также данные практики.

Психологические аспекты профилактической работы. Первым основополагающим психологическим положением Концепции является безусловная позитивность, направленность на концентрацию усилий семейного воспитания на создание условий для будущей успешной жизни своего ребенка. Название «Путь к успеху» семантически активно, имеет устремленность в будущее, содержит преодоление трудностей и потенциальное стремление к некоему идеалу и смыслу существования.

Логика жизненного пути здорового человека в предельно обобщенном виде предопределена тем обществом, в котором он родился. На первом этапе жизни (от рождения до конца обучения в возрасте до 18-23 лет) государство вкладывает средства на воспитание и обучение гражданина как будущего активного члена общества. На втором этапе жизни (после 18-23 лет и до 55-60 лет) гражданин трудится на благо развития общества, удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи. На этом большом отрезке жизни человек строит свою семью, растит детей, развивается как личность и профессионал, получает знаки уважения сообщества людей, с которыми он общается. На третьем этапе жизни (после выхода на пенсию) государство и дети, которых он воспитал, берут заботу о человеке на себя.

Индивидуальные жизненные пути людей в обществе сильно отличаются наполняемостью этапов:

- уровнем полученного образования (общего и профессионального, дополнительного, повышения квалификации и т.д.);

- местом работы (государственное, собственное, индивидуальное, частное предприятие и т.д.);

- материальными благами (уровень зарплаты, качество жизни, качество отдыха, качество медицинского обслуживания и т.д.);

- уважением и признанием деятельности человека в сообществе окружающих людей (коллег по работе, друзей, незнакомых людей и общества в целом);

- наличием собственной семьи и количеством детей;

- вкладом человека в развитие общества;

- саморазвитием человека как личности на протяжении своей жизнедеятельности и т.д.

Построение жизненного пути в такой логике является нормальным для любого гражданина общества. Прожив жизнь в такой логике, человек узнает всю многогранность жизни: дружбу, любовь, счастье, доброту, красоту, истину и многое другое, включающее в себя смыл существования и смысл жизни.

В обыденном сознании существуют такие понятия, как:

- по отношению к человеку – «путный человек», «сбился с пути», «непутевый человек», «беспутный», «и глазаст и ротаст, а пути в нем нет», «всеми путями прошел»;

- по отношению к сделанному делу – «путем сделать что-то», «непутное это дело»;

- по отношению к воспитанию - «направить наставить кого-то на путь, на путь истины», «слушайся добрых людей, на путь наведут», «кто мотает, в том пути не бывает», «поговори ему путем»;

- по отношению выбора человека – «выбрал свой путь», «мне с ним не по пути», «стоять на пути (чьем-то) или поперек пути (кому-то)».

Основным смыслообразующим словом в вышеперечисленных фразеологических единицах является слово «путь». Какой путь подразумевается в сознании человека? Чаще всего люди не осознают, что, речь идет о «жизненном пути» и оценивают человека, его дело, его воспитание и его выбор через призму того, соответствует ли это представлению общества о нормальном жизненном пути. Прожить нормальную жизнь в общественном сознании проецируется через известную народную мудрость, это - построить дом, посадить дерево и вырастить сына.

Но может быть нарушен естественный ход жизненного пути человека, если в определенные важные моменты жизни его «сбивают с определенного пути». Нарушить нормальную логику жизни могут:

- люди (плохая компания, деструктивный человек);

- жизненные обстоятельства (семейные, личностные, профессиональные);

- возникающие препятствия в удовлетворении материальных и духовных потребностей, достижении целей и т.д.;

- сам человек при отсутствии целенаправленного воспитания его как «культурного члена общества» и, в наиболее общем виде, приобщения его к миру человеческой культуры.

