Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

1. КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Введение в проблему

Актуальность. Состояние семьи в современной российской действительности можно охарактеризовать как кризисное. Во всех сферах общественной жизни можно наблюдать явления, направленные не на укрепление семьи, а препятствующие ее нормальной жизнедеятельности.

Экономическая сфера не дает возможности многим семьям полностью обеспечивать материальные потребности, что снижает потребность в духовной сфере. Разрушение идеологических основ советского государства и его системы ценностей не привели к созданию новых, а ориентирует семью на плюрализм мнений, поведения, воспитания, что приводит к непоследовательности воздействий на подрастающее поколение. Многие законодательные акты, принятые для поддержки семьи не всегда поддерживаются финансово, что свидетельствует об их слабости и декларативности.

СМИ и телевидение нередко подрывают устои семейных отношений, демонстрируя негативные примеры взаимоотношений между членами семьи. Убийства детей родителями, убийства родителей детьми или других членов семей, уже вошли в нашу жизнь как нечто обычное в криминальной хронике. Двадцать лет назад в общественном сознании и мысли не могло возникнуть о том, что такие факты вообще возможны в нашей стране. Рост количества неполных семей, количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности, по сравнению с советским временем, наличие демографического кризиса – все это реакция на политические изменения в нашей стране. Нельзя сказать, что изменения не были необходимыми, но отсутствие хоть какого-либо прогноза на последствия таких изменений и привело к серьезным нарушениям в семейных взаимоотношениях.

Определенные негативные изменения коснулись и системы образования:

  • снижение статуса педагога в обществе;

  • постоянные перегрузки педагогов из-за маленькой заработной платы и, как следствие, быстрое эмоциональное выгорание и формирование профессиональных деструкций;

  • текучесть кадров в образовательных учреждениях, особенно среди молодых педагогов;

  • отставание методов воспитательной работы с учащимися в условиях быстрых перемен в обществе.

Перестройка социально-экономических отношений в стране явилась привлекательной для криминальных международных организаций и, в частности, для наркодельцов. Быстрому захвату наркомафией российского рынка способствовал ряд факторов:

  • неготовность общества к противодействию, незнание технологий профилактической работы с населением;

  • наличие отлаженной мировым опытом маркетинговой стратегии продаж наркотиков;

  • криминализация российского общества (возможность привлечения российских граждан к продажам);

  • ослабление воспитательной функции образовательных учреждений (упразднение детских и молодежных общественных организаций, таких как пионерия, комсомол);

  • ослабление воспитательной функции семьи (увеличение количества дисфункциональных семей).

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения. У несовершеннолетних быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затрудняется последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Сегодня потребителями наркотиков становятся и социально-адаптированные, достаточно благополучные подростки, и молодые люди, из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат не только в экономически неблагополучной части населения. Таким образом, можно говорить о наркотизации элитной части молодежи - студентов вузов, будущих квалифицированных специалистов.

Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими гедонистическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем. В современном мире, если человек не попробовал алкоголь, табак или наркотические вещества, будучи молодым, вероятность, что это произойдет во взрослом возрасте, значительно снижается.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Ее можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь процесс социального научения идет, с одной стороны, посредством приобретения социального опыта в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами. А с другой — за счет наблюдения ребенком особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством викарного научения, связанного с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение ее структурной целостности, что связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация связана с нарушением системы межличностных отношений в семье и принятием и реализацией в ней системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности, существенно отличаются между собой по критерию «полная - неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений.

В сложившейся ситуации в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление ПАВ включает работу с родителями. Направление работы с родителями в зарубежных программах опирается на имеющийся у родителей опыт прохождения профилактических программ, будучи подростками. Для нашей страны проблема является новой, т.к. с нынешними родителями в подростковом возрасте не проводили профилактическую работу. Поэтому прямое заимствование опыта работы с родителями из зарубежных программ является некорректным. Отечественные программы, как правило, ориентированы на информирование родителей о проблеме наркотизации и ее составляющих, и не являются действенными в индивидуальной помощи семье в воспитании своего ребенка.

С учетом понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров. Во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, разработка системы работы с родителями образовательных учреждений по вопросам профилактики является необходимой и актуальной.

Проблема. Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем, связанных с семейной профилактикой.

  • Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

  • Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Психолого-педагогическая безграмотность родителей приводит к ошибкам в воспитании и является одной из причин употребления ПАВ детьми.

  • Большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. Значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, дети оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

  • Недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

  • Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

  • Содержательная часть профилактической работы с родителями, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных и общих родительских собраний, лекций специалистов-медиков и сотрудников милиции для учеников, учителей и родителей. Главная проблема работы в этом направлении, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом, обладал необходимой информацией, умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. Далеко не все специалисты, выступающие перед родителями, умеют работать с взрослой аудиторией и владеют соответствующими интерактивными педагогическими технологиями. В силу этого многие педагоги ощущают свою неготовность к ведению этой работы.

Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.

Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ др.), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались.

На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей. Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 08.02.2000 года № 619. Она предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. В ней указаны основные направления работы с семьей, поставлены цели и задачи профилактики.

Программа профилактической работы с родителями (детей, обучающихся в ДОУ, начальной школе, среднем и старшем звене школы, УНПО) «Путь к успеху» предназначена для решения указанных выше проблем и разработана на основе:

- положений Концепции КАПР;

- наркоситуации в Республике Татарстан;

- анализа состояния антинаркотической работы с родителями в образовательных учреждениях республики Татарстан;

- теоретического обоснования стратегии работы с родителями.

  1. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (2)

    Документ
    Предлагаемое Вашему вниманию пособие для работы с родителями учащихся школ является продолжением пособия «Путь к успеху» - для дошкольных образовательных учреждений.
  4. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (3)

    Документ
  5. Пособие по работе с родителями учащихся учреждений нпо

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями учащихся учреждений начального профессионального образования.
  6. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (1)

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  7. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы» (2)

    Документ
    Александрова Марина Раифовна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани;
  8. «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Задача
    «Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». Это определение ВОЗ сформулировано еще в 1968 году.
  9. Методическое пособие для учителей Казань 2007

    Информационно-методическое пособие
    Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в рамках проекта Казанского педагогического колледжа «Теоретическое обоснование,

Другие похожие документы..