Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

О. В. Невзорова, Л. А. Тверитина

Организация научно-исследовательской работы
в гимназии имени Ю. А. Гарнаева г. Балашова

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современная система образования ориентирует учи-теля не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения
и развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Важными задачами реализации образовательной программы являются:

  • овладение учащимися совокупностью знаний об исследовательской деятельности (обоснование актуальности темы, постановка целей и задач работы, выбор методов исследования, определение структуры работы, поиск необходимой информации, оформление результатов работы и их презентация) и видах научных работ;

  • формирование умений работы с различными источниками знаний (первоисточники, научная и художественная литература, Интернет-источник и т. д.), умений проводить сравнительный анализ информации нескольких источников по одной проблеме, умений конспектировать научные статьи, составлять тезисы, рецензировать исследования других учащихся, оформлять работу, используя возможности информационно-коммуникационных технологий, умений мобилизоваться для успешного выступления, строить выступление так, чтобы в доступной форме донести до слушателей суть работы;

  • развитие способностей применять полученные знания о теоретических и эмпирических методах исследования для решения задач собственного исследования, вести конструктивную полемику, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • формирование активной познавательной позиции, связанной с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, целеустремленности и системности в настоящей учебной и предстоящей трудовой деятельности.

Наша гимназия — инновационное учреждение, в котором изначально созданы условия для развития исследовательской деятельности не только преподавателей, но и учащихся. Исследовательская работа школьников организована как на уроках, так и во внеурочное время. С изменением целей образования изменяются и цели учебно-исследовательской работы, направленные на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной работе по руководству учебно-познава-тельной, учебно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью учеников. На первом этапе самостоятельные мини-иссле-дования, организованные на уроках, используются как одна из форм контроля знаний, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Второй этап работы выходит за рамки урока. Учащиеся знакомятся с перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес.

В гимназии им. Ю. А. Гарнаева разработаны основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям учащихся; дискуссионный, проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование. После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.

После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Проводятся «генеральные репетиции» защиты рефератов и проектов на сборе творческой группы. Завершающим этапом в разработке проекта или осуществлении исследовательской работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на научных конференциях, различных конкурсах.

Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке гимназиста к исследовательской, поисковой деятельности, начиная с 5 класса. Это индивидуальный, компетентностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но
и развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В нашей гимназии научно-исследовательская деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту
с широким охватом многих областей знаний.

Мы стремимся к тому, чтобы научно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением гимназической учебной программы. Деятельность учащихся ведется под руководством учителей гимназии, научных работников вузов. При этом особенно тесное и плодотворное сотрудничество сложилось с преподавателями кафедр русского языка
и общего языкознания БИСГУ.

Результаты этой работы в 2007—2008 учебном году можно назвать хорошими. Прежде всего хочется отметить победу М. Дыковой, ученицы 8а класса (учитель О. В. Невзорова), в областном конкурсе электронных презентаций «Русский язык в моей жизни». В Саратове состоялось награждение победителей. М. Дыковой вручили грамоту, подарок — веб-камеру, ей была предоставлена возможность трехчасового бесплатного серфинга по Интернет-ресурсам. Кроме того, в этом конкурсе приняли участие еще две работы учащихся 8а класса, созданные под руководством Астаховой С.К.

В областном конкурсе «Инициатива молодых» в номинации «Русский язык» творческая работа М. Игнатовой (учитель Л. А. Тверитина) «В чем актуальность крылатого выражения из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «...смешенье языков французского с нижегородским» вышла во второй тур.

Результаты научно-исследовательской работы учащихся мы имеем возможность показать на ежегодной районной научно-практической конференции школьников «Юные лидеры образования», детище и гордости нашей гимназии. Ее учредителями являются управление образования, БИСГУ, БФ СГТУ, БФ СГСЭУ, научно-методический и попечительский советы гимназии имени Ю. А. Гарнаева. Цель конференции — раскрытие творческого потенциала, формирование навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы, пропедевтика научно-иссле-довательской деятельности, довузовская подготовка учащихся. В прошлом учебном году в секции «Современные гуманитарные технологии (литература)» 2-е место заняла работа ученицы 11б класса О. Горбуновой «Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века» (руководитель — Л. А. Тверитина). В секции «Современные гуманитарные технологии (русский язык)» 2 место заняла работа учениц 8а класса
М. Шевцовой и Т. Сергеевой «Слово — визитная карточка человека
(о ляпалиссиадах и не только о них...» (руководитель — С. К. Астахова)
и работа ученицы 11а класса К. Агафоновой «Официальные и неофициальные названия автомобилей (имена и прозвища)» (руководитель —
Л. А. Тверитина). 3-е место завоевала работа учениц 8а класса М. Дыковой и В. Жеребцовой «Личные имена учащихся начального звена гимназии имени Ю. А. Гарнаева» (руководитель — О. В. Невзорова).

Часто стены гимназии становятся тесны для разработки той или иной темы, и исследование переходит в лаборатории вуза. Так, ученицы гимназии К. Агафонова (учитель — Л. А. Тверитина), М. Дыкова, В. Жеребцова (учитель — О. В. Невзорова) участвовали в межфакультетской научно-практической студенческой конференции БИСГУ «Актуальные проблемы ономастики».

В этом учебном году 3 работы наших учеников приняли участие в I этапе областной научно-практической конференции учащихся «Русский язык в современном мире», 2 работы вышли в основной этап конференции. Отправлены работы на областной конкурс проектов «Семья — счастливая планета», готовятся работы к участию в областном конкурсе «Имя Саратова на карте страны» и конкурсе электронных презентаций «Книга в моей жизни».

