Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

антисоциальное поведение в раннем возрасте;

  • качество и последовательность воспитания в семье, общение между членами семьи, подражание ролевому поведению родителей;

  • адаптированность к социальной среде и учебному процессу в первые годы учебы в школе и степень желания ребенка учиться;

  • вовлеченность в группу сверстников, чьи стиль поведения и социальные установки предполагают употребление наркотиков;

  • личностные характеристики, такие, как непокорный нрав, неприятие традиционных ценностей, равнодушное или одобрительное отношение к фактам отклонения от нормы, сопротивление традиционным институтам власти и ярко выраженное стремление к независимости;

  • степень личностной компетентности и социальной ответственности.

    Вопросы, связанные с мотивацией употребления наркотических веществ, разработаны недостаточно. Данные о том, почему подросток прибегает к наркотикам, немногочисленны. Выяснение данного вопроса невозможно без полного взаимопонимания между врачами и пациентом. Однако и сам подросток далеко не всегда осознает причину наркотизации. При интервьюировании подростков они склонны описывать внешнюю сторону приобщения к наркотикам, обстоятельства наркотизации, часто подчеркивают влияние друзей.

    Большинство зарубежных исследователей мотивацию употребления наркотиков связывают с влиянием микросоциальных факторов, характерологических особенностей подростка, то есть речь идет о внешней мотивации. Так, М. В. Holmberg (1989) считает, что основным причинным фактором подростковой наркомании является социальная дезадаптация, наблюдающаяся преимущественно у мальчиков (у девочек преобладают невротические нарушения). Неблагополучная семья, психические отклонения, делинквентное поведение рассматриваются как причины наркомании.

    По-другому трактуют мотивацию наркомании представители психоаналитической школы, которые полагают, что в основе развития наркомании лежит глубокий регресс либидо, стремление оградить себя от влияний внешнего мира, достичь состояния абсолютного спокойствия – «нирваны». Конечной целью наркомана является самоуничтожение.

    В отечественной литературе проблемам мотивации посвящены работы В. Ю. Завьялова. Им разработана классификация мотивационных факторов при алкоголизме, которая на взгляд специалистов, может быть использована и в клинике подростковых наркоманий.

    Первая группа мотивов образуется из трех «социально-психологических» факторов:

    1) традиционные, социально обусловленные мотивы;

    2) субмиссивные мотивы отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы;

    3) псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении подростка приспособиться к «наркоманическим ценностям» подростковой группы. На ранних этапах злоупотребления психоактивными веществами главную роль играют «социальные мотивы», в частности, субмиссивный мотив. Социальные мотивы у подростков имеют свою специфику. Они тесно связаны с типичными подростковыми реакциями, характерными для более раннего возраста. Стериотипы употребления наркотиков навязываются подростку группой. Существенным социальным мотивом является доступность наркотического вещества.

    Вторая группа мотивов отражает потребность в изменении собственного состояния:

    1) гедонистические мотивы - стремление испытать чувство эйфории;

    2) атарактические мотивы - желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания;

    3) мотивы гиперактивации поведения - стремление выйти из апатического состояния, улучшить на краткий период интеллектуальную и физическую работоспособность.

    Третья группа мотивов отражает патологическую мотивацию, связанную с абстинентным синдромом и патологического влечения к наркотику:

    1) мотив купирования абстиненции - стремление избавиться от тягостных проявлений абстиненции с помощью приема очередной дозы наркотика, тесно связанный с мотивами гиперактивации и атарактическими мотивами;

    2) мотив зависимости (аддиктивный мотив) - фиксация в сознании патологического влечения к наркотику;

    3) мотив самоповреждения - стремление употребить наркотик «назло себе и другим» для того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений («Пусть лучше меня заберут в ЛТП»), либо соматических осложнений - смерти («Пусть лучше я умру от передозировки»).

    Под профилактикой наркомании современные отечественные специалисты понимают систему социальных, правовых, организационных мер, направленных на:

    • разъяснение возможных последствий и создание атмосферы общественной нетерпимости к потребителям наркотиков;

    • выявление и пресечение немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ населением;

    • упреждение совершения правонарушения на почве потребления наркотиков;

    • оказание медицинской и реабилитационной помощи наркозависимым;

    • пропаганду ЗОЖ и формирование общественного мнения против потребления наркотиков;

    • осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией наркотиков, их незаконным оборотом.

