Программа дисциплины «практика дипломатической и консульской службы» Москва 2004 Разработчик программы: В. П. Терехов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, профессор кафедры Дипломатии

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра Дипломатии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета МО

_______________Булатов Ю.А.

«_____» ______________200 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим советом

по регионоведению

при МГИМО (У) МИД России

Сопредседатель О.В. Печатнов

«_____»____________ 200 г.

Программа дисциплины

«ПРАКТИКА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ»

Москва

2004

Разработчик программы:

В.П. Терехов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, профессор кафедры Дипломатии

Рецензент:

Программа дисциплины «Практика дипломатической службы» разработана в соответствии с примерной программой, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Московский государственный институт международных отношений

(университет) МИД России

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1.Цель и задачи курса

Целью курса «Практика дипломатической службы» является изучение студентами основных компонентов дипломатической работы в Центральном аппарате Министерства иностранных дел и в его загранучреждениях, приобретение практических навыков, необходимых для этой работы. Курс «Практика дипломатической службы» подготовлен на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований и ориентирован на обучающихся по направлению «Международные отношения» и «Регионоведение». Программа курса носит как теоретический так и прикладной характер, она предполагает знание студентами как истории международных отношений, так и современных проблем мировой политики.

Задачами курса «Практика дипломатической службы» является подготовка студентов к практической работе в системе Министерства иностранных дел, освоение ими основных правил, приемов и методов проведения информационно-аналитической, информационно-разъяснительной работы, подготовки документов внутриведомственной и дипломатической переписки, участия в переговорном процессе, дипломатических контактов с представителями иностранных государств, приобщение студентов к основам экономической и культурной дипломатии, работы с соотечественниками за рубежом, ознакомление с практикой сотрудничества с дипломатическими службами государств СНГ.

Программа курса не предусматривает изучения практики консульской и протокольной работы, поскольку это является содержанием других учебных дисциплин.

    1. Учебно-методические рекомендации.

В рамках курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, ситуационных игр, учебных дискуссий, пресс-конференций, бесед. Рекомендуется знакомить студентов с оригиналами дипломатических и внутриведомственных документов с целью обучения подготовке таких документов по предлагаемым образцам. Для чтения лекций, наряду с профессорско-преподавательским составом кафедры, целесообразно привлекать оперативных сотрудников Министерства иностранных дел.

    1. Требование к уровню освоения дисциплины.

Курс позволяет студентам овладеть современными знаниями и навыками, необходимыми для работы в системе Министерстве иностранных дел, а также в сфере международных отношений в различных государственных и негосударственных организациях. Студенты, завершившие обучение по данному курсу и сдавшие зачеты и экзамены, должны обладать знаниями и навыками, необходимые для решения дипломатических задач в системе Министерства иностранных дел на уровне младшего дипломатического состава.

II.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа курса рассчитана на два семестра.

2.1. Содержание лекционных занятий

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Лекция 1

Введение в курс

Лекция 2

Информационно-аналитическая работа. Понятие информационно-аналитической работы, ее место и значение в дипломатической деятельности государства. Организация работы по сбору и анализу внешнеполитической информации в Центральном аппарате МИД и в его загранучреждениях. Основные требования, предъявляемые к внешнеполитической информации (своевременность, оперативность, точность, достоверность). Источники информации – официальные документы и материалы, данные, полученные в ходе личных контактов, научные исследования и публикации, статистические данные, материалы СМИ, собственные наблюдения. Важность обеспечения многообразия источников информации, ее надежности, выявления дезинформации.

Лекция 3

Информационно-аналитическая работа. Правила обработки информации, ее анализа, определения степени полезности для оперативной работы. Методы и способы сбора и хранения информации (досье и их современные аналоги в электронных хранилищах. Виды информационно аналитических материалов, подготавливаемых в загранучреждениях (шифртелеграммы, годовые отчеты, политические письма, справки, информации, обзоры печати, записи бесед, политические характеристики, хроники событий).

Лекция 4

Информационно-разъяснительная работа. Публичная дипломатия. Задачи информационно-разъяснительной работы по продвижению инициатив своего государства в сфере международных отношений и реализации внешнеполитического курса страны. Информирование руководства страны пребывания, официальных инстанций и общественности о внешней и внутренней политике своей страны, противодействие распространению ложной и искаженной информации на местном информационном пространстве. Формирование в политических и общественных кругах, положительного образа своей страны с целью создания благоприятного психологического климата для развития экономических, культурных, туристических и иных связей, привлечения инвестиций.