Может ли изменить жизнь человека предмет или вещество? Сам предмет или вещество не обладают активностью, они существуют сами по себе. Только тот человек, который знает об их предназначении, может рассказать об их свойствах другому человеку. Растущий человек на протяжении всей жизни знакомиться с многообразными, полезными предметами и веществами и знакомят его с ними взрослые, вводящие ребенка в мир. Резко изменить жизнь человека может конкретная личность, предложившая ему выпить алкоголь, навязавшая ему дозу наркотика, манипулирующая его сознанием в своих преступных замыслах.

Большинство людей не затрудняют себя потреблением лишней информации, если она не затрагивает их интересы непосредственно. Нет оснований предполагать, что информация о наркотических средствах жизненно необходима молодёжи. Если бы она обладала внутренней, органической потребностью в подобных сведениях, то массовое потребление наркотических средств имело бы место гораздо раньше – и в 1970-е, и в 1980-е годы. Однако столь массовой наркотизации молодежи и подростков не наблюдалось. Можно предположить, что широкому информированию молодежи о наркотических средствах содействуют международные наркокартели. Они имеют опробованную многолетней практикой маркетинговую стратегию по завоеванию потенциальных наркорынков. Целью такого информирования является пробуждение массового интереса к наркотическому продукту, формирование потребительского спроса. В этом отношении маркетинговая стратегия наркодельцов ничем не отличается от стратегии иных коммерческих фирм, рекламирующих свою психоактивную продукцию (алкогольные напитки, табачные изделия, отдельные сильнодействующие лекарственные препараты): она направлена на завоевание начинающего потребителя – молодежь.

Процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования. Его механизм является скрытым и реализуется как наркоторговцами розничной сети, так и самими потребляющими. Этот механизм превратился за прошедшие 10 лет в устойчивый элемент молодежной коммуникации, а тема наркотиков – в элемент массовой молодежной субкультуры.

Широкое информирование молодежи о наркотических средствах происходит преимущественно через межличностную коммуникацию, в местах ее скопления, называемых «тусовками». Перекрыть эти каналы трудно, они не менее эффективны, чем открытая реклама массового товара. За прошедшие 10-12 лет наркодилерам удалось сформировать в России обширную коммуникационную среду для торговли своей продукцией. Вокруг детей, подростков и молодежи создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы наркотических средств, причем эта реклама воспринимается даже в неявном виде, чему способствует усвоенный подростками сленг.

Даже сами профилактические программы и акции с детско-подростковыми общностями иногда содержат в своих названиях скрытую рекламу, побуждая тем самим интерес к наркотическим веществам «Жизнь – без наркотиков!», «Нет – наркотикам» и т.п. Стоит ли противопоставлять многообразие, полноту, событийность и долговременность человеческой жизни веществу (наркотику)? Эти понятия находятся в несопоставимых весовых категориях. Ставя их рядом, возникает побуждающий вопрос: «А что такое жизнь с наркотиками?». Л.С. Выготский - выдающийся советский психолог, подчеркивал, что нравственное поведение всегда связанно со свободным выбором социальных форм поведения. «Говорить о прямом вреде алкоголя – значит создавать в умах учеников благоприятные условия, которые однажды могут овладеть ребенком и направить его в сторону не от алкоголя, а к нему. Всякое описание проступков рождает в уме учеников ряд представлений и создает вместе с тем импульс и тенденцию к их реализации. В детском возрасте нет ничего опаснее, чем такое обучение, которой из нравственности в силу естественной психологической зависимости превращается в обучение безнравственности. Избегание дурных поступков из боязни создает в психике ребенка низменную и мелкую борьбу между этими влечениями и страхом, поэтому надо всегда исходить не из зла, а из добра». Обозначенная выше позиция ученого объясняет скрытые механизмы рекламы, действующие намеренно или по незнанию людей, проводящих профилактическую работу в таком ключе.

Поэтому перестановка акцента с узкой профилактики наркомании на широкую позитивную (в контексте жизненного пути человека) дает возможность мотивировать родителей к участию в профилактической программе, активизировать семейные ресурсы на воспитание своих детей.

