Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

С. А. Изгорев

Государственно-общественное управление
как фактор объективизации в оценке качества образования

Эффективность модернизации российского образования, проводимой с целью повышения его качества и доступности, во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках мониторинговых исследований федерального уровня, единого государственного экзамена (ЕГЭ), международных сравнительных исследований. Все они дают информацию о состоянии образования и тенденций его развития, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, сравнивать качество образования в России и других странах мира, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения. Результаты данных исследований становятся ориентирами для корректировки направлений проводимых реформ и создания прогностических моделей образования на ближайшие годы.

Проведенный российскими специалистами анализ как результатов исследования, так и подходов к разработке его инструментария позволил выявить в образовательной подготовке учащихся области, требующие корректировки с целью повышения конкурентоспособности отечественного образования, а также начать подготовку учебных и контрольных измерительных материалов, учитывающих обнаруженные проблемы:

  • неподготовленность школьников к тестовой форме контроля, формам и методам предъявления ответов на тестовые задания;

  • недостаточная ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественно-научным дисциплинам на условия реальной жизни;

  • перегруженность программ и учебников материалами предметного содержания, обилием понятий и определений, которые требуется запомнить;

  • недостаточное внимание к формированию общеучебных умений
    и компетенций, предметных и межпредметных компетентностей, коммуникативных умений.

Анализ результатов по территориям и образовательным учреждениям показал, что наблюдается большой разброс средних результатов по грамотности чтения. Наряду с образовательными учреждениями, имеющими результаты, превышающие средний международный уровень и соответствующие самым высоким уровням требований, обнаружились и такие,
у которых очень низкие средние результаты. На результатах исследования, вероятно, отразился и характер гуманитарного образования во многих школах: у школьников недостаточно формируются такие качества, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции, умения соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, сформулировать полный ответ в понятной для других форме. Это, в первую очередь, связано с тем, что нередко, особенно в преподавании гуманитарных дисциплин, все еще доминируют старые традиции «единственно и всегда верной» точки зрения на мир.

Новыми для российских учащихся стали задания по работе с текстами делового стиля: инструкциями, объявлениями, рекламой, расписанием авиарейсов, анкетами для приема на работу и др. Учебники и методики обучения школьников русскому языку, давая представление о деловом стиле речи, как правило, не предлагают упражнений с текстами подобного характера.

Следует также отметить, что на результаты российских учащихся оказали влияние непривычные для них условия тестирования: форма работы с тестами; отдельные формулировки вопросов, характерные для стиля жизни западных стран и проверяющие различные умения и компетенции; требования представления ответов в виде последовательности чисел
и букв, построения графиков, таблиц и рисунков; необходимость перераспределять время работы с заданиями и другие причины.

В свете всего сказанного выше в качестве главных направлений модернизации школьного образования федеральной службой по надзору
в образовании рассматриваются следующие:

  • разработка и совершенствование школьных стандартов с целью решения проблемы разгрузки и изменения содержания образования, усиления практико-ориентированного подхода к обучению и функции контроля в обучении;

  • ориентация ЕГЭ не только на «знаниевый» подход к аттестации выпускников, но и на выявление уровня формирования их общеучебных
    и ключевых компетенций;

  • введение в старшей школе профильного обучения, при котором личная образовательная траектория обеспечивается не только потенциалом одной конкретной школы, но и сетью образовательных учреждений;

  • совершенствование школьных учебников: уменьшение в них доли готовой информации и побуждение учащихся к поиску дополнительной информации при помощи современных информационных средств и методов;

  • модернизация системы педагогического образования и системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров.

Необходимость и актуальность формирования государственной системы объективного контроля качества образования, как существенного компонента целостной системы обеспечения качества образования, является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и государством и зафиксированных в Федеральной целевой программе развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей ее региональные системы, является одним из приоритетных направлений деятельности правительства РФ. Оно связано с потребностью общества, государства и отдельных его граждан в получении надежной информации о состоянии российского образования для того, чтобы оценить степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям и на этой основе принимать различного рода решения. Традиционная система контроля в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить своевременное получение сопоставимой объективной информации.

В России за период с 2001 по 2005 гг. практически создана принципиально новая контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников школ, педагогических кадров и самих учебных заведений. Эта система и есть единый государственный экзамен.

В профессиональном сообществе ведутся серьезные дискуссии по переходу от предметно-ориентированных контрольных измерительных
материалов к КИМ, разработанным с позиции компетентностного и практико-ориентированного подхода. Обсуждаются также и вопросы о разработке новых подходов к шкалированию результатов учащихся, такому, чтобы критерии оценивания были известны заранее.

Сложившаяся на сегодняшний день традиционная система контроля
и оценки качества обучения школьников, доминирующая на внешнем
и внутреннем уровнях ее функционирования в учебных заведениях России, обладает многими существенными недостатками, несовместимыми
с современными направлениями модернизации образования. К числу таких недостатков относятся:

  • общая направленность средств и методов контроля на традиционные методы обучения, отсутствие связи с современными технологиями обучения, обеспечивающими развитие вариативности и доступности
    образовательных программ для учащихся;

  • отсутствие форм, методов и средств контроля, адекватных инновационным подходам к построению содержания общего образования, в частности, компетентностному подходу;

  • субъективизм оценок, неизбежный при традиционных формах,
    методах и средствах диагностики учебных достижений;

  • отсутствие общих критериев оценивания, стандартизированных измерителей и единых шкал;

  • отсутствие независимой аттестации выпускников системы общего среднего образования, образовательных учреждений и педагогических кадров;

  • недостаточное использование методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности;

  • недостаточное использование возможностей индивидуализированного подхода в процессе текущего контроля учебных достижений школьников;

  • неэффективное выполнение обучающей и мотивационной функций традиционного контроля, препятствующее установлению отношений сотрудничества между учеником и педагогом;

  • отсутствие оперативности и связи с современными информационными технологиями, препятствующее эффективному использованию результатов контрольно-оценочной деятельности в управлении качеством образования.

