Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Раздел IV

Семинар «Обучение русскому языку
в условиях модернизации образования»

С. И. Шумарин

Обучение русскому языку
в новых условиях: теория и практика

Модернизация образования… Несколько лет страна живет в условиях модернизации, но до сих пор не всем понятно, что же скрывается за этим сочетанием слов. Только ли изменение системы оплаты труда учителей
и оптимизация школ (а проще говоря — закрытие школ с небольшим количеством учащихся)? Во всяком случае, именно эти проблемы в большей степени волнуют и учителей, и родителей, и общественность.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве главной задачи российской образовательной политики определяет «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности, общества и государства». Цель модернизации, согласно «Концепции», состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, отсюда два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

Документов по модернизации много, намерения, цели, приоритеты авторов разных документов различны и часто противоречивы, в них много общих слов, благих пожеланий, однако механизм воплощения всех этих идей и проектов не всегда ясен.

У модернизации образования есть свои сторонники, есть противники. Это вполне естественно: все новое обычно вызывает споры, дискуссии, но в споре, как известно, рождается истина.

Каких результатов ждать от модернизации образования? Как быть учителю в новых условиях? Как изменятся формы работы с учащимися? Что может предложить наука школе? Эти и многие другие вопросы были вынесены для обсуждения на пленарное заседание VIII Научно-методи-ческого семинара преподавателей русского языка, состоявшегося 4 декабря 2008 г. на базе гимназии № 1. Семинар проводился в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию СГУ им. Н. Г. Чернышевского
и 75-летию Балашовского института СГУ. Организаторами семинара выступили кафедра русского языка БИСГУ, Управление образования администрации Балашовского муниципального района и гимназия № 1. «Обучение русскому языку в условиях модернизации образования» — так была сформулирована тема семинара.

Выступившие на пленарном заседании методист методического кабинета Управления образования Е. В. Бессмольная, директор гимназии № 1 С. А. Изгорев, зам. директора гимназии № 1 С. В. Ковязина рассказали
о содержании Комплексного проекта модернизации образования (КПМО), об условиях его осуществления на региональном уровне, о государственно-общественном управлении качеством образования, о региональной системе оценки качества образования. Модернизация касается не только общего (среднего) образования, но и высшего. О том, что ожидает абитуриента-2009, участникам семинара рассказала зам. директора БИСГУ Е. П. Кудинова.

Затем открытые уроки русского языка провели учителя гимназии № 1
Г. Ю. Обертышева, Н. М. Белякова, О. А. Кузнецова, где были продемонстрированы как традиционные формы работы, так и новые с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые гимназия получила в рамках реализации национального проекта «Образование». (Информацию об
открытых уроках см. ниже.)

Обсудить проблемы обучения русскому языку в новых условиях участники семинара смогли на секционных заседаниях. В трех секциях — «Формирование ключевых компетенций на уроке русского языка», «Использование ИКТ и современных ЭОР на уроках русского языка», «Активные формы обучения русскому языку» — выступили более 20 учителей школ города и района и преподавателей БИСГУ, которые поделились своим опытом работы, обсудили волнующие их вопросы. В заключение гостям семинара была предложена новая форма обмена методическими наработками — педагогический салон, на котором учитель гимназии № 1 И. В. Хохлова поделилась опытом организации научно-исследователь-ской работы школьников, а ученицы 8-го класса И. Прусова и Е. Баринова рассказали о результатах собственных филологических изысканий.

Слушая учителей, видя их заинтересованность, увлеченность, подумал: пока есть такие учителя — есть и будущее у нашего образования. И как тут не вспомнить слова Н. Г.Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно… Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести». Хотелось бы надеяться, что и наше образование в результате модернизации придет к светлому и прекрасному будущему. А каким оно будет, во многом зависит и от педагогов нынешних, и от педагогов будущих, в том числе и студентов
филологического факультета, которые по традиции были активными участниками прошедшего семинара.

Разумеется, что за несколько часов работы семинара невозможно
получить ответы на все вопросы, обсудить все волнующие учителей проблемы, а потому решено через год встретиться на очередном семинаре, посвященном теме «Инновационная деятельность учителя-словесника».

М. Р. Шумарина

Вместе — к новым открытиям

Участники семинара побывали на уроке в 7 классе — под руководством учителя высшей категории Надежды Михайловны Беляковой семиклассники изучали правописание мягкого знака на конце наречий. Тема, казалось бы, самая рутинная, однако ни учащиеся, ни гости не скучали. Урок отличался высоким динамизмом, творческой атмосферой, разнообразием заданий (лексическая работа, различные виды разбора, графический диктант, комплексный анализ текста).

Высокой активности учеников способствовало применение разнообразного электронного оборудования: в течение всего урока использовалось мультимедийное оборудование; для наиболее сильных учащихся, работающих в высоком темпе, учитель предусматривает индивидуальные задания, которые выполняются за отдельным ноутбуком.

