Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

В целом же достоинств у учебника значительно больше, чем недостатков. Он продолжает идеи, заложенные в учебном комплексе под ред. В. В. Ба-байцевой для 5—9 классов, и вместе с ним составляет завершенную предметную линию, что является одним из условий к учебникам нового поколения. В то же время он может быть с успехом использован и в том случае, если учащиеся в 5—9 классах занимались по другим учебникам.

Учебник обеспечен необходимыми методическими материалами — программой, методическими рекомендациями, ориентировочным планированием, опубликованном в журнале «Русский язык в школе» (начиная
с № 4 за 2006 г.).

Федеральный перечень учебников русского языка для старших классов на 2009—2010 учебный год расширен. Помимо названных выше, в него включены следующие учебники:

1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. 10—11 классы (базовый и профильный уровни).

2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю. и др. Русский язык. 10 класс (базовый и профильный уровни).

3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю. и др. Русский язык. 11 класс (базовый и профильный уровни).

Первый учебник знаком учителям, он уже включался в Федеральный перечень. Большое внимание авторы уделяют работе с текстом и совершенствованию речи. Именно поэтому разделы «О русском языке, о русской речи (Язык и речь. Типы речи. Стили речи)» и «Текст как речевое произведение» предваряют повторение сведений о системе языка. Повторение языкового материала также осуществляется на основе работы
с текстом. Авторы, обращаясь к старшеклассникам в предисловии, такое рас-положение материала объясняют следующим образом: «Именно в процессе творческой, исследовательской работы с разными текстами вы будете не только повторять, обобщать, систематизировать то, что было изучено, но и углублять и расширять ваши знания о языке, о языковой системе, о том, как живет язык в нашей речи» [Дейкина, 2005, с. 4]. Работа
с учебником предоставляет широкие возможности для исследовательской работы учащихся и способствует формированию ключевых компетенций, определенных Государственным стандартом.

Учебно-методическое сопровождение включает программу, методические рекомендации и дидактические материалы.

Учебник Бунеева Р. Н. и др. еще не известен широкому кругу учителей, он только выходит в свет, но, судя по всему, продолжает традиции учебников для 5—9 классов этого авторского коллектива и вместе с ними составляет завершенную предметную линию.

Таким образом, учитель старших классов имеет большой выбор учебников и для базового, и для профильного уровня образования. При выборе учебника учителю необходимо видеть несомненные достоинства каждого из них, и в то же время критически относиться к содержанию учебника, в достаточной степени владеть знанием теории, чтобы обратить внимание учащихся на встречающиеся неточности и внести необходимые коррективы.

Литература

БабайцеваВ. В. Русский язык. 10—11 классы. М.: Дрофа, 2007.

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Норинт, 2000.

ГольцоваН. Г. Русский язык. 10—11 классы. М.: Русское слово, 2005.

ДейкинаА. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2005.

ЗемскаяЕ. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта; Наука, 2006.

НиколинаН. А. Словообразование современного русского языка. М.: Академия, 2005.

Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986.

НемченкоВ. Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: Высшая школа, 1984.

ТихоновА. Н. Школьный словообразовательный словарь. М.: Цитадель, 2002.

М. Р. Шумарина

«Поэтическое языковедение»

В статье речь пойдет о содержании элективного курса для старшеклассников под названием «Поэтическое языковедение».

Исследователи русского языка справедливо выделяют особую область знания — «поэтическую филологию», под которой понимается «высказывания писателей о языке, литературе, фольклоре (в статьях, рецензиях, комментариях, манифестах, письмах и т. д. — вплоть до филологических пассажей в самих художественных текстах)» [Гин, 1996, с. 125]. Из этой области знания можно условно выделить некий кластер, содержанием которого будут суждения писателей, поэтов о фактах языка и речи — назовем его «поэтическим языковедением».

