Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Балашовский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
им. Н. Г. Чернышевского»

Управление образования
администрации Балашовского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Балашова

Обучение русскому языку
в условиях модернизации образования

Сборник научных и методических статей

Под общей редакцией

С. И. Шумарина

Балашов

2009

УДК 811.161.1

ББК 81.2.Рус

О26

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент
Саратовского института повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Н. Б. Дворцова;

Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Е. Ю. Кученева.

Редакционная коллегия:

С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина, Е. В. Бессмольная, С. А. Изгорев.

О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, Е. В. Бессмольная, С. А. Изгорев [и др.]. — Балашов : Николаев, 2009. — 88 с.

ISBN 978-5-94035-380-5

В настоящий сборник включены материалы VIII Регионального научно-практического семинара преподавателей русского языка г. Балашова и Балашовского района «Обучение русскому языку в условиях модернизации образования»
(4 декабря 2008 г.). Представленные статьи отражают круг наиболее актуальных проблем теории и методики школьного преподавания русского языка в современных условиях.

Сборник адресован учителям русского языка, студентам и аспирантам.

УДК 811.161.1

ББК 81.2.Рус

ISBN 978-5-94035-380-5© Коллектив авторов, 2009

Содержание

Раздел I 8

Комплексный проект модернизации образования 8

и его реализация на региональном уровне 8

Е. В. Бессмольная 8

Обновление преподавания русского языка
в условиях модернизации образования 8

С. А. Изгорев 11

Государственно-общественное управление
как фактор объективизации в оценке качества образования 11

С. В. Ковязина 15

Региональная модель системы оценки качества образования
в условиях модернизации российского образования 15

Раздел II 18

Инновационные технологии в обучении русскому языку 18

Е. Г. Драгун 18

Использование компьютерных технологий
в исследовательской деятельности школьников 18

Е. А. Мартынова 20

Использование нетрадиционных форм проведения
уроков русского языка для формирования
ключевых компетенций учащихся 20

М. А. Михейкина 23

Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка 23

Г. Н. Можайцева 26

Проблема формирования коммуникативной компетенции
в процессе обучения русскому языку
в выпускных классах 26

О. В. Невзорова, Л. А. Тверитина 28

Организация научно-исследовательской работы
в гимназии имени Ю. А. Гарнаева г. Балашова 28

С. А. Саврасова 32

Информационно-коммуникационные технологии
на уроках русского языка 32

В. В. Самодурова 36

Роль инновационных технологий в формировании
коммуникативной компетенции учащихся
при обучении русскому языку 36

Г. Н. Скрынникова 41

Проблемное обучение русскому языку 41

М. Р. Шумарина, С. И. Шумарин 44

Лингвистическое краеведение в школе 44

Раздел III 49

Из опыта работы 49

П. Ф. Беседин 49

Олимпиада по русскому языку в 11 классе
как показатель лингвистической подготовки выпускника 49

Н. М. Белякова 52

Урок на тему «Правописание мягкого знака
на конце наречий после шипящих» (7 класс) 52

Е. В. Варнаева 57

Урок на тему «Обобщение знаний об именах прилагательных
и именах существительных» (4 класс) 57

С. К. Кудряшова 62

Активизация познавательной деятельности учащихся
и речетворческое осмысление слова в процессе работы
со словарями 62

Г. А. Невзорова 65

Проблемы подготовки к итоговой аттестации
за курс основной школы 65

Н. В. Попова 68

Из опыта лингвистического анализа художественного текста
(Материал для урока русского языка в старших классах) 68

С. И. Шумарин 72

Современные учебники русского языка
для старших классов 72

М. Р. Шумарина 80

«Поэтическое языковедение» 80

Раздел IV 85

Семинар «Обучение русскому языку
в условиях модернизации образования» 85

С. И. Шумарин 85

Обучение русскому языку
в новых условиях: теория и практика 85

М. Р. Шумарина 87

Вместе — к новым открытиям 87

А. А. Сидорина 88

Параллельное обучение 88

А. С. Аравина 89

Урок на «отлично» 89

Раздел I

Комплексный проект модернизации образования

и его реализация на региональном уровне

Е. В. Бессмольная

Обновление преподавания русского языка
в условиях модернизации образования

К тому, что образование постоянно реформируется, общество уже привыкло: такова, наверное, природа нашей отрасли, имманентно присущее ей свойство. В современном мире жизнь стремительно меняется. Образование же во все времена должно соответствовать требованиям жизни. И это обязывает нас сделать основную ставку на интенсивное развитие образования, поскольку оно всегда было, есть и будет главным средством развития страны.