Однако успех обучения зависит не только от умения педагога сделать урок увлекательным — не менее важно обеспечить для школьников ситуацию успеха, поскольку успех является мощным стимулом учебной активности. Мягкий знак после шипящих — одно из самых трудных правил, и учитель вместе с детьми составляет на уроке орфографический алгоритм обобщающего характера: все частные случаи написания мягкого знака после шипящих в разных частях речи предстают в виде единой системы. Теперь можно не только запомнить правило, овладеть ходом рассуждения, но и связно изложить тему, используя алгоритм как опорный конспект.

Учитель виртуозно сочетает разные виды заданий. Почему слово «туш…» может писаться то с мягким знаком, то без него? Ответить на этот вопрос поможет толковый словарь, из которого ученики узнают, что это не одно слово, а разные — слова-омофоны туш и тушь.

Открытый урок всегда мероприятие нерядовое, своего рода «методический праздник», однако за внешней зрелищностью, за фейерверком дидактических идей, которые демонстрирует учитель, видны результаты каждодневного кропотливого труда. Об этих результатах свидетельствует уровень сформированности у школьников ключевых компетенций: семиклассники знают типы словарей и их особенности, легко рассуждают на лингвистические темы, опираясь на ранее полученные знания, уверенно пользуются на уроке компьютером.

Привычная фраза «Учитель ведёт урок» в современной школе часто требует уточнения. Надежда Михайловна не столько «ведёт», сколько сама идет вместе со своими учениками к новому знанию, радуясь вместе с ними новым открытиям.

А. А. Сидорина

Параллельное обучение

Урок русского языка в 9 классе проводила Ольга Алексеевна Кузнецова — педагог с десятилетним стажем.

С самого начала урока Ольга Алексеевна сумела создать непринужденную обстановку так, что даже тема урока «Строение и значение сложноподчиненных переложений с придаточными определительными» казалась совсем несложной.

Особенностью этого урока было то, что вместо обычной использовалась интерактивная доска. Одно движение пера — и текст задания появляется на доске, учитель похож на мага с волшебной палочкой. Сразу чувствуются преимущества техники — не нужно пачкать руки мелом, все прекрасно видно (то, что писал ученик, выделяется на доске цветом), да
и школьники выходят к такой доске с бóльшим энтузиазмом. Помимо текстовых заданий, на интерактивную доску можно вывести схемы, картинки, по которым нужно составить рассказ, видеоизображения и т. д. — как и на экран компьютера. Есть у интерактивной доски и минус — она изменяет почерк, а написанное появляется через несколько секунд. Если для небольших исправлений в тексте почерк не имеет особого значения, то тема урока выглядит лучше все-таки на обычной доске.

Следует отметить, что весь урок был динамичным: задания быстро сменяли друг друга, ученики выходили отвечать один за другим, четко
и уверенно выполняли упражнения.

После языковой разминки на доске появились ключевые слова по теме урока: подчинительная связь, подчинительные союзы, составные союзы, двойные союзы и т. д. Затем ребята анализировали материал учебника
и даже вносили в него дополнения.

По окончании урока Ольга Алексеевна рассказала гостям о нововведении. Когда впервые на уроке появилась интерактивная доска, ученики забыли о заданиях и учебнике и весь урок рассматривали новое техническое средство, изучали ее функции. Кстати, функций у доски, действительно, много: можно менять шрифт, цвет, выводить любые изображения и редактировать их, проводить презентации, составлять документы на основе имеющихся шаблонов и т. д. А если доска подключена к Интернету, то возможности ее еще шире.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке способствует росту учительского авторитета. «Ученики видят, что педагог им соответствует. Сами они хорошо знакомы с компьютером, и трудностей при работе с доской не испытывают. И учитель, который тоже умеет работать с этой техникой, вызывает у них больше уважения», — делится своим наблюдением Ольга Алексеевна.

Подводя итоги, можно сказать, что в отведенные сорок пять минут фактически проходило два параллельных урока: девятиклассники изучали сложные предложения, а участники семинара осваивали прогрессивные образовательные технологии.

А. С. Аравина

Урок на «отлично»

В рамках научно-методического семинара открытый урок русского языка провела учитель I категории Галина Юрьевна Обертышева. Дело не из легких: класс — 11, экзамен выпускникам предстоит сдавать в форме ЕГЭ. Отсюда и тема («Готовимся к ЕГЭ. Обособленные члены предложения»), и творческий подход к преподаванию — надо сделать урок не только интересным, но и запоминающимся! К тому же, как выяснилось позже, учитель работает в этом классе лишь второй год. Однако по темпу и качеству выполнения заданий и упражнений этого не скажешь.

Все 45 минут присутствующие на уроке пребывали в знакомом и родном мире — мире русского языка.

Вот на экране высветились слова невежа и невежда. Есть ли разница в значениях этих слов? А вот задание, аналогичное экзаменационному: «Найдите предложения, в которых вместо слова памятный нужно употребить памятливый». И сразу вспоминаются КИМы, бланк ответов и комиссия...

