Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

Рейтинг учебников русского языка для старших классов

Критерии

Греков В. Ф. и др.

Гольцова Н. Г. и др.

Власенков А. И.

Бабайцева В. В.

Общая оценка голосов

3,53

3,5

3,26

3,9

Учителя

3,41

3,84

3,37

3,43

Родители

0

0

3,4

4,8

Методисты

0

2,8

2,27

0

Руководители ОУ

4,5

2,6

2,9

4,4

Научно-педагогические кадры

0

3,4

2,6

0

При не слишком больших расхождениях в общей оценке лидирует, тем не менее, учебник В. В. Бабайцевой, а замыкает рейтинг учебник
А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой.

До середины 90-х гг. ХХ в. единственным учебником русского языка для старших классов было «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, выдержавшее к тому времени около 40 изданий. Основная цель пособия — закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения грамматики. Однако в связи с открытием в 90-е гг. лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением русского языка учебник перестал удовлетворять потребностям обучения, а после выхода в 1996 г. учебника А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой стал постепенно выходить из активного использования. И лишь с 2008/2009 учебного года впервые за последние годы он был включен в Федеральный перечень. Новое издание направлено на систематизацию и обобщение полученных знаний по русскому языку. В книге значительное место отводится работе с текстами из художественных произведений, которые в настоящее время изучаются на уроках литературы и входят в школьную программу. По сравнению с предшествующими изданиями в новое (2007, 2008 гг.) включены сведения о тропах и фигурах речи, сведения о лексическом значении и происхождении слов. Достоинством учебника по-прежнему является включение сводов правил орфографии и пунктуации и большое количество упражнений на их закрепление. Несомненно, что это позволит учащимся в достаточной мере подготовиться к выполнению теста ЕГЭ
в той части, которая касается проверки орфографических и пунктуационных навыков. В то же время учебник недостаточное внимание уделяет обучению речевым жанрам, что затрудняет формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает, согласно ГОСТу, «использование языка в различных сферах и ситуациях общения». Объем материала по темам «Текст», «Типы речи», «Стили речи» не позволит учащимся успешно справиться с заданиями теста ЕГЭ, связанными с анализом текста и выполнением части С. Учебно-методическое сопровождение учебника (материалы для учителя) на данный момент находятся в стадии разработки, что затрудняет работу учителя по данному учебнику.

Первым учебником русского языка для старших классов нового поколения стал учебник А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, на протяжении нескольких лет, начиная с 1996 г., бывший по сути безальтернативным.
В отличие от своего предшественника, этот учебник много внимания уделяет вопросам стилистики и анализу текста. Теоретический материал
и большое количество упражнений по развитию речи имеют практическую направленность и нацеливают учащихся на выполнение заданий теста ЕГЭ по анализу текста и написанию сочинения в части С. В меньшей степени учебник позволяет систематизировать сведения по таким разделам, как «Фонетика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология», «Морфология», «Синтаксис», а также по орфографии и пунктуации, так как в нем отсутствует четкое деление материала по темам. Естественно, что в одной учебной книге невозможно поместить весь теоретический материал, поэтому в каждом разделе представлены лишь элементарные сведения. Вопросы для повторения, предваряющие каждый раздел, позволяют определить объем знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся и которые должны быть закреплены на уроках. Для этого предлагается большое количество упражнений, однако во многих из них даются значительные по объему тексты, сопровождающиеся объемными заданиями, что затрудняет работу на уроке, так как не всегда возможно за один урок выполнить одно упражнение целиком. В разделах «Состав слова (морфемика) и словообразование», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация» много текстов с пропущенными буквами и знаками препинания, что позволяет повторить основные правила, однако эти сведения не систематизированы, а уроки русского языка в старших классах как раз и должны быть направлены на систематизацию знаний по всем разделам науки о языке, а не только по тексту и стилям речи. Учебник
в большей степени подходит для базового уровня, для профильного ему недостает материала, направленного на углубленное изучение русского языка.