Метаязыковые суждения авторов могут быть представлены в различном формате: а) как цельные тексты, посвященные тому или иному явлению языка/речи (например, стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество», рассказ К. Г. Паустовского «Случай в магазине Альшванга» и т. п.); б) как относительно завершенные в композиционном отношении фрагменты текста (ср. лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя: Выражается сильно русский народ… и т. д.); в) как попутные замечания, частные оценки фактов языка/речи, не представляющие собой цельных фрагментов.

Обширный корпус метаязыковых высказываний писателей и поэтов составил содержание элективного курса «Поэтическое языковедение», который предложен автором статьи учащимся старших классов.

Возможны два пути использования описываемого материала на уроках. Прежде всего, это работа с целостным текстом или завершенным фрагментом текста. Содержанием урока в таком случае будет комплексный анализ, который включает как лингвостилистический разбор текста, так
и его культуроведческое комментирование [см., напр.: Шумарина, 2008, с. 70—79].

Отдельные высказывания могут использоваться учителем как иллюстрации к объяснению материала. Так, обсуждая вопрос о роли правописания, знакомим десятиклассников с мнением И. С. Тургенева: Настаивать на вопросах орфографии кажется мелочностью, но, помимо того, что мы совершенно вправе судить о чьем-нибудь образовании по тому, как он пишет, мы можем справедливо полагать, что если внимания недостает в мелочах — его должно еще более недоставать в больших делах. Одним словом — делать орфографические ошибки — это нечистоплотность… (Письмо П. Тургеневой. 1858 г.).

Интерес у учащихся вызывает работа с тематическими подборками метаязыковых высказываний. Учитель предлагает материал для наблюдения и формулирует вопросы, а школьники в ходе эвристической беседы выявляют различные лингвистические идеи, которые выражены в текстах. Ранее автором была опубликована статья, описывающая урок-исследование, на котором анализируются поэтические произведения, так или иначе интерпретирующие вопрос о роли языка в человеческом обществе [см.: Шумарина, 2007, с. 17—20].

Примеры для урока могут быть сгруппированы по проблемам учителем, однако старшеклассники, обладающие определенным уровнем филологической компетентности, вполне способны осуществить проблемный анализ материала.

Приведем и прокомментируем здесь подборку текстов для урока «Имя собственное в художественном тексте». В ходе урока десятиклассники делают вывод о том, что писателей привлекают различные свойства собственных имен и что эти свойства становятся в художественном тексте объектом эстетической интерпретации.

Объектом внимания в художественном тексте может стать сам феномен имени, роль имени в жизни человека. Так, в пьесе Л. Андреева «Монумент» героиня побуждает гостей к обсуждению данного вопроса: ЕеПревосходительство. Мерси. Вот видите, какая у меня голова!
Я, право, не знаю, зачем у меня самой есть имя? Это так ненужно, когда вся душа: не так ли, достоуважаемый Павел Егорович? /
Голова. Карпович, Карпов сын. (Потея.) Не могу знать, Ваше Превосходительство. Стало быть, нужно, коли дают. / Гавриил Гавриилович(хохочет).
А для вывески-то? «Павел Карпович Маслобойников и сыновья, мука
и бакалея».

Художественно значимым оказывается отсутствие у персонажа имени: Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил — ехал в Старый Свет на целых два года, с женой
и дочерью, единственно ради развлечения
(И. Бунин. Господин из Сан-Франциско). Как отмечают исследователи, «образ главного героя лишен
у Бунина личностного начала», в тексте у него нет не только имени, но
и речевой характеристики [Николина, 2007, с. 248]. Эта безымянность (как и безгласность) противоречит представлению о живом человеке.
У Бунина вообще имя ассоциируется с жизнью, а безымянность со смертью, ср. в рассказе «Братья»: <…> и настала ночь, когда в лесах под Коломбо остался от рикши только маленький скорченный труп, потерявший свой номер, свое имя, как теряет название река Келани, достигнув океана.

