Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Задачи:

1. Познакомить учащихся с выразительными возможностями глагола.

2. Формировать умение использовать глаголы в речи.

3. Формировать умение строить текст, в основе которого лежит повтор.

Проблема: бедность и невыразительность речи учащихся.

Проблемный вопрос: какова роль глаголов в речи?

Варианты решения:

1. Глаголы передают движение.

2. Глаголы помогают увидеть цвет.

3. Глаголы помогают услышать звуки мира.

4. Глаголы помогают привлечь внимание к сказанному.

Оптимальный вариант: 1 + 2 + 3 + 4.

Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному.

Тезис:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду — все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

(В. Кондрашов)

Приложение

Развитие личностных качеств на уроке посредством воспитания

Развитие

личностных качеств

Воспитание

через личный пример учителя

Воспитание через содержание учебной информации

Воспитание через

словесные формулы

Воспитание через организацию деятельности учащихся

Пунктуальность, организованность

Своевременное начало урока, порядок на классной доске

Есть у нас закон такой: все, что нужно, под рукой

Проверка готовности к уроку, организация работы групп

Уважение

Доброжелательный настрой учителя

Мнение каждого нужно уважать, принимать все идеи

Работа в группе, выступление представителей от групп

Самостоятельность

Учитель поощряет самостоятельность учащихся

Попробуй сделать сам, только потом обращайся
к книге

Самостоятельная работа с разноуровневыми текстами

Открытость, искренность

Открытость, искренность учителя

Размышление над вопросом: «В чем смысл жизни?»

Написание сочинения по заданному началу

Умение работать в коллективе

Задание для работы в группах

Ум — хорошо,
а два — лучше

Работа в группах

Эстетический вкус

Выбор музыки, текстов. Оформление раздаточного материала

Высказывания известных людей о выразительных возможностях глагола. Презентации
о цветах.

Музыка
П. И. Чайковского

Природа покоряет красотой наши сердца

Групповая работа учащихся с деформированными текстами

М. Р. Шумарина, С. И. Шумарин

Лингвистическое краеведение в школе

В последние годы учителя русского языка все большее внимание уделяют лингвокраеведению, используя на уроках и во внеклассной работе по предмету в качестве предмета наблюдения языковой материал своего региона. Лингвокраеведение в школе теснейшим образом связано с задачами формирования как лингвистической, так и культуроведческой компетенции. Предлагаемый учащимся региональный материал является частью общенационального языка и обладает всеми его свойствами, отражает его национально-культурное своеобразие. При этом местный речевой материал привлекателен для учащихся, поскольку это реалия их собственной повседневной жизни.

Использование в школьном преподавании лингвокраеведческого материала способствует расширению лингвистического кругозора учащихся и овладению приемами научного поиска. Поскольку предметом наблюдения является неисследованный материал, зачастую собранный самими школьниками, то и первичное лингвистическое описание (комментирование, классификация, выявление закономерностей и т. д.) осуществляется учениками. Обычное упражнение, разбор превращаются в научный поиск и приводят к собственным маленьким открытиям. Часто такая исследовательская работа требует расширения филологической подготовки школьника, знакомства с новыми понятиями, терминами, теориями. Таким образом, лингвистическое краеведение − один из способов углубления профильной филологической подготовки.

Наиболее традиционным содержательным компонентом региональной лингвистики является изучение местных говоров. Обращение к диалектным примерам уместно на уроках практически по всем разделам школьного курса русского языка. Так, при изучении фонетики (тема «Фонетическая транскрипция») педагог обращает внимание учеников на то, что произношение не совпадает с написанием. Например, слово являться произносится (и транскрибируется) как [йивл’áцъ], но многие школьники под влиянием графического облика слова затранскрибируют первый гласный как [а]. Учитель разъясняет, что в этом случае слово произносится с «яканьем», это диалектная черта, которая характерна для многих сел Саратовской области, а также встречается в речи жителей города,
недостаточно владеющих литературной нормой. При изучении деепричастий учитель обращает внимание на диалектно-просторечные формы деепричастий не емши, выпимши, устамши в роли сказуемого и указывает на их ненормативность.

