Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Раздел III

Из опыта работы

П. Ф. Беседин

Олимпиада по русскому языку в 11 классе
как показатель лингвистической подготовки выпускника

История олимпиадного движения в России позволяет проследить, как расставлялись акценты в системе образования России на протяжении более чем полувека (математические науки и астрономия — гуманитарные науки — экология — информатика — экономика и бизнес). Однако во все времена актуальной была и остается олимпиада по русскому языку как одна из распространенных форм внеклассной работы по предмету. Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие
у обучающихся творческих способностей и интереса к языку и научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Одно из важнейших качеств олимпиады — ее массовость. Становление олимпиадного движения по лингвистике свидетельствует о том, что массовое участие в них школьников обеспечивают олимпиады, проводимые в несколько туров. З. А. Потиха указывает, что в итоговой областной олимпиаде по русскому языку на базе Волгоградского пединститута в 1964
и 1973 гг. участвовали около 25 000 учащихся школ Потиха, 1973, с. 77.

Научно-методическое направление олимпиады зависит от характера заданий, предлагаемых ее участникам. Единый подход в этом деле еще
не выработан. Некоторые олимпиады включают задания, которые ничем не отличаются от обычных школьных контрольных заданий. Например, известно, что участники олимпиады в Камчатском пединституте в первых двух турах писали диктант.

Готовя вопросы к олимпиаде, необходимо различать два понятия: занимательность и развлекательность, а также учитывать важный принцип дидактики — доступность. Задания должны привлекать внимание, вызывать интерес, что желательно и необходимо в учебном процессе. Развлекательность же заставляет забываться, рассеяться, веселиться. Вопросы должны быть не только интересны, но и посильны для учащихся; например, из школьного курса учащимся неизвестно, «Какие слова введены
в язык М. В. Ломоносовым?», «Как объяснить появление окончания
в И. п. мн. ч. м. р.?» Смирнова, 1968, с. 95.

В постсоветское время I-я Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку состоялась в Курске в апреле 1996 г. Вопросы и задания были составлены творческой группой под руководством Н. М. Шанского, главного редактора журнала «Русский язык в школе», и в дальнейшем каждый год публиковались в 4-м номере этого журнала.

И. В. Голубева и А. Г. Нарушевич отмечают: «В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования (речь идет о конце 90-х XX в. — П. Б.) неслучайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку (классным, школьным, городским и т. д.)» Голубева, 1999, с. 41.

Задания всероссийских олимпиад отличаются высоким уровнем сложности и требуют от учащихся серьезной лингвистической компетенции. Современный уровень образования требует повышения качества обучения, формирования устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения, к тому же в условиях модернизации школы происходит переход на ЕГЭ. В условиях подготовки к сдаче ЕГЭ, как показывает практика, не решаются такие задачи обучения русскому языку, как системное усвоение знаний, расширение лингвистического кругозора школьников, воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности.

На протяжении многих лет в 11 классе средней школы № 2 (ныне — гимназия № 1) и на 1 курсе филологического факультета (в дни Недели науки) проходила олимпиада по русскому языку. Мы считаем, что она является наилучшим критерием оценки лингвистической компетенции учащихся-выпускников. Задания составлены строго в соответствии с программой и предназначены в основном для выявления навыков анализа языковых явлений. Объективным критерием оценки уровня лингвистической подготовки учащихся может быть только знание ими учебного программного материала. Учащиеся должны проявить не только знание учебника, но и умение обобщать, свободно пользоваться своими знаниями на практике.

А. В. Текучев справедливо указывал: «Во время олимпиады участвующие в ней должны самостоятельно ответить на ряд вопросов или решить несколько задач, по своему содержанию и материалу не выходящих за пределы программы по русскому языку…» Текучев, 1970, с. 586.

Задания олимпиады соответствуют различным разделам русского языка, составляющим в целом его систематический курс: это задания по фонетике и графике, морфемике и словообразованию, лексикологии и фразеологии, морфологии и синтаксису (орфография и пунктуация исключены специально). Приведем примерный вариант олимпиадных заданий для учащихся 11 класса.

Олимпиада по русскому языку

1. Расставьте ударение в словах: алфавит, звонишь, звонят, каталог, досуг, километр, обеспечение, облегчить, украинский, цыган.

2. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: сон, лён, лог, яр, урюк, ешь, лей, куль, краб, тля.

3. Определите состав слов: стекло (сущ.), стекло (глаг.), быстро (прил.), быстро (нареч.), коров, берегов, кино, окно, смог (сущ.), смог (глаг.).