К учебнику созданы необходимые учебно-методические материалы: программа, методические рекомендации, в журнале «Русский язык в школе» (начиная с № 5 за 2007 г.) публикуется ориентировочное планирование для 10 и 11 классов.

В 2004 г. появился еще один учебник русского языка для старших классов, удостоенный Премии Правительства Российской Федерации
в области образования за 2003 г. (авторы — Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин; с 2008 г. в авторский коллектив включена М. А. Мищерина). Рекомендованный для базового уровня, он позволяет усилить работу над орфографией и пунктуацией и систематизировать знания учащихся по основным разделам языкознания. Материал четко структурирован, каждый раздел разбит на параграфы, которые содержат необходимый минимум теории и упражнений. В учебник включены новые темы — «Основные принципы русской пунктуации», «Период. Знаки препинания в периоде», «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Авторская пунктуация», «Из истории русского языкознания» и др. Таким образом, основное внимание в учебнике уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. К сожалению,
в учебнике недостаточно материала, направленного на развитие речи, формирование коммуникативной компетентции. Встречаются в учебнике и недочеты в представлении теоретического материала. Так, в параграфе «Звуки и буквы» отмечается, что по участию голоса и шума согласные делятся на «сонорные, состоящие из голоса и шума ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]), и шумные, в которых преобладает шум. Шумные делятся на звонкие (шум преобладает над голосом)… и глухие (состоящие только из шума)» [Гольцова, 2005, с. 34—35]. Среди сонорных согласных не назван [j] ([й]), в таблице соотносительности согласных по глухости/звонкости он помещен среди звонких согласных; как звонкие непарные в этой же таблице названы звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], охарактеризованные выше как сонорные. Среди букв, обозначающих мягкость согласных, не названа буква и [Гольцова, 2005, с. 35].

Характеризуя морфемный состав неизменяемых слов, авторы справедливо отмечают, что «в неизменяемых словах окончание отсутствует. Например: кашпоø, депоø, глядяø, сделавø, гдеø, быстроø, завтраø» [Гольцова, 2005, с. 45]. Отсутствие окончания графически обозначено знаком пустого множества, который в научных исследованиях по морфемике и словообразованию используется как графическое обозначение нуля звука или нулевой (материально не выраженной морфемы — окончания или суффикса). Ср., например: «В качестве… примера… можно привести употребление суффиксов, производящих имена существительные со значением отвлеченного признака: -изн(а): голуб-изна, желт-изна…;
-ев(а): син-ева;… ø (плюс система флексий слов типа кость): ширь-ø, высь-ø, синь-ø, глубь-ø» [Земская, 2006, с. 173]; «Нулевой словообразовательный аффикс выделяется только в производных словах: задирøа, прогулøø, вылетøø» [Николина, 2005, с. 26]. Отсутствие окончания у неизменяемых слов чаще всего графически не обозначается либо обозначается знаком : бег-óм- [Кузнецова, 1986].

Среди способов современного словообразования выделяется обратное словообразование — «образование от более сложного по структуре слова более простого. Например: фляга < фляжка (ср.: в польском flaszka), дояр < доярка» [Гольцова, 2005, с. 52]. Однако современная дериватология (наука об образовании и строении производных слов) способ обратного словообразования (или редеривации) рассматривает как способ диахронического словообразования, отражающего исторические процессы
в языке [Немченко, 1984, с. 112—118). С точки зрения современного русского языка целесообразно говорить о таком направлении словообразовательного процесса: фляга > фляж-к-а, дояр > дояр-к-а, зонт > зонт-ик,
о непроизводном характере слов типа фляга, дояр, зонт и о суффиксальном способе образования слов типа фляжка, доярка, зонтик.

В образце словообразовательного разбора слова приусадебный пункты 1, 2, 3 противоречат пункту 4:

1. Производящей основой для слова приусадебный является основа
в слове усадьба.

2. Слово приусадебный образовано от слова усадьба посредством
одновременного присоединения к производящей основе приставки при-
и суффикса -н-.

3. Способ образования — морфологический, приставочно-суффиксальный.