Достаточно большое количество примеров содержит обсуждение вопроса о соответствии имени обозначаемому объекту: Дала сыну собачье имя, на всю слободу ославила! (Т. Толстая. Кысь. — Об имени Бенедикт); Вообще-то мама назвала ее для красоты и маскировки Наташей, но это была попытка обмануть природу столь же безнадежная, как назвать кошку Полканом. На ней было написано, что ее зовут Хася, вот все ее так и звали (М. Веллер. Легенды Невского проспекта) и подобные.

В художественном тексте может разъясняться происхождение (этимология) онима: Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину… Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами, — не тут-то было: название Чертовой долины происходит от слова «черта», а не «черт», ибо здесь когда-то была граница Грузии (М. Лермонтов. Бэла).

Часто имени собственному дается эстетическая оценка (нравится/не нравится, красивое/некрасивое и т. п.): <…> очень нравятся слова: Смоленск, Витебск, Полоцк… <…> Я не шучу. Разве вы не знаете, как хороши некоторые слова? (И. Бунин. Жизнь Арсеньева). Эти оценки могут конкретизироваться при помощи эпитетов, сравнений, метафор: Помните, я вчера про лесника рассказывала? Его звали Вакх. Не правда ли, бесподобно? Черное лесное страшилище, до бровей заросшее бородой, и — Вакх! Он был с изуродованным лицом, его медведь драл, но он отбился.
И там все такие. С такими именами. Односложными. Чтобы было
звучно и выпукло. Вакх. Или Лупп. Или, предположим, Фавст (Б. Пастернак. Доктор Живаго).

Имена собственные вызывают различные ассоциации, которые также могут служить предметом эстетического осмысления, играть роль в создании словесного образа: «Шарик» — она назвала его... Какой он, к черту, «Шарик»? Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйкаподжарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо на добром слове
(М. Булгаков. Собачье сердце) и подобные.

В художественном произведении семантически отмеченными являются практические все случаи обсуждения имени, соответствующие эпизоды важны для декодирования подтекста. Ономастическая система каждого произведения и каждого автора может быть предметом специального изучения. Ознакомившись на уроке с приемами анализа примеров ономастической рефлексии в художественном тексте, учащиеся продолжают работу над темой в рамках самостоятельной поисковой деятельности. Результаты этой деятельности оформляются в виде творческих работ: «Имена персонажей сатирических произведений М. А. Булгакова», «Античные имена в лирических стихотворениях А. С. Пушкина», «Имена персонажей в произведениях жанра фэнтези», «Вымышленные географические названия в произведениях художественной литературы» и др.

Высказывания писателей о русском языке, находящиеся в центре внимания данного курса, обладают несомненной дидактической ценностью, которая обусловлена целым рядом причин. Во-первых, подобные суждения принадлежат субъектам, чье мнение традиционно признается в русской культуре авторитетным. Известно особое отношение в России к писателю как мыслителю, который знает ответы на многие вопросы. В частности, многим носителям языка «может казаться и кажется, что именно писатель в силах и вправе судить о языке, что именно его мнение наиболее авторитетно» [Колесникова, 2002, с. 123].

Во-вторых, рассматриваемые суждения облечены в яркую художественную форму прозаического или стихотворного произведения и способны воздействовать на эмоциональную сферу обучающегося.

В-третьих, тексты «поэтического языковедения», как правило, отражают ценностное отношение к языку, которое сложилось в отечественной культуре, и потому представляют интерес для реализации лингвокультуроведческого аспекта в обучении.

Литература

Гин Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий: избр. работы / сост., подгот. текстов С. М. Лойтер. СПб.: Гуманит. агентство «Академический проект», 1996. 224 с.

Колесникова Э. В. Наивная лингвистика и наивная риторика: к проблеме исследования и описания // Филологические науки в МГИМО. М., 2002. № 11.
С. 120—130.

Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 272 с.

Шумарина М. Р. «Наш дар бессмертный — речь»: русские поэты о языке и речи // Русский язык в школе. 2007. № 5. С. 17—20.

Шумарина М. Р. Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»: лингвостилистический и лингвокультурологический анализ // Лингвокультуроведение в школьном курсе русского языка: сб. науч. и методич. ст. Балашов: Николаев, 2008. С. 70—79.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..