Вторым основополагающим психологическимположением Концепции является развитие. В рамках антропологического подхода развитие рассматривается с трех сторон – как природный процесс (созревание), как социальный процесс (формирование способностей, способов и средств целевой деятельности) и как саморазвитие (способность человека становиться подлинным субъектом своей собственной жизни).

Родители (в норме) обеспечивают ребенку условия здоровой и полноценной жизни и возможность по мере взросления становиться автором своей судьбы.

Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Э. Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви - и никто не может причинить такого вреда, как они. Ф.М. Достоевский и Э. Фромм подчеркивают и благодатную силу, и угрозу, заключенные в родительском отношении: связанность с взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность.

Длительный период дошкольного и школьного детства родители продолжают оставаться «значимыми взрослыми», оказывающими существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка:

  • родитель – воспитатель (кормилец, обеспечивает одеждой, защищает отдых/сон ребенка, расходует деньги, следит за чистотой, наблюдает за окружающей обстановкой, лечит болезни, ведет ребенка на прогулку, побуждает к действию);

  • родитель - учитель жизни (обучает навыкам повседневной жизни, определяет понятия «правильно – неправильно», подает пример, учит манерам, хранит традиции, учит пониманию ценностей, обучает социальным навыкам, ценит красоту);

  • родитель – человек устанавливающий пределы (гарантирует физическую неприкосновенность, соблюдает принципы и договоренности, умеет сказать «нет» и «нельзя», следит за распорядком дня, устанавливает пределы и ограничения;

  • родитель – человек, дающий любовь (любит себя, дает нежность и любовь, утешает, сочувствует, защищает, одобряет, замечает хорошее);

  • родитель – регулирующий взаимоотношения между людьми (собеседник, слушатель, помогает в разрешении конфликтов, воодушевляет, воспринимает чувства, прощает/просит прощения, поддерживает самостоятельность, проявляет объективность, регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком).

Детско-родительские взаимоотношения развиваются по линии духовной близости, ее инициатором является родитель. Выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное понимание, принятие, доверие; вторая переживается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение. Важнейшим психологическим компонентом восполнения родителем жизненного мира ребенка является рефлексия. Внутренняя рефлексия родителя и рефлексивное отношение к ребенку являются необходимыми условиями развития сознания ребенка, предпосылкой перехода к самоконтролю и саморазвитию. Неразвитая рефлексия родителя не позволяет полноценно осуществлять воспитательную и защитную функции:

  • родитель не подозревает, что творит, и не ведает, что творит в совместном жизненном пространстве;

  • родитель не подозревает, что угрожает нормальному развитию ребенка, и не ведает, что необходимо предпринять для снятия этой угрозы.

Арефлексивное отношение родителя может проявляться:

- ситуативно, как следствие его некомпетентности в контексте проблемной ситуации с ребенком;

- тенденциозно, как следствие его личностной незрелости, ориентацию на примитивные и негативные ценностно-смысловые и целевые установки, ограниченность самоопределения, рассогласованность ценностных приоритетов и общего характера отношения родителя к ребенку.

Воспитание ребенка возможно и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Оно проявляется во враждебной, экстремистской или сектантской настроенности родителя в отношении других людей, норм и правил общежития. В данном случае, родитель, в целом поддерживая жизнеспособность ребенка, культивирует крайние, деструктивные взгляды и вовлекает ребенка в оппозицию здоровым, полноценным отношениям с человеческим сообществом, идеалам истины, добра и красоты. Очевидно, что эти манипулятивные или разрушающие, угнетающие сознание ребенка действия родителей предопределяют его будущее. При таком положении вещей практически невозможно адекватное развитие и самоопределение личности ребенка, т.к. возникают деструктивные процессы в становлении и развитии его самосознания.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями учащихся учреждений нпо

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями учащихся учреждений начального профессионального образования.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  7. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  8. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  9. Методическое пособие для учителей Казань 2007

    Информационно-методическое пособие
    Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование,

Другие похожие документы..