4. Определите значение фразеологизмов: мозолить глаза, глаз да глаз нужен, глаз набит (намётан), глаза на мокром месте, хоть глаз выколи, закрыть глаза (на что), не в бровь, а в глаз; глаза разгорелись (на что); смотреть другими глазами, строить глазки. Попробуйте подобрать еще примеры фразеологизмов со словом глаза.

5. Подберите заимствованные слова, соответствующие русским: самолет, конница, языкознание, словарный состав, правописание, животный мир, вывоз товаров, промышленность, предприниматель, человеколюбие.

6. Напишите названия людей по месту жительства. Жители Балашовабалашовцы, Вольска — … , Красноармейска — … , Маркса — … , Тулы — … , Омска — … , Орла — … , Курска — … , Парижа — … , Нижнего Новгорода — … , Комсомольска-на-Амуре — … .

7. Какими частями речи могут быть слова: дали, покрой, жгут, простой, стих, летом, пила, гнет, устав, тепло.

8. Определите род имен существительных: кенгуру, Тбилиси, мозоль, кофе, брюки, тюль, неряха, шимпанзе, Миссисипи, меню.

9. Перепишите, оформив числительные словами: Альбом с 678 иллюстрациями. Сумма 675 и 25 равна 700. Поход продолжался 22 суток. 325-миллионный вклад. Разность 576 и 178 равна 398. 1,5-годовалый
ребёнок
.

10. Выделите в предложениях грамматические основы и определите синтаксические функции глаголов в неопределенной форме (инфинитива):

1. И жизнь хороша, и жить хорошо! (В. Маяковский).

2. Леса учат человека понимать прекрасное (А. Чехов).

3. Желание высказаться почти всегда бывает сильнее желания чему-нибудь научиться (Д. Писарев).

4. Жить — родине служить (посл.).

5. Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы (М. Исаковский).

Примечание: Каждое задание оценивается в 10 баллов, за дополнительные примеры к заданию № 4 баллы прибавляются.

Оценивать данные задания легко (10 заданий по 10 слов — 10 баллов). Всего в задания олимпиады заложено 100 баллов (при идеальном выполнении всех заданий) + баллы за дополнительные примеры фразеологизмов. Так вот, лет 8—10 назад победители набирали более 100 баллов,
в последние 2—3 года еле дотягивают до 80—85 баллов. Увы…

Литература

Голубева И. В., Нарушевич А. Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку // Русский язык в школе. 1999. № 3. С. 41.

ОщепковаВ. П. Олимпиада по русскому языку для учащихся IV—VIII классов // Русский язык в школе. 1983. № 5. С. 47.

ПотихаЗ. А. О проведении областных олимпиад по русскому языку // Русский язык в школе. 1973. № 6. С. 77.

СмирноваА. М. Олимпиады по русскому языку // Ученые записки Ивановского пединститута. Т. 60. Иваново, 1968. С. 95.

ТекучевА. В. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1970. С. 586.

Н. М. Белякова

Урок на тему «Правописание мягкого знака
на конце наречий после шипящих» (7 класс)

Цели урока:

  • изучить правило правописания мягкого знака после шипящих в наречиях;

  • систематизировать знания учащихся о правописании мягкого знака после шипящих в различных частях речи;

  • учить употреблять наречия в текстах-описаниях;

  • закрепить навык употребления знаков препинания;

  • закрепить навыки работы с текстом.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальным заданием;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;

3) обучающая программа «Репетитор»;

4) учебник: Русский язык. 7 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова [и др.]. — М., 2008.

Межпредметные связи: информатика.

Ход урока

I. Урок начинается с работы с текстом.

Прочитайте слова, написанные на доске: студень, просинец, лютень.

Каково их лексическое значение? (Декабрь, январь, февраль.)

Это устаревшие народные названия месяцев.

Что объединяет эти месяцы? (Эти месяцы — зимние.)

Учитель: Сейчас мы будем писать графический диктант о зиме.
Я диктую предложения, а вы записываете только схемы.

1. Красив, чудесен русский лес зимой.

2. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

3. Угомонились буйные ветры, задремали легкие ветерки.

4. Так тихо, что в ушах звенит.

5. Березы, опушённые снегом, словно яблони в цвету.

6. Длинные ветви, обледеневшие от мороза, спускаются до самой земли.

7. Смотришь вокруг, и дух захватывает от этой красоты.

8. Но вот из-за туч выглянуло солнце, и не узнаёшь знакомой поляны.

