Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2009

С. К. Кудряшова

Активизация познавательной деятельности учащихся
и речетворческое осмысление слова в процессе работы
со словарями

Словари — чрезвычайно важный источник активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в школе. Словарь должен органично войти в учебный процесс.

Потенциальные возможности работы со словарями в указанном плане огромны. Вместе с тем, к сожалению, в реальной деятельности школы они используются явно недостаточно, в результате чего учащиеся не проявляют должного интереса к словарям, обращаются к ним лишь эпизодически. Многие учащиеся пользуются словарями в основном только в тех случаях, когда возникает необходимость в справке о написании, правильности произношения, ударения некоторых слов, их форм, забывая о том, что при работе со словарями антонимов, омонимов, синонимов закономерно развивается выразительность речи, а это способствует речетворческому осмыслению слова.

Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися — процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определенной филологической, психолого-педагогической и методической подготовки. Первый этап освоения слова как лексико-грамматической единицы выстроен давно и описывается весьма традиционно во всех учебниках по русскому языку. Второй же этап, связанный с функционированием слова, требует разработки
непосредственного выхода в речетворческую деятельность учащихся. Вот почему так важно рассматривать слово, прежде всего, как речетворческую единицу, так как слово является и «исходным ростком возникновения текста», и материалом для создания текста.

Речетворческая глубина слова измеряется, прежде всего, его значениями, которые представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов — обязательная часть работы учащихся, потому что словари
не только «ключи к тайнам духа поэтов», но и ключи к тайнам собственного духа [Пономарева, 2003, с. 2].

На одном из уроков русского языка учащиеся рассматривают слово дом во всем многообразии его значений, измеряя, таким образом, его речетворческую глубину и определяя речетворческую перспективу.

Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю. Анализ словарной статьи помогает определить суть дома — жилье, семья. Перцептивное значение слова — значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств. На речетворческом уроке учащимся предлагается «наполнить» слово цветом, звуком, запахом, охарактеризовать предмет. Например, цвет — зелёный, кирпичный, яркий. Звук — голоса родных, музыка, собачий лай. Запах — пирожков, маминых духов, свежий. Характер — уютный, шумный, тёплый. Индивидуально-авторское (ученическое), образное значение слова дом«мой дом — моя крепость», дом вверх дном. Ассоциативное значение слова определяется значениями слов-реакций на данное слово. Домцветы на подоконнике, мягкий диван, мой компьютер, праздник, день рождения, большой именинный торт. Этимологическое значение слова, символическое, мифологическое значения определяются по словарю. Художественное (образное) значение — в художественном тексте.

В 2002 г. я впервые предложила ребятам выполнить творческую работу «Энциклопедия одного слова». Ученик выбирал слово и изучал словарные статьи в разных словарях, находил употребление выбранного слова
в пословицах и поговорках, крылатых выражениях. Работа велась примерно по такому плану: лексическое значение слова, история слова, слово и однокоренное слово, слово и его синонимы, слово и его антонимы, слово и фразеологический оборот, слово в фольклоре, слово в пословицах
и поговорках мира, слово в художественных текстах, мудрые мысли, афоризмы и др.

Объектом исследования стали слова дом, жизнь, человек, дорога, книга, друг. Самым популярным стало слово любовь. Сколько выдумки, фантазии в оформлении такой творческой работы, какие удивительные по содержанию и выразительности были приведены примеры с употреблением слова любовь! После завершения проекта «Энциклопедия одного слова» ученик читал свое исследование, объяснял выбор слова, защищал свою точку зрения. Примеры из художественных текстов вызывали удивление, восхищение, желание размышлять. Например: «Выше любви ничего не бывает, даже звезды не выше любви».

В работах своих учеников я находила удивительные высказывания известных людей и радовалась, что ребята отыскали, выбрали для своей творческой работы, записали их, но прежде прочитали и осмыслили. Из творческой работы по слову жизнь:

Жизнь — блаженство, восхищайтесь ею!

Жизнь — мечта, осуществите её!

Оглядываясь на творческие работы прошлых лет, мы видим, что они выполнены с душой, старанием и желанием красиво, красочно оформить их. Постепенно ребята научились работать со справочной литературой
и правильно оформлять свои исследования.

