Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

На экран проецируется алгоритм, выполненный в программе PowerPoint (слайд № 5).

Определить часть речи

имя сущ.

имя прилаг.

глагол

наречие

ж. р.,

ед. ч.,

3 скл.

Р. п.,

мн. ч.

кратк.

форма, м. р.

неопред.

форма

2 л., ед. ч.

наст. и

буд. вр.

изъяв. накл.

повелит.

накл.

уж

замуж

невтерпёж

(исключ.)

остальные наречия

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

V. Самостоятельная работа учащихся по разноуровневым карточкам.

Ученики, сидящие на первом и третьем рядах вставят, где нужно, мягкий знак и в скобках обоснуют свой выбор, опираясь на алгоритм.

Грач… ( )

Дрож… ( )

Тиш… ( )

Бежиш… ( )

Наотмаш… ( )

Пряч…ся ( )

Настеж… ( )

Брош… ( )

Полноч… ( )

Превозмоч… ( )

Пахуч… ( )

Много крыш… ( )

Удивляеш…ся ( )

Уж… ( )

Уж… ( )

Туш… ( )

Туш… ( )

Туш… ( )

Ученики, сидящие на среднем ряду, опираясь на данную в карточке информацию, вставят, где нужно, мягкий знак и обозначат орфограмму:

(сущ. м. р. 2 скл.) грач…

(сущ. ж. р. 3 скл.) дрож...

(сущ. ж. р. 3 скл.) тиш…

(глаг. 2 л. ед. ч.) бежиш…

(наречие) наотмаш…

(глаг. пов. наклонения) пряч…ся

(наречие) пряч…ся

(наречие) настеж…

(сущ. ж. р. 3 скл.) брош…

(сущ. ж. р. 3 скл.) полноч…

(инфинитив) превозмоч…

(краткое прилаг.) пахуч…

(сущ. мн. ч. Р. п.) много крыш…

(наречие) уж…

(сущ. м. р. 2 скл.) уж…

(сущ. м. р. 2 скл.) туш…

(сущ. ж. р. 3 скл.) туш…

(сущ. мн. ч. Р. п.) туш…

Один сильный ученик выполняет индивидуальное задание — тест повышенной сложности по компьютерной программе «Репетитор».

Учитель: Почему в карточках два раза написано слово уж…? (Это разные части речи — наречие и имя существительное.)

Почему в карточках три раза написано слово туш…? Каково лексическое значение этих слов? Обратимся к словарю. Какому? (Толковому.) (Зачитываются словарные статьи.)

После заполнения карточки сдаются на проверку учителю.

VI. Как вы думаете, наречия широко используются в нашей речи? Докажите это.

Напишите сочинение-описание (миниатюру) «В зимнем лесу», используя как можно больше наречий. (Используется слайд № 6 — фотография зимнего пейзажа.) Можно использовать следующие слова: справа, слева, прямо, вверх, сплошь, ярко, красиво.

Зачитываются и анализируются сочинения.

VII. Итоги урока.

Что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Заполните карандашом схему «Ключевые слова темы», помещенную
в учебнике на с. 119.

VIII. Задание на дом: § 25. Упр. 191. Списать текст, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Е. В. Варнаева

Урок на тему «Обобщение знаний об именах прилагательных
и именах существительных» (4 класс)

Цели урока:

1. Обобщить знания об имени прилагательном и имени существительном как части речи.

2. Развивать умение распознавать данные части речи в тексте, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительном.

3. Рассмотреть сходство и различия между данными частями речи.

4. Развивать умение правильно определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

5. Развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена
прилагательные и имена существительные.

Оборудование:

1. «План-урок» с индивидуальными заданиями в двух вариантах на каждую парту.

2. Театрализованные костюмы.

3. Компьютер, мультимедийный проектор.

4. Материал для физпауз.

5. Мультфильм «Двенадцать месяцев».

6. Аудиозапись музыки Вивальди «Зима».

Ход урока

I. Организационный момент

На сегодняшнем уроке мы закрепим знания об именах прилагательных и именах существительных. Прежде чем начать урок, я вампредлагаю на несколько минутперенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведенияДениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»,которое выбудете изучать в8 классе. Обратимся к словарю Сергея ИвановичаОжегова
и выясним значение слова недоросль. (На экран проецируется словарная статья из словаря: Недоросль (м. р.) — 1. В XVIII веке в России: молодой человек, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. Перен. Глуповатый юноша — недоучка.)

Правдин:Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан:Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан:Дверь? Котора дверь?

Правдин:Котора дверь? Вот эта.

Митрофан:Эта?Прилагательна.

Правдин:Почему ж?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Правдин:Да, в грамматике он силен.