Сегодня простое утверждение образовательного учреждения о соответствии качества обучения требованиям образовательного стандарта уже не воспринимается общественностью (потребителями) как гарантия получения качественного образования. В то же время требования высокого качества образования со стороны потребителей предъявляются не только на заключительной стадии обучения, но и на все более ранних.

Общий замысел школьной контрольно-оценочной системы состоит
в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся, стыкующихся между собой и охватывающих все ступени школьного образования. В отличие от традиционных, доминирующих
в школе контрольно-оценочных процедур, современная система должна представлять совокупность научно обоснованных методик, процедур, критериев оценивания, измерителей, компьютерных программно-инстру-ментальных средств, содействующих решению приоритетных задач
модернизации школьного образования.

С. В. Ковязина

Региональная модель системы оценки качества образования
в условиях модернизации российского образования

Понятие качества образования сформировалось и получило международное гражданство еще в 1998 г. на состоявшейся в Париже Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня становится одной из главных задач высших учебных заведений на длительную перспективу [Высшее образование, 1998, с. 34—38].

В мире идет пересмотр приоритетов образования в соответствии с запросами общества, меняются парадигмы подготовки обучающихся и специалистов. При этом исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению многих экспертов, определяется ныне объективными причинами, общими для большинства стран.

В структуру качества образования входит качество:

  • образовательных систем;

  • учебного процесса;

  • подготовленности обучающихся; научной и инновационной деятельности при обучении;

  • качества управления образовательными системами [Сыроежкин, 1980, с. 56].

Для целенаправленной деятельности по повышению качества образования система образования должна быть обеспечена государственными образовательными стандартами нового поколения, сертифицированными контрольно-оценочными средствами и процедурами, позволяющими выявить соответствие достигнутых результатов требованиям образовательных стандартов.

Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), включающей ее региональные системы, является одним из приоритетных направлений деятельности правительства РФ. Оно связано с потребностью общества, государства и отдельных его граждан в получении надежной информации о состоянии российского образования для того, чтобы оценить степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям и на этой основе принимать различного рода решения.

Основой функционирования процессов оценки качества образования являются следующие ресурсы:

1. Информационные:

  • комплексная система взаимосвязанных критериев и параметров состояния систем обеспечения, организации, реализации образовательного процесса и его результатов;

  • контролирующие педагогические материалы, психологические тесты и социологические анкеты;

  • система критериев аудита процессов контроля качества образования;

  • система критериев защиты информационной безопасности;

  • нормативные документы.

2. Материально-технические: компьютерное оборудование, каналы связи, сертифицированные программные средства, помещения, офисная техника.

3. Кадровые: специалисты-технологи, тестологи, системные администраторы, организаторы, руководители.

4. Финансовые: наличие финансовых средств, достаточных для становления и развития системы.

5. Временные: долгосрочные программы развития общероссийской системы контроля качества образования (до 5 лет становления и до 15 лет стабильного развития).

Мониторинговые исследования качества образования представляют собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательного процесса и образовательных результатов.

В оценке процесса определяется мера соответствия основных текущих значений базовых показателей учебно-воспитательного процесса их нормативным значениям.

В блок мониторинговых процессуальных показателей качества образования входят: условия организации образовательного процесса, педагогические кадры, образовательные программы.

В оценке результата выявляется мера соответствия формируемых
в образовании достижений учащихся и предъявляемых к ним требований, зафиксированных в виде стандартов, а также ожиданий родителей и учащихся. В оценке результатов измерению подлежат достижения, зафиксированные на «выходе» из трех основных ступеней школы — начальной, основной, средней.

К показателям результативности качества образования относятся: учебные достижения учащихся, надпредметные компетенции, ключевые компетенции, внеучебные достижения учащихся; состояние здоровья обучающихся.

Количественный и качественный анализ качества образования на основе показателей и индикаторов позволяет решить следующие задачи управления качеством образования: оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает; выявить сильные и слабые стороны системы и на этой основе определить приоритеты развития; разработать и ввести обоснованный рейтинг муниципальных систем образования.

Региональная система оценки качества образования строится на основе кластерной модели. Ее применение позволяет проводить корректное сравнение муниципальных образовательных систем и образовательных учреждений по показателям процесса и результатов, что даст возможность ранжировать образовательные учреждения внутри муниципалитета. Общественная презентация результатов ранжирования приведет к формированию общественного мнения, являющегося движущей силой
и мощным мотивационным фактором развития образовательных систем.

Литература

Высшее образование. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию / ЮНЕСКО. Париж, 1998. С. 34—38.

СыроежкинИ. М. Совершенствование системы показателей эффективности
и качества. М.: Экономика, 1980.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..