Формыинформационно-разъяснительнойработы - проведение бесед, выступления с докладами, проведение пресс-конференций и брифингов, выступления по радио и телевидению, опубликование пресс-релизов и иных сообщений и заявлений от имени посольства, создание Интернет-сайтов посольства и интерактивное общение с пользователями Интернета, использование выставок, конференций, гастрольных мероприятий, приемов и иных протокольных мероприятий.

Технология информационно-разъяснительной работы и предъявляемые к ней требования - достоверность, правдивость, доходчивость, объективность, отсутствие перекосов в сторону преувеличенно позитивного или негативного изображения своей страны и ее политики, оперативность, регулярность, свежесть информации. Важность поддержания доверительных контактов с авторитетными, объективными и благожелательно настроенными представителями СМИ, ориентация на мультипликаторов общественного мнения, учет местной специфики, менталитета, уровня социально-культурного развития местного общества.

Лекция 5

Дипломатические контакты и беседы.Роль и значение деловых контактов в дипломатической работе. Технология установления и поддержания контактов, предъявляемые при этом требования. Особенности проведения встреч и бесед с официальными лицами, с представителями делового мира, партий и общественных организаций, с деятелями науки и культуры, с журналистами, представителями других профессий. Различные случаи проведения бесед – по заданию Центра, в том числе с передачей документа, по собственной инициативе или инициативе собеседника, на дипломатическом приеме, при встречах в общественных местах и в неофициальной обстановке и т.п. Порядок и методика оформления записей бесед и обработки информации, полученной в ходе деловых встреч.

Лекция 6

Экономическая дипломатия.Понятие экономической дипломатии. Роль и значение торгово-экономических интересов в международной политике страны. Экономическая дипломатия в двусторонних отношениях. Посольства и их роль в системе двусторонней экономической дипломатии, в защите экономических интересов страны. Механизмы практического осуществления экономической дипломатии в России. Взаимоотношения дипломатии и бизнеса. Роль организованных лоббистских структур: РСПП, ТПП, АРБ и т.д. и их взаимоотношения с МИД России. Экономическая дипломатия в структуре МИД России. Многосторонняя экономическая дипломатия.

    1. Содержание семинарских занятий

Семинар 1

Отработка методики отбора, классификации и анализа информации, необходимой для подготовки информационных материалов по вопросам внешней политики. Ознакомление слушателей с особенностями подготовки Хроники событий и Обзора печати, с предъявляемыми к ним требованиями, с процессом их составления и рассмотрения перед отправкой в Центр

Задание: подготовить к очередному семинару Обзор печати на 2-3 страницах.

Семинар 2

Ознакомление студентов с технологией подготовки более сложных информационных материалов и с предъявляемыми к ним требованиями. По возможности использовать в качестве иллюстрации оригинальные документы из посольств.

Задание: подготовить к очередному семинару политическую характеристику одного из зарубежных государственных деятелей на основе материалов, опубликованных в СМИ и полученных из баз данных Интернета.

Семинар 3

Отработка навыков подготовки информационных материалов с элементами анализа и оценки.

Задание: Подготовить Информацию по заданной руководителем семинара тематике.

Семинар 4

Разбор подготовленных студентами работ с учетом их содержания, оформления и стилистики. Анализ наиболее типичных ошибок, допущенных при их подготовке.

Семинар 5

Подробно рассматриваются обозначенные в лекции средства и методы проведения информационно-разъяснительной работы для популяризации внешнеполитического курса России и ознакомления местной общественности с социально-экономической, культурной и духовной жизнью страны. Особое внимание уделяется работе с официальными кругами государства пребывания, руководством страны, контактам с правительственными инстанциями, прежде всего, с внешнеполитическим ведомством. Основные формы работы с общественностью страны пребывания (доклады, лекции, участие в конференциях и симпозиумах, проведение пресс-конференций и брифингов, личные беседы, публикации в печати, выступления по радио и на телевидении, использование возможностей Интернета.

Слушателям предлагается тема для проведения на следующем семинаре учебной пресс-конференции с распределением между ними конкретных задач.