4. Словообразовательная цепочка: усадьба > усадебный > приусадебный [Гольцова 2005: 55]

В словообразовательной цепочке допущена ошибка: слово усадебный не является производящим для слова приусадебный и не может входить
в состав данной цепочки. Ср.: усáдьб(а) → при-усáдеб-н-ый [Тихонов, 2002, с. 514].

Учебно-методическое сопровождение учебника включает программу, методические рекомендации, ориентировочное планирование для 10 и 11 классов, опубликованное в журнале «Русский язык в школе» (начиная
с № 5 за 2007 г.).

С 2008 г. в Федеральный перечень включен новый учебный комплекс для 10—11 классов, рекомендованный для профильного уровня образования. Комплекс состоит из двух учебников: 1) Бабайцева В. В. Русский язык и 2) Михальская А. К. Риторика. Учебник риторики давно известен учителям-словесникам; в школах, где в старших классах ведутся уроки риторики, многие учителя работают по этому учебнику. Но, поскольку риторика представляет собой самостоятельную учебную дисциплину
и включена в учебные планы не всех школ, мы не будем останавливаться на его характеристике.

Учебник В. В. Бабайцевой состоит из двух частей — теории и практики. В теоретической части систематизируются и углубляются знания, полученные учащимися в 5—9 классах. Учебник полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и позволяет
в полной мере обеспечить формирование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Распределение и структурирование материала несколько отличается от сложившейся традиции начинать изучение или повторение систематического курса с фонетики, заканчивать синтаксисом, затем рассматривать вопросы стилистики и культуры речи. Орфография по традиции изучается в связи с фонетикой и морфологией, пунктуация — в связи с синтаксисом.

Программа 10 класса включает такие разделы и темы, как «Общие сведения о языке» («Язык и речь», «Русский язык в современном мире»), «Текст» («Способы выражения темы», «Синтаксис текста», «Средства связи частей текста», «Типы речи»), «Устная и письменная формы речи», «Русский литературный язык и его нормы», «Стили русского литературного языка», «Синонимика русского языка», «Культура речи», «Роль
А. С. Пушкина в истории русского литературного языка». В 11 классе предлагаются следующие темы: «Источники расширения словарного состава языка», «Принципы орфографии», «Принципы пунктуации», «Повторение изученного по разделам». С целью поддержания высокого уровня грамотности программа предусматривает отдельное выделение уроков повторения орфографии в 10 классе и уроков повторения пунктуации
в 11 классе.

Практическая часть содержит задания по всем разделам и темам, представленным в теоретической части. Особенностью учебника является то, что подавляющее большинство упражнений содержит задания по развитию речи (как устной, так и письменной). Много внимания в учебнике уделяется работе с текстом — анализу текста и построению текстов разных типов и жанров, разной стилевой принадлежности. Несомненно, что такое пристальное внимание к тексту, облегчит выполнение учащимися заданий теста ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием сочинения в части С.

Несмотря на многочисленные достоинства, нельзя не отметить и отдельные недочеты, встречающиеся на страницах учебника. Так, в упр. 259 приводится «словарик некоторых слов и словосочетаний, встречающихся в языке современной прессы и в речи», в который включены заимствования последних лет. В этимологической справке к слову гамбургер допущена фактическая ошибка:

Гамбургер (англ. hamburger — от названия американского (разрядка наша — С. Ш.) города Гамбург, где впервые начали делать подобные бутерброды) <…> [Бабайцева, 2007, с. 267]. Ср. в «Большом толковом словаре русского языка»: Гамбургер <…> По названию г. Гамбурга
в ФРГ [Большой толковый … , 2000, с. 193].

В образце фонетического анализа встречается неточность в транскрипции слова большая (ъл’шáj’а]) и соответственно неверно дается характеристика гласного звука в первом слоге: «[ъ] — первый гласный звук (редуцированный) близок к [а] <…>» [Бабайцева, 2007, с. 423]. Однако в соответствии с нормами литературного произношения в первом предударном слоге на месте буквы о произносится не редуцированный [ъ], а безударный [а].

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..