В настоящее время учащиеся с удовольствием готовят компьютерные презентации, которые наглядно дополняют творческий проект. Исследование по слову дом, подготовленное ученицей 7 класса в 2007 г., выполнено практически по стандартам проектной работы. В нем присутствуют и содержание, и введение, и словарные статьи различных словарей, даны примеры употребления слова дом в пословицах и поговорках. В рамках своего исследования ученица провела опрос «Ассоциации к слову дом», результаты которого были оформлены в виде схемы. Грамотно составлен список использованной литературы. В дополнение к этому составлена красочная компьютерная презентация.

В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся рождаются замыслы собственных текстов. Таким образом, речетворческое осмысление слова — это путь слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному.

В вышеназванной творческой работе заключение является мини-сочинением, в котором ученица подводит итог своим размышлениям: «Для меня слово дом наполнено особым смыслом: это возможность заниматься своим любимым делом, моя собака, мои мягкие игрушки, мой любимый компьютер. Это тепло и уют, чтение вслух и игры, нежные голоса близких. Скоро у меня день рождения, почти перед самым Новым годом, и мы обязательно соберемся всей семьей за праздничным столом. Будет большой торт со свечками, подарки, а бабушка испечет мои любимые пирожки.

Мой второй дом — любимая школа — скоро тоже станет нарядным
и праздничным, украсится разноцветными огнями, гирляндами и плакатами. После каникул мы с радостью придем в школу снова, потому что помимо получения знаний мы здесь общаемся, получаем энергию и стремимся во всем быть первыми.

Как говорится в известной пословице, «дома и стены помогают». Дом должен быть у каждого человека! Только тогда его можно назвать счастливым!»

Литература

Пономарева Л. Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2003. № 5. С. 11—15.

Г. А. Невзорова

Проблемы подготовки к итоговой аттестации
за курс основной школы

К середине 90-х гг. XX в. в российской системе образования наметились существенные изменения, обусловленные демократизацией характера управления образованием, предоставлением академической автономии образовательным учреждениям, созданием условий для развития многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, учебников, методик и технологий обучения.

Но, как это часто бывает, обозначился и ряд проблем. Это и проблема преемственности среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования, когда в каждом вузе разрабатывается собственное содержание экзаменов и без дополнительной подготовки выпускники не способны выдержать вступительные экзамены.

Да и утверждать, что выпускники разных образовательных учреждений получают гарантированные государством качество и уровень образования тоже невозможно, так как в разных образовательных учреждениях этот уровень разный.

Одним из путей преодоления накопившихся проблем в системе образования стала разработка и введение единой системы оценивания и проверки результатов обучения выпускников школ и знаний абитуриентов
в форме единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) должен был обеспечить совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы. Результаты его должны признаваться общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами — в качестве результатов вступительных испытаний.

В течение семи лет в Российской Федерации проводился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

Дискуссии по поводу целесообразности проведения единого государственного экзамена не ослабевают, несмотря на то, что в 2008/2009 учебном году мы уже вышли из эксперимента. Сторонники и противники ЕГЭ имеют в своем арсенале большое количество доказательств, подтверждающих правоту каждой из сторон. На заседаниях районного методического объединения учителей русского языка и литературы мы тоже неоднократно поднимали этот вопрос. Но сейчас разговор не об этом. В своей статье я хочу рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваемся мы, учителя-словесники, и ученики в процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ за курс основной школы.

Во-первых, новой для учащихся является сама форма проведения экзамена. Оформление ответов тоже требует особой тренировки, т. к. части А и В проверяются компьютером, и даже случайная описка, неточность
в заполнении бланка ответов признается ошибкой. И учителю необходимо объяснить правила оформления бланков ответа на задания. А ведь
не секрет, что каждый год организаторы меняют правила оформления бланков. То отмена неправильного ответа, то замена неправильного ответа на правильный. Да и для учеников трудность заключается в том, что, как бы мы ни объясняли правильность заполнения бланков, все равно учащиеся делают ошибки. И это связано скорее всего с тем, что некоторые ученики слишком переживают за экзамен, торопятся заполнить бланк. Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку
и быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Во-вторых, как известно, первые две части ЕГЭ представляют собой задания, сформулированные в форме тестов. Таким образом, от школьника не требуется писать какое-то количество языковых знаков, достаточно указать правильный ответ, который касается того или иного правила из курса русского языка. При этом требуется особое напряжение, включение логического мышления, поскольку снимается, выпадает участие двигательной, моторной памяти. (Известно, что иной раз, когда мы не помним, как правильно пишется то или иное слово, мы можем бессознательно его правильно написать, а вот, к примеру, просто вставить букву на месте пропуска орфограммы затруднимся.) И учителю нужно иметь это в виду при подготовке к экзамену. Но, к сожалению, для этого необходимо время, которого у учителя нет.