Однако своеобразие диалектных форм проявляется не только в их
ненормативности. Так, при изучении морфологии можно обратить внимание на то, что диалектный материал помогает ученым выявлять факты истории языка. Например, бытующие в говорах выражения у ней две сестре; делать надо рукама, а не ногама и т. п. — это остатки существовавшего в древнерусском языке двойственного числа.

Важно воспитывать у школьников уважительное отношение к народному языку, показать, что местный говоры — это не просто «вымирающий» вариант языка, а национальное достояние русского народа, которое нуждается в изучении и бережном отношении. В связи с этим, например, уместно продемонстрировать поэтичность диалектного слова. Так, на уроках лингвистического анализа текста (уроках словесности) можно использовать записи текстов фольклорных произведений (сказок, легенд
и др.) в исполнении диалектоносителей. Для этого совсем не обязательно искать известных сказителей, достаточно использовать запись речи деревенской бабушки, которая рассказывает внукам сказку (такую запись может сделать сам учитель, получивший в студенческие годы опыт полевых практик, и даже ученики, проинструктированные педагогом). Анализируя текст, обращаем внимание не только на наличие диалектных слов и форм, но и на их эстетическую функцию в тексте. Метод лингвистического эксперимента (замена диалектных элементов литературными) демонстрирует ученикам, что диалектизмы способствуют особой выразительности, уникальности текста. Важно также акцентировать внимание школьников на манере речи рассказчика: повествование течет плавно, гармонично, характеризуется особым ритмом и, как правило, лишено слов-«паразитов».

Другая разновидность местной речи, к которой может обратиться учитель, — это социальные диалекты города: городское просторечие, молодежный и профессиональные жаргоны. Привлечение подобного материала вызывает у учащихся неизменный интерес, однако предъявляет особые требования к учителю. Занимательность примеров не должна быть самоцелью, педагогу важно четко представлять, какую дидактическую задачу он преследует, используя нелитературный материал. Так, местное просторечие является богатым источником примеров нарушения литературной нормы, которые часто характерны и для речи самих школьников, поэтому записи (графические, аудио- и видео-) просторечных материалов уместны на уроках культуры речи. Опыт показывает, что более целесообразно использовать тексты, нежели отдельные фразы, поскольку именно текст позволяет увидеть не только языковой материал, но и особенности речевого поведения в целом.

Используя записи на уроках риторики, учитель обращает внимание
и на то, что просторечное речевое поведение характеризуется более низким уровнем самоконтроля, часто меньшей эффективностью и более высокой конфликтогенностью. Носители просторечия в меньшей степени владеют коммуникативными ресурсами языка: их речь лексически беднее, синтаксически однообразнее, недостаток собственно речевых средств восполняется более активным использованием жестикуляции.

Обращаясь к сфере молодежного и профессионального жаргонов (такой материал, например, интересно использовать при изучении переносного значения слов, а также на уроках словообразования и т. п.), нужно показать, что подобный материал интересует лингвистическую науку как показатель основных тенденций развития языка (скажем, жаргонная лексика формируется, как правило, по наиболее продуктивным словообразовательным моделям). В то же время важно поставить вопрос об уместности употребления этих речевых средств. Разумный взгляд на жаргоны позволяет понять, что их существование — объективная необходимость, так они выполняют целый ряд социально-речевых функций, и задача учителя — не искоренять жаргон (это, кстати, и невозможно), а вооружить ученика многообразными средствами речевой коммуникации, которые предоставляет литературный язык.

