Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

В. В. Самодурова

Роль инновационных технологий в формировании
коммуникативной компетенции учащихся
при обучении русскому языку

Воспитание компетентного человека — конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Его введение позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач. В связи с этим мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями компетенция и компетентность.

Компетенция (от лат. сompeteo — добиваюсь, соответствую, подхожу) — это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность — это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А. В. Хуторской, который представил их в четырех основных группах:

  • ценностно-смысловые компетенции;

  • учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые;

  • общекультурные;

  • компетенции личностного самосовершенствования [Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: /journal/2002/ 0423.htm.].

Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык — это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Формирование коммуникативной компетенции — процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

Одно из главных направлений в работе — использование учащимися компьютера и Интернет-ресурсов, так как информационные технологии способствуют:

  • совершенствованию практических умений и навыков;

  • позволяют организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся.

При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний используются обучение и тестирование с помощью компьютера.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

Помогают решить проблему формирования коммуникативной компетенции и компьютерные программы по русскому языку: программа-тренажер «Фраза», «Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» под редакцией Т. М. Чачиной, А. Д. Гарцова, М. А. Рыбакова. Активно используются на уроках образовательные ресурсы сети Интернет:

  • /;

  • /;

  • /default.asp.

Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но
и оценивать их экспертами ЕГЭ по «Критериям оценки выполнения заданий»;

4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать.

Особо хочется рассказать о технологии проектов, используемой в рамках ИКТ. Обращение к проектам возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), изучении новой темы (защита
реферата, выполнение творческой работы и т. д.), закреплении изученного (сочинение, создание презентаций, памяток). Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само-
и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их).

Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от
неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

Приоритетным направлением в работе с проектами стало повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью.
В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернативы;

  • осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки);

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Самый важный и трудный этап — это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.

Например, при повторении курса русского языка в 9 классе учащиеся взяли следующие темы проектов:

  • «Орфография»;

  • «Пунктуация в простом осложненном предложении»;

  • «Пунктуация в сложноподчиненном предложении»;

  • «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении».

Проследим за работой учащихся над проектом «Орфография». Выяснив «ошибкоопасные» места учащихся класса путем анализа письменных работ, пришли к выводу, что наиболее часто повторяющаяся орфограмма — гласная. Затем проверили частотность употребления гласной в значимых частях слова и подразделили их на правописание гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В результате наметили первый цикл работы «Изучение безударных гласных в разных частях слова». Затем появились такие циклы:

  • правописание приставок, суффиксов;

  • н и нн в разных частях речи;

  • не с разными частями речи;

  • правописание производных предлогов;

  • дефисное написание разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие).

В рамках содержания материала определили учебную задачу и способы ее решения: овладение практической грамотностью путем ликвидации пробелов, составление конспекта по орфографии (через «блоки») для
работы в классе.

Следующий этап — планирование самостоятельной работы. Были определены ресурсы, имеющиеся в наличии: собственные знания, составленные конспекты по темам русского языка, учебник русского языка, орфографический словарь Академии наук СССР.

Заключительный этап — составление теста. Каждую неделю совместно с учителем обсуждалось продвижение как в составлении конспектов-схем, так и в решении практических задач, намечались конкретные шаги на следующую неделю.

В течение этого времени учитель был консультантом, наставником, направляющим деятельность учащихся, советуя, задавая им вопросы
и оценивая усилия.

На мой взгляд, этот учебный проект заставил ребят более серьезно отнестись к работе и убедил, что такая деятельность дает результат. А самое главное — появилась потребность ее продолжать.

Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную и научную работу по предмету. Проектирование — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентирован-ного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков по русскому языку, а также в надпредметную деятельность.

Накопив опыт использования ИКТ при изучении русского языка, ученики смогут овладеть коммуникативной компетенцией.Таким образом, овладение коммуникативной компетентностью вооружает школьников языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума. В целом это — одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей
и востребованности на рынке труда, а в широком смысле — важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

Г. Н. Скрынникова

Проблемное обучение русскому языку

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

Различают три вида проблемного обучения.

1. Проблемное изложение знаний (учитель ставит проблему и показывает процесс ее решения; используется психологический прием: погружение в ситуацию, следует вопросно-ответный ход рассуждения).

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний (учитель выдвигает проблему, излагает материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться
в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную задачу, применяется ассоциативный способ изложения и осмысления информации).

3. Исследовательский метод обучения (осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, проводят наблюдения, фиксируют факты, обобщают, делают выводы).

Проблемное обучение приводит к следующим результатам:

  • повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;

  • углубление уровня понимания учебного материала;

  • конструктивное отношение учащихся к такому явлению, как «проблема».

Из каких же этапов может состоять проблемный урок русского языка?

Первый этап представляет собой постановку стратегической цели, которая отвечает за развитие личностных качеств учащихся. На формулирование стратегической цели влияет три фактора.

Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей то него веточки.

Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей класса и может варьироваться.

В-третьих, стратегическая цель тесно связывается с задачами урока.

Второй этап представляет собой формулирование проблемы. Педагог должен помнить, что проблема — основной источник развития человека.

Работая над проблемой, придерживаемся следующих правил.

1. Выявляем проблемы, необходимые для достижения цели.

2. Определяем приоритетность проблем.

3. Формулируем проблему в виде проблемного вопроса. Почему
вопрос? Вопросная форма, в отличие от повествовательной, обостряет противоречие и призывает к действию.

4. Осуществляем поиск вариантов решения.

5. Конструируем оптимальный вариант. Ценность оптимального варианта заключается в том, что работа с ним в человеке развивает такие личностные качества, как толерантность, великодушие.

Третий этап представляет собой создание тезиса.

Тезис — это образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризма, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений. Тезис является средством диагностики:

  • если тезис появляется без особых затруднений, то это говорит
    о том, что проблема сформулирована корректно и найдены соответствующие ей варианты решения;

  • если ученику удается создать тезис, то это говорит о том, что он усвоил информацию.

Благодаря тезису проблемный урок приобретает ясность, действенность. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, углубляется уровень понимания учебной информации.

Итак, проблемное обучение должно занимать одно из ведущих мест
в педагогической деятельности. Данное обучение можно охарактеризовать как:

  • развивающее (развиваются личностные качества: мышление, речь, внимание, общение, творчество);

  • воспитывающее (воспитание воли, самостоятельности, творческой активности, толерантности, ответственности, уважения);

  • здоровьесберегающее (учитываются особенности класса, организуется благоприятный климат, используются приемы, способствующие сохранению интереса к учебному материалу, создаются условия для самовыражения учащихся, применяются разнообразные виды деятельности).

В качестве примера рассмотрим урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление глаголов в речи».

Концептуальная цель урока: развитие языковой личности.

Стратегическая цель урока: развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..