Считаем, что формировать навыки и умения научно- исследовательской работы необходимо, т. к. это позволяет ребенку проявить себя, развить в себе способность к творчеству. Кроме того (поскольку такая работа проводится преимущественно в старшем звене), это широкое поле деятельности для предпрофильной и профильной подготовки учащихся
в рамках многопрофильной гимназии. Активная работа в этом направлении проводилась с учениками 8а класса (классный руководитель — О. В. Невзорова). В том или ином виде научно-исследовательской деятельности участвовали 8 учеников из 19, работа продолжается и в текущем учебном году. Это помогло подросткам в выборе профиля обучения в 10 классе:
14 из 20 учеников класса выбрали для себя филологический профиль.
А из выпускников гимназии последних 3-х лет 14 выбрали филологические специальности.

С. А. Саврасова

Информационно-коммуникационные технологии
на уроках русского языка

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Главной задачей использования ИКТ является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Уроки русского языка с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. Появилась возможность интенсифицировать преподавание, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность учащихся за счет сокращения затрат времени на другие виды работ, например, различного рода списывания, — эту задачу значительно облегчает использование компьютера.

На мой взгляд, использование компьютера в учебном процессе способствует:

  • повышению качества обучения;

  • выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

  • радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

  • эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности и т. д.

В своей работе я использую информационные технологии для следующего:

  • планирования учебного материала;

  • подготовки печатных материалов к урокам;

  • обработки результатов проверочных и контрольных работ;

  • мультимедийное проектирование для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно
отнести:

  • возможность конструирования компьютерного материала конкретного урока;

  • возможность сочетания разных программных средств;

  • побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

Применение компьютерной техники представляет возможность использования многообразных форм предъявления информации, которая может вестись в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.).

Использование компьютера определяет следующие типы уроков:

  • уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме;

  • уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс).

На таких уроках будут уместны:

— Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного («1С: Репетитор». Русский язык. Программа-тренажер «Фраза»).

— Самостоятельно выполненные учителем материалы с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки
и редактирования различного рода учебных программ (PowerPoint — для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel-тесты).

Специально подготовленное с учетом задач обучения лингвистическое (базы данных текстов, примеров, речевых образцов и т. д.) и экстралингвистическое (иллюстрации, анимации и т. д.) наполнение делает эти инструменты пригодными для организации индивидуальной и групповой проектной работы учащихся по активному исследованию изучаемого предмета, а также для развития актуальных для современного человека компьютерных видов речевой деятельности.

За время работы определились общие подходы к построению компьютерного урока:

1. Наличие компьютерного класса, программного обеспечения, мультимедиапроектора.

2. Работа за компьютером занимает не более 20 минут урочного времени. За один раз — не более 5—7 минут. В ходе урока дети садятся за компьютер два-три раза. Снятие зрительного напряжения происходит главным образом за счет смены видов деятельности.

3. Деление на подгруппы обязательно.

4. Инструкции учителя по работе с компьютером должны быть краткими, четкими и понятными.

5. Ученики должны владеть достаточно хорошими навыками работы на компьютере.

Каждый урок с использованием компьютера вызывает у школьников эмоциональный подъем. Даже отстающие ученики охотно работают с ПК.

Наличие нескольких УМК, невозможность подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, творческий подход к объяснению материала — повод к созданию собственных компьютерных материалов.

Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Экзамен по русскому языку определен в форме ЕГЭ в виде теста из трех частей, где часть С вызывает большую трудность у учащихся. В помощь к урокам по подготовке к выполнению задания типа С мною создана презентация «Формулируем, комментируем, аргументируем, или Как создать текст?», которая состоит из нескольких блоков: вступительный нацеливает на задания и определяет круг тем, необходимых при выполнении заданий; опорные материалы второй части помогают учащимся анализировать исходный авторский текст; третья часть презентации посвящена способам и приемам создания учеником собственного сочинения. Использование презентации на уроках — это наглядное представление нового материала; опорный материал для работы на уроке и дома; средство актуализации и коррекции знаний; визуализация предмета речи.

Компьютер значительно облегчает работу над редактированием текста (определение границ предложения, раскрытие скобок, изменение окончаний, замена неоправданных повторов), над проверкой орфографической грамотности.

Использование компьютера на уроке помогает сделать более наглядной работу со словом в тексте. Например, анализируя использование автором изобразительно-выразительных средств, отмечаю все тропы и фигуры речи. Готовлю рабочие материалы, где на одном слайде все изобразительные средства выделены разными цветами, а на другом — они опущены. Выводы для учащихся об использовании автором изобразительно-выразительных средств становятся более конкретными и запоминающимися. При создании учащимися собственных текстов (в частности, моделирование вступления, заключения) практикую следующий вид работы: ученики создают текст, некоторые фрагменты их работ показываем в демонстрационном режиме и тут же анализируем содержание, речевое
и грамматическое оформление. У учащихся повышается интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности
к речемыслительной культуре и духовности личности.

Кроме того, ИКТ нашли широкое применение при проведении интегрированных уроков. Проблема отсутствия необходимого материала по музыке и живописи полностью преодолена. Учитель имеет доступ во все крупные музеи мира. Это позволяет значительно обогатить содержание образования.

Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность. Главным преимуществом ПК перед другими ТСО являются гибкость, возможность настройки на разные методы
и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающегося. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения.

Информационное обучение — большая, трудная работа. Урок удачен тогда, когда учитель и ученик работали в равной степени, в сотрудничестве.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется все же заострить внимание на том, что компьютер — это только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства
с учебным материалом, провести закрепление и проконтролировать знания учащихся, но основное время урока русского языка должно быть посвящено живому слову, решению творческих задач, разговору о нравственных ценностях, о месте человека в современном мире.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..