— Кто согласен с этим объяснением? Кто не согласен? Почему?

II. Сообщение темы урока

— Назовите грамматические признаки имени существительного.

— Назовите грамматические признаки имени прилагательного.

— Сегодня на уроке мы закрепим знания об именах существительных и именах прилагательных.

III.Чистописание

— Составьте цепочки букв для минутки чистописания из окончаний единственного числа имен прилагательных вследующем порядке:

м. р. — ж. р. — с. р. (ойыйий аяяя оеее)

IV. Словарно-орфографическая работа (коллективная работа)

— Вы назовете слово, если правильно расшифруете данные схемы
и последовательно соедините буквы. (Схемы проецируются на экран.)

1-я буква

в слове шофер

звук согл., парн., глух., мягк.

2-я буква

Д. п., 1 скл.

-е, -у, -и

3-я буква

падежи И., Р., В.

дружбу

4-я буква

падежи Д., П., Р.

зимы

5-я буква

окончание ж. р., 1 скл.

-ь, -а

6-я буква

в слове лук

звук согл., непарн., звонк., тв.

7-я буква

буква, не обозначающая звук

к, й, ь

— Какое слово получилось? (Февраль.)

— Что обозначает данное слово? (Ответы учащихся. Проверяем себя по толковому словарю. На экран выводится словарное определение: «Февраль — второй месяц календарного года».)

— Как в старину назвали этот месяц? (Лютень, снежень.)

— Составьте предложение с этим словом, чтобы в нем были употреблены существительные и прилагательные. У существительных и прилагательных определите падеж, подчеркните грамматическую основу предложения. Разберите как часть речи одно прилагательное или одно существительное.

V. Задание для учащихся. (Учащиеся выбирают по желанию один из вариантов.)

Вариант 1: Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите падеж, число у существительных и прилагательных.

Вариант 2: Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания прилагательных.

1. Д..леко за г..р..зонтом отсвечивали ч..рные в..ршины ск..листых гор.

2. Н..ч..ные св..тила пр..ветливо см..трели на землю.

3. В з..леных зарослях путников встретили в..селые г..л..са п..р..летных птиц.

4. Осл..пительные потоки солнечных лучей з..жигают ж..вописные массы д..ревьев.

(Проверка задания.)

VI. Физпауза

Учитель называет словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если называется словосочетание с существительным и прилагательным мужского рода, учащиеся хлопают в ладоши; если среднего — учащиеся топают.

Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, голубое озеро, широкий двор, веселый человек, больной зуб.

VII. Задание для учащихся

Запишите данные словосочетания в следующих формах. Какую форму образовать нельзя?

ед. ч., П. п.

ед. ч., В. п.

Свежий воздух

ед. ч., Т. п.

Зимняя сказка

ед. ч., Т. п.

мн. ч., И. п.

мн. ч., И. п.

VIII. Физпауза

На снежинках написаны словарные слова. Дети их находят и определяют, к какой части речи они относятся.

IX. Развитие речи

— Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма «Двенадцать месяцев».

— Напишите мини-сочинение на тему «В зимнем лесу». Выберите вариант по своим силам. Можно использовать словарные слова, с которыми работали во время физпаузы. (Сочинение пишется под музыку Вивальди «Зима».)

Вариант 1. Пишу сам (сама).

Вариант 2. Прошу помощи. (Даются слова-помощники: трескучий мороз, старый ворон, небо, земля, снег, лес, деревья.)

Вариант 3. Вставьте необходимые по смыслу прилагательные.

Пришла _______. Стоят _______ морозы. Земля покрылась _______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены ________ узорами инея.
В _______ снег спрятались _______ елочки. _______ жители давно приготовились к зиме.

(В зависимости от времени заслушиваются несколько сочинений.)

X. Итог урока

— Вам понравилось работать с данными частями речи?

— Какую работу вам понравилось выполнять на уроке?

— В какой работе вы испытывали трудности?

XI. Задание на дом

Прочитайте предложения. Составьте из них текст, ориентируясь на падежи имен прилагательных женского рода. Они должны следовать
в порядке склонения. Если прилагательное в одном и том же падеже употреблено дважды, учитывайте последовательность событий. Выделите окончания прилагательных и определите падеж.

Она произошла от дикой кошки, но неизвестно, от какой именно, потому что это было очень давно.

Европейцы, наоборот, не дорожили даже самой красивой кошкой.

Если домашнюю кошку настигал трагический исход, то египетскую семью и всю прислугу одевали в траурную одежду.

Считалось, что в любой кошке заключен дьявольский дух.

Если смерть убивала храмовую кошку, то в траур одевался целый город.

Многие народы поклонялись домашней и храмовой кошке.

Домашняя кошка с давних времен живет рядом с человеком.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..