Семинар 6

Руководитель семинара делает дополнительные пояснения по стилистике проведения информационно-разъяснительной работы, указывает на необходимость учета настроений местной общественности, атмосферы двусторонних отношений и международной обстановки, дает рекомендации о наиболее предпочтительных способах парирования недружественных, провоцирующих и откровенно враждебных вопросов, освещения невыгодных для своей страны тем.

Желательны также рекомендации относительно тактики построения своих выступлений с целью наиболее убедительной и выразительной подачи позитивных явлений во внутренней жизни своей страны, а также о предпочтительных формах изложения и популяризации ее внешней политики.

Проводится учебная «пресс-конференция» по разработанному сценарию с распределением ролей между слушателями. Руководитель семинара по ходу занятия корректирует действия участников, обращает внимание на допущенные ошибки.

Семинар 7

В ходе занятия подробно рассматриваются такие вопросы, как установление первых контактов с лицами, с которыми предстоит поддерживать деловые отношения в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Даются рекомендации относительно подготовки к беседам, о стиле общения с собеседником, правилах ведения полемики и т.д. Слушатели могут быть ознакомлены с различными сценариями проведения бесед, содержащимися в имеющихся учебных пособиях.

Задание: подготовиться к проведению беседы по одному из сценариев, предложенных преподавателем.

Семинар 8

На занятии проводится учебная беседа с участием студентов. Слушатели получают новое задание: продумать и изложить письменно свои соображения по поводу возможного решения затронутых в беседе вопросов и подготовить соответствующие предложения в Центр.

Семинар 9

Проводится разбор подготовленных студентами записей бесед и доклада в Центр по тематике беседы.

Семинар 10

Знакомство с правовой базой международно-экономической деятельности МИД России и его загранучреждений. Рассмотрение практических задач, стоящих перед дипломатическими работниками в сфере международных экономических отношений.

Второй семестр
2.1 Содержание лекционных занятий
  1. Исследования дипломатии 13 (1)

    Дипломная работа
    Становление МГИМО как университета неотрывно от процесса формирования и развития многочисленных научных школ. Междисциплинарные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследований – традиция, воспринятая МГИМО у своего предшественника
  2. Исследования дипломатии 13 (2)

    Дипломная работа
    Становление МГИМО как университета неотрывно от процесса формирования и развития многочисленных научных школ. Междисциплинарные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследований – традиция, воспринятая МГИМО у своего предшественника
  3. 60 лет. По дороге в будущее (1)

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.
  4. 60 лет. По дороге в будущее (2)

    Документ
    Юбилейное издание посвящено прошлому и настоящему Московского государственного института международных отношений (университета). Книга содержит исторический очерк, знакомит с факультетами и институтами МГИМО, рассказывает о научных
  5. 60 лет. По дороге в будущее (3)

    Документ
    Юбилейное издание посвящено прошлому и настоящему Московского государственного института международных отношений (университета). Книга содержит исторический очерк, знакомит с факультетами и институтами МГИМО, рассказывает о научных
  6. Научные школы международные отношения

    Документ
    Становление МГИМО как университета неотрывно от процесса формирования и развития многочисленных научных школ. Междисциплинарные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследований – традиция, воспринятая МГИМО у своего предшественника
  7. Новости 12 (9)

    Документ
    0 . 009, 14:45 1 ПЕТРОВКА, 38 1 ТВЦ, 11.0 . 009, 17:50 1 СОБЫТИЯ 17 ТВЦ, 11.0 . 009, 0 :00 17 СОБЫТИЯ 17 ТВЦ, 11.0 . 009, 08:00 17 СОБЫТИЯ 17 ТВЦ, 11.
  8. Госдума РФ мониторинг сми 3 марта 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: Принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации Закон "О противодействии терроризму", вызвал неоднозначную оценку. Разгорелись споры о том, нужно ли было расширять полномочия спецслужб, которые теперь на законных
  9. Первый канал, новости, 18. 10. 2005, Крискевич Вячеслав, 18: 00 10 (1)

    Документ
    "Я НАДЕЮСЬ, В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ МЫ БУДЕМ ИМЕТЬ КОНФИСКАЦИЮ В НОРМАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ФОРМЕ",. ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ, ГЛАВА КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ.

Другие похожие документы..