Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н

Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования

Российской Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Философии


Программа дисциплины

Философия

(1-3 модули)

для направления 032100.62 Востоковедение и африканистика

подготовки бакалавра

Автор Порус В. Н.

vporus@

Рекомендована секцией УМС

«Философия»

Председатель

Е.Г. Драгалина-Черная

____________________

« » января 2009 г.

Утверждена УС факультета

философии

________________________________

Ученый секретарь

Макарова И.

________________________________

« » января 2009 г.

Одобрена на заседании кафедры

онтологии, логики и теории познания

зав. кафедрой В.Н.Порус

« » 2009 г.

Москва

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Природа философского знания

30

6

6

18

2

Предмет и основные функции философии

30

6

6

18

3

Методология философского познания

30

6

6

18

4

Метафизика и наука

30

6

6

18

5

Категории философии

30

6

6

18

6

Принципы развития. Детерминизм

30

6

6

18

7

Субъект и объект познания. Проблема объективности знания

30

6

6

18

8

Проблема истины

30

6

6

18

9

Рациональность познания и деятельности

30

6

6

18

10

Познание и творчество

30

6

6

18

Всего часов

300

60

60

180

Формы контроля знаний студентов

1 реферат, 1 эссе, экзамен в 3 модуле.

Порядок формирования оценок по дисциплине

О аудиторная — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы).

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий = 0,5 О реферат + 0,5 О эссе.

О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная.

Если (0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная)  7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная + О доп. вопрос.

О дисциплина = О итоговый.

Все оценки округляются арифметически.

Базовый учебник

Философия. Под ред. В. Губина и Т. Сидориной. М., 2006 и последующие

Содержание программы

I. Природа философского знания

Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза социального опыта в знаково-коммуникативных системах, становление категориального каркаса мировоззрения. Роль мудреца – от Пифагора к Сократу. Возникновение особого социального и ценностного статуса философии.

Рационализация бытия в античной философии (торжество “аполлонического” начала). Знание как особая действительность – “умное знание”. Столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм), необходимость философского осмысления последствий и путей разрешения этого конфликта. Проблема оснований философского знания: каковы принципы, по которым философия осуществляет синтез идей и представлений, вырабатываемых иными формами духовной деятельности, выстраивая философскую картину мира? Возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения. Исторические формы взаимоотношений философии и науки. Что объединяет и что разъединяет философское и научное знание?

Проблема знания. Действительность бытия и действительность знания. Философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология). Взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”.

Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие

Дополнительная

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002 и посл.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.

Джемс У. Введение в философию. М., 2000.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М. 2001.

Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М., 2001.

Новая философская энциклопедия. М., 2001.

Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999 и посл.

Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002.

Пассмор Дж. Сто лет философии. М. 1998.

Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993. № 8.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1998.

Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.

2. Предмет и основные функции философии

Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира.

“Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира.

  1. Программа дисциплины ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ для направления «Востоковедение, африканистика»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области.

Другие похожие документы..