    Успешность осуществления данных мер напрямую связана с решением, на наш взгляд, следующих проблем:

    • Импортируемые из-за рубежа программы реабилитации и психотерапевтические системы помощи наркозависимым лицам оказываются не комплиментарны базовому менталитету российского населения и, следовательно, не имеют весомых шансов быть успешными.

    • Инновационные программы профилактики наркомании должны основываться на традициях национальной концепции образования, способной нейтрализовать тлетворное влияние «либеральной идеологии».

    • Государственная система профилактики наркологических заболеваний, основанная на «лозунгах» и так называемом культе «здорового образа жизни», мало что сделала и сделает с ситуацией потребления наркотических средств, потому что не касается фундаментальных причин распространения наркомании в России.

    • Отсутствует какое-либо позитивное мировоззрение, способное защитить человека в достаточно суровых условиях российской действительности от разрушающего воздействия агрессивной и деструктивной информационной среды.

    Специфика Концепции состоит в том, что в основе разработки Программы работы с родителями по профилактике наркомании в Республике Татарстан лежат следующие принципы:

    • Гуманизм и экология. Позитивность должна стать основной характеристикой первичной профилактики. К сожалению, во многих современных формах «борьбы» с наркоманией латентно присутствуют механизмы запугивания, агрессии и пренебрежения, что негативно сказывается на эффективности ожидаемых результатов.

    Информационные кампании «против наркотиков» внедряют в коллективное бессознательное миф о непреодолимой привлекательности наркомании.

    Помогают ли, например, предостережения ограничить потребление сигарет? Совсем наоборот. Именно опасность их употребления подстрекает подростков испытать действие сигарет на себе. Нас и так тянет к тому, что философ И. Кант назвал «негативным удовольствием». Предостережения и запреты лишь подогревают любопытство. Психологи отмечают, что существуют психологические механизмы «запускающиеся» в ситуации введения запретов, ограничений. Согласно теории реактивного сопротивления Дж. Брема, любая «внешняя» попытка ограничить для человека возможность выбора повышает для человека его субъективную значимость и заставляет принимать значительные усилия для сохранения данной возможности («запретный плод – сладок»). Поэтому прямое запрещение и преследование может лишь стимулировать интерес молодежи к наркотикам. «Для многих молодежных субкультур присущ феномен «гедонистический риск» (получение удовольствий, сильных эмоциональных переживаний, путем создания опасных, угрожающих удовлетворению потребностей ситуаций)» (И.Ю. Борисов).

    • Активность и деятельность. Повсеместному разрастанию эпидемии наркомании как общественной болезни необходимо противопоставить идеологию открытой и энергичной жизненной позиции каждого гражданина общества по отношению к своему личному успешному, благополучному и здоровому будущему.

    Активное и деятельностное отношение к индивидуальной и социальной жизни основывается на примате общечеловеческих ценностей, таких как: благо, красота, соразмерность, истина, добродетель над индивидуально-эгоистическими ценностями гедонизма: наслаждение и удовольствие.

    В частности, одним из решений задачи профилактики потребления наркотиков является механизм формирования у отдельной личности психологической защищенности от наркотиков. Под психологической защищенностью от наркотиков мы понимаем «систему внутренних условий (психологические свойства и состояний), определяющих способность личности самостоятельно сопротивляться воздействиям, стимулирующим потребление наркотиков, готовность самостоятельно защититься от таких стимулов».

    Профилактическая работа по эмоциональной защите от наркотиков должна вестись в скрытой форме.

    • Инновация и замещение. Современное общество должно вырабатывать новые культурные формы замены «эффекта» наркотиков, воспитывая с ранних лет жизни - человека будущего незнающего наркотики.