Затем на экран проецируется слайд № 1 с текстом диктанта, учащиеся еще раз читают текст и проверяют записанные схемы. После этого учащимся предлагается самостоятельно проверить свои работы, для чего на экран проецируется слайд № 2:

Графический диктант

1. О, О.

2 .О, О.

3. [ = – ], [ = – ].

4. [ = ], (что …).

5. Х, /~~~~/.

6. Х, /~~~~/.

7. [ = ], и [ = ].

8. [= –], и [ = ].

Продолжаем работу с текстом. Вопросы для собеседования:

  1. Определите тип этого текста? (Художественный.)

  2. Каков стиль этого текста? Аргументируйте свой ответ. (Описание. Первое предложение содержит тему — предмет описания: зимний лес. Следующие за ним предложения называют отдельные признаки, детали общей картины зимнего леса.)

  3. Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор? (Эпитеты: красив, чудесен, буйные, легкие; олицетворения: березки задремали, ветры угомонились; сравнение: словно яблони; фразеологические обороты: дух захватывает, в ушах звенит.)

  4. Определите, к какой части речи относится слово зимой в первом предложении. (Наречие, т. к. обозначает признак признака, отвечает на вопрос наречия, в предложении является обстоятельством.)

  5. Найдите слова, в которых все согласные звуки звонкие (зимой, деревьям, буйные, задремали, березы, яблони, длинные, земли, выглянуло).

  6. Найдите страдательное причастие совершенного вида. (Опушённые.)

  7. Укажите форму инфинитива глагола задремали из третьего предложения. (Задремать.) Каким способом образовано слово задремать? (Приставочным.)

После ответа на вопросы продолжаем записывать диктант, пишем предложения «через строчку», в свободной строке графически обозначая орфограммы и пунктограммы. Работа выполняется на доске и в тетрадях и сопровождается комментариями.

Заискрилось все вокруг, засверкало, вздрогнули и потянулись к солнцу мохнатые веточки елок.

И мне кажется, что иголки на каждой веточке топорщатся больше, что каждая нахохлилась от холода.

II. Учитель: Еще раз обратимся к предложению 8. Почему словоформа из-за туч написана без Ь, а словоформа не узнаёшь написана с Ь? Вспомним все известные нам случаи правописания Ь на конце слов после шипящих. Для справок на экран проецируется слайд № 3:

Употребление мягкого знака после шипящих на конце слова

Пишется Ь

Не пишется Ь

В именах существительных

1) ж. р., И. п., ед. ч., 3 скл.

1) м. р., И. п., ед. ч., 2 скл.

2) Р. п., мн. ч.

В именах прилагательных

в краткой форме

В глаголах

  1. в форме инфинитива

  2. во 2 л. ед. ч. наст. и буд. врем.

изъяв. накл.

3) в повелит. накл.

Правописание Ь после шипящих на конце слов какой части речи не отражено в этой таблице? (На конце наречий.)

Это и будет темой нашего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». Сформулируйте цель нашего урока (Учащиеся формулируют цель урока.)

III. Работа с материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint (слайд № 4).

Правописание мягкого знака на конце наречий

  • НАВЗНИЧЬ

  • ВСКАЧЬ

  • НАСТЕЖЬ

  • ПРОЧЬ

  • НАОТМАШЬ

  • ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

  • СПЛОШЬ

Исключения:

УЖ

ЗАМУЖ

НЕВТЕРПЁЖ

Посмотрите на таблицу. Попробуйте сформулировать правило правописания Ь после шипящих на конце наречий для учебника русского языка 7 класса.

Теперь сравним его с правилом в нашем учебнике на с. 117.

— Как обозначается данная орфограмма? (Галочкой над шипящей буквой.)

— Какие буквы подчеркиваем? (Двумя черточками шипящую, одной черточкой мягкий знак.)

— Что пишем в скобках? (Часть речи — наречие; является слово
исключением или нет.
)

IV.Закрепление материала. Учитель читает словосочетания, а учащиеся заменяют их синонимами-наречиями с шипящей на конце и записывают, обозначая орфограмму.

Мчаться очень быстро (вскачь);

Уйти в сторону (прочь);

Ударить с размаху (наотмашь);

Упасть вверх лицом (навзничь);

Открыть до конца (настежь);

Отсутствие терпения (невтерпеж);

Густо засыпать (сплошь).

Учитель: Что надо определить в первую очередь, чтобы правильно написать Ь на конце слова после шипящей? (Часть речи).

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..