Из этого вытекает третья и, пожалуй, одна из главных проблем при подготовке к итоговой аттестации — недостаток времени. В старших классах мы имеем всего один час в неделю на преподавание русского языка и 0,5 часа на региональный компонент. И это очень мало для того, чтобы повторить все разделы школьной программы, потренироваться
в заполнении бланков ответов, тщательно проработать задание С.

Ведь задача учителей-словесников не только «натренировать» учащихся на выполнение заданий ЕГЭ, но и на развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культурологической компетентностей. Ученик должен не только знать теоретический материал по предмету, но и повышать культуру владения языком, совершенствовать умения и навыки нормативного использования языковых средств, овладеть культурой общения. И трудно учителю в рамках предложенного образовательным учреждением времени выполнить эти задачи.

И я надеюсь, что эта проблема уже решается. В процессе реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) учитель-предметник получил возможность дополнительно заниматься подготовкой к итоговой аттестации.

Для успешной работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, безусловно, нужен хороший учебник. Это еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя-словесники и учащиеся выпускных классов.

К сожалению, учебники, предложенные или рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, не отвечают полностью тем требованиям, которые предъявляются к данному учебному пособию
в процессе подготовки к ЕГЭ. И трудность заключается прежде всего
в подготовке к выполнению задания типа С, ориентированного на анализ (интерпретацию) научно-популярного или публицистического текстов
и написания рецензии или эссе на него.

В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи эти вопросы практически не рассматриваются. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается именно с этими стилевыми разновидностями текстов, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо. Но учебного пособия, способного помочь в подготовке, нет.

Следующая проблема, с которой сталкиваются ученики и учителя при подготовке к ЕГЭ, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно
в школьном обучении делается упор на изучение правил орфографии
и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка
и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю
о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто
в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом, к сожалению, ничуть не поднимается, а иногда и падает, нет возможности тщательно изучать некоторые разделы русского языка, тесно не связанные
с орфографией и пунктуацией. Так, например, проанализировав результаты единого государственного экзамена за 2008 год, я пришла к выводу, что самыми распространенными ошибками в частях А и В являются:

  • орфоэпические (постановка ударения, особенности произношения гласных и согласных);

  • лексические (незнание основных групп русской лексики);

  • синтаксические;

  • стилистические;

  • неверное определение способа связи в словосочетаниях;

  • незнание типов сложных предложений и правил постановки знаков препинания в них;

  • незнание средств языковой выразительности.

В части С чаще всего наблюдаются:

  • неверное композиционное оформление сочинения;

  • неверное логическое оформление сочинения (в том числе и абзацное членение);

  • несоблюдение грамматических, лексических, синтаксических
    и стилистических норм русского языка;

  • отсутствие в сочинениях аргументов и собственного мнения учащихся, которое часто ограничивается простым утверждением «согласен, не согласен».

В конце хочется отметить, при тех проблемах, с которыми сталкиваемся мы, учителя-словесники, и учащиеся выпускных классов в процессе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, внедрение этого экзамена проходит все интенсивнее. И в этом учебном году мы выходим из эксперимента и работа предстоит очень серьезная как для учителя, так и для учеников.

  1. Обучение русскому языку в условиях модернизации образования Сборник научных и методических статей Под общей редакцией С. И. Шумарина Балашов 2010

    Документ
    О26 Обучение русскому языку в условиях модернизации образования : сб. науч. и методич. статей / под общ. ред. С. И. Шумарина ; редколл.: С. И. Шумарин, М.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  4. Удк 316. 75+316. 34 Ббк 60. 563. 0+60. 542. 1

    Документ
    Материалы конференции опубликованы при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Превенция экстремизма в подростковой среде в условиях изменяющейся России», грант № 09-06-00434а.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Взаимодействие и сотрудничество

    Сборник научно-методических статей
    С24 Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009.

Другие похожие документы..