Одиннадцатиклассникам все это только предстоит. Но с такой подготовкой, думаю, проблем у них будет не так уж много. Нужно только вспомнить подробное объяснение материала своим учителем (и желательно его яркие примеры). Здесь надо сказать, что в учебнике упражнения по данной теме однотипны и рассчитаны на невысокий уровень лингвистической компетенции, и потому все задания Галина Юрьевна подбирает сама с учетом особенностей своего класса.

А в конце урока на экране появился текст: «Поговорим о читателе... Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Гёте, Шекспира, Пушкина всего лишь немая и мёртвая груда бумаги...». В перечисленных фамилиях — вся литература (точнее, ее основа, фундамент) Древней Греции, Германии, Англии и родной нам России. И Пушкин (А. С., он же — АС), который символизирует РУССКОЕ художественное творчество, искусство слова и о котором с таким благоговением говорим мы до сих пор, смотрел на все происходящее с портрета на стене. Думаю, великому писателю (пусть даже лишь образу его — но какому!) было приятно сознавать, что русский язык, хоть и изменился с его времен, но все же
не утратил своей прелести. И что с особым интересом и энтузиазмом изучают его сегодня ученики гимназии № 1 под руководством Г. Ю. Обертышевой.

Участники семинара высоко оценили мастерство Галины Юрьевны
и уровень подготовки ее учеников. Может быть, некоторые из них станут в будущем студентами филфака, а потом такими же АСами в своем деле, как и человек, смотрящий на нас из глубины веков и верно подметивший: «Но там и я свой след оставил...»!

Сведения об авторах

Аравина АннаСергеевна— студентка 5 курса филологического факультета Балашовского института Саратовского университета.

Беседин Петр Федорович— старший преподаватель кафедры русского языка Балашовского института Саратовского университета.

Белякова Надежда Михайловна — учитель высшей категории, зав. кафедрой русской филологии МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова.

Бессмольная Елена Вячеславовна — методист методического кабинета управления образования, учитель высшей категории МОУ СОШ
№ 15 г. Балашова.

Варнаева Елена Владимировна — учитель I категории МОУ СОШ
№ 5 г. Балашова.

Драгун Елена Геннадьевна — учитель высшей категории МОУ СОШ № 12 г. Балашова.

Изгорев Сергей Анатольевич — канд. пед. наук, Почетный работник общего образования РФ, директор МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова.

Ковязина Светлана Викторовна — зам. директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова.

Кудряшова Сания Касымовна — учитель I категории МОУ СОШ
№ 15 г. Балашова.

Мартынова Елена Анатольевна — учитель II категории МОУ СОШ пос. Первомайский Балашовского района.

Михейкина Марина Анатольевна — учитель I категории МОУ СОШ № 17 г. Балашова.

Можайцева Галина Николаевна — канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка Балашовского института Саратовского университета, учитель высшей категории.

Невзорова Галина Анатольевна — учитель I категории МОУ СОШ № 16 г. Балашова.

Невзорова Ольга Викторовна — учитель высшей категории МОУ «Гимназия им. Ю. А. Гарнаева» г. Балашова.

Попова Наталья Витальевна — канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка Балашовского института Саратовского университета.

Саврасова Светлана Александровна — учитель высшей категории МОУ СОШ с. Репное Балашовского района.

Самодурова Вера Валентиновна — учитель I категории МОУ СОШ № 6 г. Балашова.

Сидорина Александра Александровна — студентка 5 курса филологического факультета Балашовского института Саратовского университета.

Скрынникова Галина Николаевна — учитель I категории МОУ СОШ № 17 г. Балашова.

Тверитина Людмила Александровна — учитель высшей категории МОУ «Гимназия им. Ю. А. Гарнаева» г. Балашова.

Шумарин Сергей Иванович — канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка Балашовского института Саратовского университета, учитель высшей категории.

Шумарина Марина Робертовна — канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Балашовского института Саратовского университета, докторант Московского педагогического государственного университета, учитель высшей категории.

Научное издание

Обучение русскому языку
в условиях модернизации образования

Сборник научных и методических статей

Под общей редакцией

С. И. Шумарина

Редактор М. Б. Иванова

Корректор Н. Н. Дробышева

Подписано в печать 20.04.09. Формат 60×84/16.

Уч.-изд. л. 4,6. Усл.-печ. л. 5,5.

Тираж 100 экз. Заказ №

ИП «Николаев»,

г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.

Отпечатано с оригинал-макета,

изготовленного издательской группой
Балашовского института Саратовского университета.

412309, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.

Печатное агентство «Арья»,

ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.

412340, г. Балашов, Саратовская обл.,

ул. К. Маркса, 43.

E-mail: arya@balashov.san.ru

Обучение русскому языку
в условиях модернизации
образования

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..