Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

М. А. Михейкина

Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка

Каждая из учебных дисциплин в школе обладает большими потенциальными здоровьесберегающими возможностями. В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы.

Учителями русского языка и литературы разработаны и широко используются в практике методы по воспитанию на уроках, во внеклассной деятельности этических норм поведения и эстетического восприятия окружающего мира учащимися. Мы убеждены, что учащимся 5—11 классов надо раскрыть и показать возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье.

Еще В. А. Сухомлинский отмечал, что одной из главных причин неуспеваемости учащихся является плохое состояние здоровья. Поэтому очень важно владение учителем здоровьесберегающими технологиями.

Урок — главная составная часть учебного процесса, в течение которого рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью.

Большое значение имеет организация урока. Строить его надо в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания — необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Чередование видов работ происходит с опорой на ведущую модальность ребенка (аудиалов, визуалов, кинестетиков). Благодаря этому, дети находятся в равных условиях и не испытывают дискомфорта.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов в 6 классе рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.

Изучение числительных дает возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоеванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Значительный потенциал здоровьесберегающего сопровождения имеет индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Его использование позволяет обучать детей с разным мышлением, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы, создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.

Русский язык. 7 класс

1. В данном тексте вставить и объяснить пропущенные орфограммы.

2. Распределить слова с орфограммами, основываясь на следующих параметрах:

а) орфограмма в корне; б) орфограмма в суффиксе; в) орфограмма
в окончании.

3. Составить связный текст, используя слова с данными орфограммами.

Формами включения ученика во взаимодействие с другими обучающимися и поддержания интереса к изучаемому материалу являются парная, групповая, исследовательская и поисковая формы работы на занятии.

Игровые, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, распознавание ошибок, их поиск позволяют избежать монотонности на уроке.

На каждом уроке в любом классе постоянно проводятся физкультминутки, это возможно сделать во время работы со словарными словами: учащиеся «пишут» предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т. д. Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные слова.

Упражнения для профилактики нарушений зрения, расширения зрительно-двигательной активности:

  1. «Стрелять глазами» влево — вправо, вверх — вниз.

  2. Глазами рисует какие-либо фигуры (слева — направо и наоборот).

  3. Глазами написать число, месяц, год рождения.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение
к предмету. На заключительном этапе занятия проводится итоговая рефлексия с использованием эмоциональной оценки обучающимися своей деятельности. Ученики отвечают на вопросы: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чем оказалось неудачным?», «Удачно ли выбраны формы работы?».

«Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка».

Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как ему не ставят двоек и единиц.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога — важный момент здоровьесберегающих технологий. Благоприятный эмоциональный фон создается, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а «рядом»
с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока.

Для создания благоприятного эмоционального фона, сохранения более глубокого понимания сущности элементов языковой структуры и литературного процесса, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно используются межпредметные связи. Особое внимание необходимо уделять интеграции различных видов искусства. Если литература — это искусство слова, то живопись и музыка — это искусство создания художественных образов при помощи красок и звуков. На интегрированных уроках русского языка, литературы и МХК учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными. Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность, на сохранение экологии.

Отрывок из сочинения: «Разнообразие музыки, звуков, цвета не перестает удивлять нас своей красотой и величием. Так и у каждого человека как частички живой природы звучит в душе своя неповторимая мелодия. В течение всей нашей жизни радостная и печальная, унылая и восторженная музыка меняется, подобно временам года».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Но необходимо активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем смогут творчески трудиться.

Г. Н. Можайцева

Проблема формирования коммуникативной компетенции
в процессе обучения русскому языку
в выпускных классах

Определяя цель обучения вербально-коммуникативным умениям как главное условие лингвистической компетенции учащихся выпускных классов, важно учесть, что они являются интегративными, комплексными, многокомпонентными и включают целую систему умений разного порядка и характера, образующих качественно новую ступень овладения речевой деятельностью.

Согласно А. А. Леонтьеву, чтобы полноценно общаться, человек должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание своего сообщения; в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого сообщения; в-четвертых, суметь обеспечить обратную связь [Леонтьев, 1974].

Таким образом, коммуникативная компетенция содержит следующие навыки и умения: 1) частно-речевые (орфоэпические, лексические, грамматические), 2) общеречевые (навыки и умения во всех видах речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение), 3) коммуникативные (вербальные и невербальные).

Вербально-комммуникативные умения необходимо формировать поэтапно и систематически. Следует отметить, кроме многокомпонентности, многоуровневость коммуникативных умений, ввиду сложности самой коммуникации. Поэтому лучше разделить вербально-коммуникативные умения на экстралингвистические (сбор материала, систематизация его, учет адресата и ситуации общения), которые определяются возрастом, общим развитием, темпераментом и т. п., и лингвистические, которые,
в свою очередь, делим на языковые и речевые.

Языковыеумения — это способность понимать, употреблять и выбирать тот или иной языковой материал.

Речевыеумения — способность динамического комбинирования языковых навыков в соответствии с целями и задачами коммуникации.

Кроме того, коммуникативные умения мы делим на текстовые, жанровые и риторические.

Текстовые являются базовыми и базисными, т. к. они лежат в основе моделирования текста-высказывания.

Жанровые умения — это речевая конкретика, обусловленная ситуацией.

Мы выделяем три группы жанровых умений:

  1. Логико-аналитические умения формируются на этапе знакомства
    с жанрами в рамках разных стилей речи. Они формируют рациональные приемы умственной деятельности. Это интеллектуальные умения. Например, изучаем публицистический стиль и рассматриваем жанры путевого, портретного и проблемного очерка, сочинения-эссе.

  2. Конструктивные умения формируются уже в процессе языкового анализа текста определенной жанрово-стилистической принадлежности. На наш взгляд, процесс овладения этими умениями напрямую связан
    с работой по аналогии с образцовым текстом, с его анализом по критериям оценки ЕГЭ как собственной работы, так и работ одноклассников на уроках подготовки к сочинению-эссе в части «С». Данные умения детерминированы теоретическими знаниями учащегося. Это позволяет предположить, чтоучащимися может быть неправильно понято в речи учителя. Какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия учителя, какие могут быть ошибки при восприятии речевого высказывания учителя на том или ином этапе подготовки к сочинению, какой опыт учащихся будет способствовать более глубокому проникновению в проблему изучаемого текста, что позволит облегчить ее комментирование.

  3. Творческие умения, связанные с умением учащихся самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию и создавать собственный текст определенного жанра и стиля.

Таким образом, при разработке урока по конкретной теме учитель должен иметь в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который он хочет получить, если будет целесообразно использовать дидактически ориентированные жанры педагогического общения.

Для того чтобы сформировать данные умения, необходимо, во-первых, обучить учащихся эффективным формам, методам и приемам самостоятельной работы над текстами разной жанрово-стилистической принадлежности; во-вторых, создать соответствующую мотивацию и тем самым пробудить стремление к самостоятельной творческой работе по совершенствованию собственных коммуникативных умений; в-третьих, использовать систему упражнений, формирующую базовые (текстовые)
и специальные (жанровые) вербально-коммуникативные умения.

Таким образом, обучающая значимость коммуникативно-речевой компетенции очевидна: развиваются художественные языковые способности учащихся, формируется чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, совершенствуется способность не просто замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но также совершенствовать собственную речь, испытывать истинную любовь к родному языку как культурному достоянию нации.

Естественно, мы понимаем, что предлагаемая классификация условна, так как в процессе педагогического общения различные по характеру
и сложности умения сочетаются между собой, объединяются общей дидактической задачей, требующей своего решения.

Литература

Леонтьев А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. 147 с.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..