В последние годы мы стали свидетелями неоднократных попыток совершить прорывные шаги на пути реформирования образования. В целях реализации основных идей концепции модернизации образования был разработан Комплексный проект модернизации образования (КПМО).

Главная задача образовательной политики страны на современном этапе заключается в обеспечении высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным
и актуальным потребностям личности, общества и государства. Принципы государственной политики в области образования определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования и в Федеральной программе развития образования. Эти принципы развиваются в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. В настоящее время осуществляется
I этап модернизации российского образования.

Балашовский район активно вступил в работу по реализации КПМО
в Саратовской области, цель которого — предоставление всем школьникам независимо от места жительства возможности получения качественного образования.

Для реализации проекта проводится своевременная работа по всем направлениям. Мы остановимся на одном из них — развитии региональной системы оценки качества образования (РСОКО).

Составной частью системы оценки качества образования является единый государственный экзамен, итоговая аттестация учащихся 9 классов в независимой форме, участие в областных предметных олимпиадах, а также система аттестации педагогических кадров. Первые шаги в этом направлении уже есть.

Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. В 2007/2008 учебном году для всех 668 выпускников 9 классов государственная итоговая аттестация проводилась в независимой форме с использованием контрольно-измерительных материалов.

В целом за два последних года можно отметить некоторые положительные изменения в подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Анализ результатов проведенного экзамена в целом подтвердил годовые оценки учащихся. Показатели несколько выше прошлогодних, таким образом, полученные данные свидетельствуют о более качественной подготовке к экзамену учащихся
9 классов, о выработке учителями русского языка системы работы и методики подготовки к итоговой аттестации учащихся.

ЕГЭ по русскому языку дает качественную обобщенную информацию, которая характеризует состояние подготовки выпускников по русскому языку и позволяет обозначить существующие проблемы в преподавании предмета. Учащиеся Балашовского района на протяжении последних лет показывают не только стабильность уровня знаний, умений и навыков по русскому языку, но и положительную динамику, что наглядно демонстрирует таблица.

Год

Сдавали учащиеся

Средний балл

Средняя
оценка

Получили

«5»

«2»

2008

838

54,3

3,49

86 (10,2 %)

42 (5 %)

2007

844

48,2

3,51

89 (10,5 %)

60 (7 %)

2006

864

45,1

3,3

60 (6,9 %)

90 (10,4 %)

Кроме того, в силу специфики единого государственного экзамена, который совмещает итоговую аттестацию и вступительные экзамены
в вуз, участие в нем открывает гораздо больше возможностей для проявления активности и самостоятельности, чем традиционные формы аттестации. А комплексный характер экзаменационной работы позволяет
оценить и проверить разные стороны подготовки экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, конечно, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания — умения — навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Отслеживание уровня качества образования осуществляется через систему педагогического мониторинга, что позволяет на основе собранной и обработанной информации анализировать состояние образовательной системы, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Главным результатом этой деятельности является повышение качества образования. В текущем учебном году планируется ряд мероприятий по мониторингу качества образования. В ходе реализации КПМО в 5 образовательных учреждений (две гимназии, лицей, МОУ СОШ № 15, 18) стали пилотными по апробации региональной системы оценки качества образования. Разработаны Положение о муниципальной системе оценки качества образования (МСОКО), примерное Положение о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений учащихся и педагогов.

Обновление содержания филологического образования требует и совершенствования структуры общего образования, и разгрузки программ
и учебников от избыточной информации (устранение перегрузки учащихся связано с переходом на новые комплекты учебников, поэтому в школах района осуществляется постепенный переход на новые учебно-методи-ческие комплекты: педагоги знакомятся с новыми учебниками и внедряют их на основной и старшей ступенях обучения), и обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья школьников, и использования
в образовательном процессе современных информационных технологий, и введения профильного обучения, и применения программ элективных курсов, и формирования ключевых компетенций.

Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают новое звучание. Современное наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При
сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.

В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, обладающих культурой знаний и образованностью, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, владеющих информационными технологиями.

Бесспорно, что образование гарантирует экономическое, политическое и социальное развитие общества, оно обеспечивает личностный рост человека, развитие его индивидуальных творческих способностей, формирование основ научных знаний, адаптацию к жизни в новых условиях. На современном этапе развития школьное образование может осуществить свою миссию лишь при условии серьезной модернизации.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..