Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Раздел II

Инновационные технологии в обучении русскому языку

Е. Г. Драгун

Использование компьютерных технологий
в исследовательской деятельности школьников

Современная школа невозможна без использования компьютерных технологий. Они прочно входят в нашу жизнь, активно используются при подготовке к уроку, во время его проведения и во внеклассной работе. Их применение позволяет усилить дифференцированный подход к обучению, дает каждому ребенку больше возможностей, приучает его к самостоятельной работе с материалом, развивает личность, формирует познавательную активность, творческий потенциал. Компьютерные технологии позволяют делать урочную и внеурочную деятельность более эффективной и интересной.

Хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий
в исследовательской деятельности школьников, являющейся неотъемлемой частью учебного процесса, в настоящее время ей уделяется большое внимание. Все исследовательские работы учащихся опираются на возможности, которые дает компьютер.

В этом учебном году с учениками 6 класса мы провели исследовательскую работу «Навечно в памяти народной» («Улицы родного города, носящие имена балашовцев — Героев Советского Союза»). Такая тема возникла после посещения местного краеведческого музея, где ребятам
рассказали о героях-балашовцах, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу страну. Школьники узнали, что некоторые улицы нашего города названы их именами и всерьез заинтересовались этим материалом.

Как известно, любая исследовательская деятельность состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему, как эта проблема освещена в литературе. Сложный этап — определение целей и постановка задач исследования. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах, видение перспектив в будущем.

Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребенка области. «Какова природа названий улиц г. Балашова?» — такую проблему мы поставили перед собой.

Заинтересовавшись проблемой, ученики должны были найти информацию. Работа на компьютере начинается со сбора материала на страницах сети Интернет. Мы нашли не только информацию о людях, чьи имена носят улицы, но и их фотографии, и карту города. Это значительно облегчило нашу работу при составлении диска. Конечно, кроме сети Интернет, мы использовали краеведческий материал школьной библиотеки
и школьного музея (изучили заметки в различных номерах местной газеты «Балашовская правда»).

Для дальнейшего хода исследовательской работы компьютер дает поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты — это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительным, так как мы проводили опросы и анкетирование, связанные с улицами нашего города, их расположением и названиями, фамилиями людей, чьи имена эти улицы носят. Кстати, ученики и взрослое население практически не смогли ответить на поставленные вопросы.

Благодаря помощи родителей мы нашли все улицы, сфотографировали их и мемориальные доски, побеседовали с жителями. Компьютерные технологии позволили нам распечатать фотографии для школьного краеведческого музея.

Итог нашей совместной работы:

1. Выяснено, что в нашем городе 8 улиц, носящих имена балашовцев — Героев Советского Союза.

2. Знакомство с биографиями этих людей, с подвигами, совершенными ими.

3. Оформлены материалы и сделана запись на диск для проведения классного часа.

Для того чтобы представить результат исследовательской деятельности, ученики создали презентацию своей работы. Хорошо, если ребенок сознает, что работа и ее представление — это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объем (12—15 страниц); единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвященная автору, и список литературы.

Ребята могут представить и продукт своего исследования — материалы для проведения классного часа и диск, на котором запечатлены улицы, о которых шла речь, мемориальные доски на домах, фотографии тех, чьими именами названы улицы. Результаты мои ученики представили во время классного часа, что вызвало интерес у одноклассников и желание продолжать работу, так как она увлекает, позволяет больше узнать о родном городе.

Таким образом, компьютерные технологии применяются практически на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.

Е. А. Мартынова

Использование нетрадиционных форм проведения
уроков русского языка для формирования
ключевых компетенций учащихся

В системе образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Известно, что целью обучения является формирование различных компетенций учащихся: познавательной, коммуникативной, включающей в себя как научную, так и социокультурную компетенцию. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотива-ционной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся, развития их ключевых компетенций характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Нетрадиционный урок, с одной стороны, — возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и выявить познавательный интерес. С другой — это возможность для самореализации творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. К таким урокам необходимо тщательно готовиться, применять современные технические средства обучения, использовать различные технологии. Конечно, нельзя сделать все уроки нетрадиционными. И все же хочется провести урок нестандартно, чтобы запомнился, помог учащимся усвоить новый материал, закрепить пройденный, чтобы у них появилось желание еще больше узнать по данной теме: поработать в библиотеке, «выйти» в Интернет, попробовать свои силы в различных творческих
работах. Для учащихся нетрадиционный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность.

Одним из эффективных способов подготовки нетрадиционных уроков является разработка его на детали, чтобы стали видны и понятны «плюсы» и «минусы» всех его частей. Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность, цельность, единая логика учителя
и ученика, подчиненная общим целям и дидактическим задачам. В связи
с этим можно выделить следующие творческие принципы нестандартных уроков:

  • отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма
    в поведении;

  • максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

  • поддержка альтернативности, множественности мнений;

  • развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

  • использование оценки в качестве формирующего, а не только результатирующего инструмента.

Помимо принципов хочется выделить значимые периоды подготовки и проведения нестандартных уроков: подготовительный, собственно урок и его анализ. Если при подготовке к традиционному уроку деятельность в основном проявляет учитель, то при подготовке к нетрадиционному уроку в значительной степени задействованы и учащиеся.

Рассмотрим несколько форм проведения нетрадиционных уроков, которые позволяют развивать ключевые компетенции учащихся.

Урок-семинар. Наиболее полно развивать интеллектуальные возможности позволяют семинарские занятия. Они способствуют прочному
усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требуют от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои навыки и убеждения.

Урок-соревнование. Данные уроки можно проводить с применением компьютерных технологий, где учащиеся проверяют свои знания на практике, решая тестовые задания ЕГЭ, кто качественнее, лучше, быстрее.

Урок-КВН. Использование данной группы игр на нетрадиционных уроках — это эффективный прием, вызывающий познавательный интерес у учащихся, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Урок-экскурсия. На этих уроках знания учащихся обогащаются за счет установления связи теории с практикой, с жизненными явлениями, развиваются познавательные компетенции школьников, их творческие способности, самостоятельность, организованность.

Урок-конференция. Цель таких уроков — развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом, вызывая тем самым интерес к данной проблеме.

Привлекают школьников и необычно названные творческие работы нетрадиционных жанров: изложение-перевод, «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры, подражания и т. д.).

Таим образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности
к речевому общению. Залогом успешной речевой активности школьников являются нетрадиционные уроки, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет им принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с разными источниками знаний.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс, и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развивать личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

Формы проведения нестандартных занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению интереса к предмету.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..