    Столь популярное среди отечественной молодежи учение К. Кастанеды рассказывающее о возможностях человеческого сознания при употреблении наркотических веществ, фактически является философией оправдания экзистенции человека, его богатого внутреннего мира и, следовательно, его безграничных возможностей, а не преимуществ употребления наркотиков для получения сиюминутного удовольствия и наслаждения. Сам Кастанеда в зрелом возрасте отказался от употребления наркотиков, считая их ненужным инструментом для достижения высших уровней своей субъективности. Наркотики, так же как и алкоголь, являются примитивными средствами достижения глубоких экзистенциальных состояний личности, находящихся за пределами рациональности. На смену рационально-прагматическому подходу в профилактике употребления наркотиков должен придти экзистенциальный заключающийся в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаружения их общего основания, ликвидируя кризисность и пограничность переживаний человека.

    Проблема воспитания осознанного негативного отношения к употреблению наркотиков среди современной молодежи остается все еще актуальной. Слабым звеном по-прежнему являются родители, школа и вуз. Это связано с тем, что зачастую в образовательной среде отсутствует комплексная система антинаркотической работы. Образовательные учреждения все еще пытаются избавиться от «трудных» детей.

    Не до конца преодолен информационно-просветительский подход к решению проблем профилактики. Антинаркотическая деятельность во многих случаях по-прежнему обеспечивается за счет более или менее регулярных, но как показывает практика и результаты мониторинга, недостаточно эффективных мероприятий (лекции, антинаркотические акции, конкурсы рисунков, плакаты и др.). Работа идет вхолостую. По – видимому, не найдена убедительная форма диалога с детьми, подростками и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуальным сознанием, новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, совершенствовать нормативное и методическое обеспечение в области профилактики наркомании.

    В реальной профилактической работе практически не учитываются данные мониторинговых исследований. Например, по результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ на решение отказа от экспериментирования с наркотиками влияет:

    1. Фактор разума, здравого смысла («стал умнее, одумался»).

    2. Фактор страха:

    - перед «ломкой»;

    - перед оглаской;

    - перед передозировкой.

    3. Фактор индивидуальной реакции («не получил удовольствия»).

    4. Фактор среды:

    - влияние семьи;

    - влияние любимого человека;

    - влияние новых друзей;

    - пропаганда ЗОЖ.

    Как видим, по шкале ранжирования первые позиции занимают экзистенциально-личностные факторы, затем физиологические и только на последнем месте социально-воспитательные факторы.

    Несмотря на это, по-прежнему преобладающей формой работы по профилактике наркомании является вербальная пропаганда.

    Методологически Концепция выстроена по трем уровням:

    1. Социально-правовой – профилактика наркомании как проект защиты общества от девиаций и патологий.

    Специалисты выделяют несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации:

    • Социальный: базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека.

    • Психологический подход: рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и разрушением личности.

    • Психиатрический подход: девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний.

    • Этнокультурный подход: девиация рассматривается сквозь призму традиций того или иного сообщества людей.

    • Возрастной подход: рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм.

    • Гендерный подход: исходит из представления о существовании традиционных половых стереотипов поведения, мужском и женском стиле.

    • Профессиональный подход: девиация базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.

    • Феноменологический подход: учитывает все отклонения от нормы (аутизм, трудоголизм и пр.).

    1. Культурно-национальный - профилактика наркомании как проект формирования в обществе единых и аутентичных культурных ценностей.

    Необходимо заметить, что разработка профилактических мер по предупреждению наркомании должна осуществляться с учетом национальных, этнических и конфессиональных особенностей региона.

    В частности, конфессиональные различия населения сказываются на характере отношения молодого поколения к употреблению наркотиков. Согласно результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ «в конфессионально определившихся группах молодежи (ислам и православие) общий уровень наркотизации стабильно ниже, чем среди молодых людей, заявивших о своей атеистической ориентации. Среди сторонников ислама общий уровень наркотизации и степень активности наркопотребления несколько ниже, чем среди молодежи, ориентированной на православие».

    1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

      Документ
      МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
    2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

      Документ
      В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.
    3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

      Документ
      Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
    4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

      Документ
    5. Пособие по работе с родителями учащихся учреждений нпо

      Документ
      В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями учащихся учреждений начального профессионального образования.
    6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

      Документ
      Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
    7. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

      Документ
      Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
    8. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

      Задача
      «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
    9. Методическое пособие для учителей Казань 2007

      Информационно-методическое пособие
      Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование,

    Другие похожие документы..