Ценнейшим лингвокраеведческим материалом является местная ономастика. Факты топонимики (названия населенных пунктов, водных объектов, лесных насаждений, дорог, холмов, микротопонимика и т. п.) — свидетели истории родного края. При этом интересна не только подлинная история названий, но и те топонимические мифы, которые бытуют
у местного населения. На уроках и во внеклассной работе учитель может использовать публикации местных СМИ, фонды краеведческого музея, районного архива, исследования местных ученых, свидетельства старожилов. Как правило, большой энтузиазм у учащихся вызывает сбор
и описание топонимического материала, работа с информантами — старожилами города.

Не менее интересны и другие разряды ономастической лексики: антропóнимы (собственные имена людей), зоóнимы (клички животных), эргóнимы (названия учреждений, предприятий и т. п.) и др. Работа с онимами невозможна без обращения к самым разнообразным межпредметным связям и обладает большим воспитательным потенциалом.

Один из видов лингвокраеведческого материала — это язык местных средств массовой информации. Неизменный интерес у учащихся вызывает использование на уроках публикаций местных газет, записей передач и рекламы местных телерадиокомпаний. Чаще всего такие тексты служат основой для ортологической работы (поиск и исправление речевых ошибок) и риторического анализа. На уроках стилистики подобный материал используется для изучения жанровых особенностей публицистических текстов.

Современные учебные программы по русскому языку предполагают расширение общей и лингвистической эрудиции школьников, и поэтому
в учебниках появляются общие сведения о языке, которые ранее оставались за пределами школьной лингвистики: данные об истории языка, информация о языковом многообразии и родстве языков, о месте русского языка среди других языков планеты. В связи с этим представляется интересным привлечь на урок сведения об особенностях языков нерусского населения данной местности. Так, коренное население Саратовской области составляют, наряду с русскими, татары, башкиры, украинцы, чуваши, казахи и др. Кроме этих «оседлых» народов в последние годы (как результат миграционных процессов) в области сложились довольно обширные диаспоры армян, чеченцев, азербайджанцев, таджиков, цыган
и других национальностей. Все чаще мы слышим иноязычную речь на улице, в общественном транспорте, местах торговли, учреждениях. Возрастает в школах количество инофóнов, то есть детей, для которых русский язык не является родным. Разумное социальное воспитание предполагает формирование добрососедских отношений коренного населения со всеми национальными общинами, и учитель русского языка вносит в решение этой задачи свой вклад, формируя интерес и уважение к языку «соседей» и — шире — к их национальной культуре. Живой интерес учащихся вызывает информация о родстве языков, подкрепляемая примерами лексических и грамматических универсалий. Интересен и вопрос
о национальном своеобразии языков, которое проявляется в правилах
и формулах речевого этикета, в лексической системе. Сопоставительный материал может быть использован на уроках фонетики, грамматики, лексики и фразеологии, графики, истории языка.

Образовательные программы современной школы предоставляют широкие возможности для реализации регионального филологического компонента в различных формах. Прежде всего лингвокраеведческий материал используется на уроках по лексикологии, фразеологии, стилистике, на занятиях по развитию речи. Дополнительные возможности для использования подобного материала дают уроки риторики и культуры речи. Благодатным полем для привлечения местного материала является внеклассная работа по русскому языку, в том числе научно-исследовательская деятельность учащихся. Можно привести примеры таких внеклассных мероприятий: устный журнал «Живое слово русского села», викторина «История города в именах и названиях», научная конференция школьников «Историческое и лингвистическое краеведение». Наконец, все более широкое применение находит краеведческий материал в программах так называемых элективных курсов, направленных на углубление профильной и предпрофильной подготовки школьников. Так, региональный компонент представлен в элективных курсах «Лингвистическое краеведение», «Имена родной земли», «Мой город в именах и названиях». Каждая из перечисленных форм характеризуется определенным своеобразием
в использовании лингвокраеведческого материала.

Обращение к региональному лингвистическому материалу на уроках
и во внеклассной работе по русскому языку позволяет выполнять разнообразные дидактические задачи, обладает мощным воспитательным потенциалом, способствует развитию личности учащихся.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..