Программа дисциплины Культура деловой и политической аргументации Для направления 030200. 62 Политология Курс III

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики

Кафедра прикладной политологии

Программа дисциплины

Культура деловой и политической аргументации

Для направления 030200.62 Политология

Курс III

Автор:

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук,

профессор Г.Л. Тульчинский

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________________ Зав. кафедрой «___» ____________ 200_г. __________/А.Ю.Сунгуров/

«___» ____________ 200_г.

Утверждено УМС

____________________________

Председатель

__________________

«___» ____________ 200_г.

Санкт – Петербург

2010

1. Пояснительная записка

Аргументация – деятельность (теория и искусство), связанная с обоснованием конкретных утверждений, положений или мнений. Такое обоснование может включать анализ, критику, доказательство своей точки зрения, своего понимания проблемы и ее решения, опровержение позиции другой стороны.

Аргументация широко представлена в бизнесе, политике, юриспруденции, науке, образовании, обыденном опыте. Беседы, выступления (на презентации, в суде, на митинге, с публичной лекцией, ответ на экзамене), переговоры (личные, по телефону, в сети), совещания, делопроизводство (приказы, распоряжения, инструкции) – все это, в конечном счете, разновидности аргументации. Можно утверждать, что аргументация – часть интеллектуальной и коммуникативной культуры как общества, так и конкретной личности: политика, предпринимателя, менеджера, преподавателя, студента…

Она часть жизненной компетентности личности, живущей в обществе.

.Цель дисциплины: сформировать представление о предмете и основных понятиях культуры деловой аргументации, как дисциплины XXI века, интегрирующей зна­ния ряда гуманитарных наук (логики, психологии, риторики, филологии, семиотики, культурологи), сформировать навыки эффективной публичной аргументации.

Объект изучения: теория и практика эффективной аргументации как части коммуникативной культуры, политической и деловой активности.

Предмет изучения: правила и приемы оперирования с логическими, психологическими и прочими средствами эффективной (доказательной и убедительной) аргументации.

Междисциплинарные связи: в курсе базируются на использовании знаний, полученных студентами в рамках изучения других дисциплин (примеры понятий, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений тезисов). Речь идет о таких дисциплинах, как философия, политология, логика, русский язык и литература, история, дисциплины естественно-научного цикла, логика и методология науки. Знания и умения, приобретенные в рамках этих дисциплин, образуют исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Задачи дисциплины:

  • Понимание роли и значения теории и практики эффективной аргументации в истории человеческой цивилизации, в политике, науке, образовании, праве, менеджменте.

  • Понимание особенностей деловой и политической аргументации с учетом специфики межкультурных коммуникаций.

  • Освоение концептуального и терминологического аппарата теории аргументации.

  • Освоение логических, психологических, риторических и лингвистических средств деловой устной и письменной аргументации

  • Умение оперировать с понятиями и суждениями, строить доказательные умозаключения.

  • Умение эффективно пользоваться корректными приемами аргументации и приемами борьбы с некорректной аргументацией.

Формы и методы проведения учебных занятий

В рамках курса используются:

  • лекции;

  • практические занятия (выполнение заданий);

  • самостоятельная работа слушателей;

  • практикум по публичной аргументации (полемика и диспут).

Требования к освоению дисциплины

  • Знать исторические, культурологические и социальные факторы, порождающие культуру деловой аргументации, востребованность эффективной публичной аргументации.

  • Понимать роль и значение аргументации в истории человеческой цивилизации, в политических и деловых коммуникациях, науке, образовании, праве.

  • Владеть концептуальным и терминологическим аппаратом эффективной аргументации.

  • Уметь оперировать с понятиями и суждениями, строить доказательные умозаключения.

  • Уметь эффективно пользоваться корректными приемами аргументации и приемами борьбы с некорректной аргументацией.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

В содержание курса включаются проблемные темы, интегрирующие знания из таких гуманитарных наук как логика, психология, риторика, филология, семиотика, культурология.

На практические занятия выносится освоение конкретных средств и приемов эффективной аргументации, позволяющих студентам познакомиться с культурой современной деловой аргументации.

Такая организация и распределение учебного материала по­зволяют формировать у студентов самостоятельность сужде­ний и научное мышление, опирающееся на факты и мнения, сформировать навыки эффективной публичной аргументации

Формы и виды контроля знаний.

Текущий контроль знаний студентов: семинарские занятия, включая участие в публичных дискуссии и полемике, подготовка и презентация эссе с индивидуальной аргументацией (отбор темы для индивидуальной аргументации и обоснование выбора).

Итоговый контроль – зачет. Форма зачета – письменное задание - тест с предъявлением конспекта подготовленного ответа.

Методика формирования результирующей оценки:

Оценивание знаний проводится по десятибалльной шкале и по накопительной системе.

В накопительной системе накопленная оценка может быть получена накоплением баллов за все формы текущего, а также ответа на зачете.

Оценка по каждой форме контроля имеет свой вес в накопленной оценке:

(1) оценка за текущую успеваемость, включая:

- посещаемость - 10% накопленной оценки (1 балла),

(2) оценка за самостоятельную работу, включая

- оценка за участие в семинарах, в т.ч. - публичной полемике и публичной

дискуссии – 20% (2 балла);

- подготовка и презентация эссе с индивидуальной аргументацией - 20% (2 балла),

в случае выполнения задания без публичной презентации эссе (защиты) 10%

(1балла) + активное участие в аргументации других студентов пропорцию от

10%.

(3) оценка за сданный зачет по итогам курса – 40% (4 балла)

Итоговая оценка будет представлять сумму оценок по каждому виду контроля.

Основное содержание

Тема 1. Предмет, значение и особенности культуры деловой и политической аргументации (1 ч.)

Роль и значение аргументации в социальной коммуникации. Аргуметация и манипуляция. Условия востребованности культуры аргументации, логической интеллектуальной культуры. Место и значение логики в развитии цивилизации. Условия эффективности аргументации. Природа убедительности аргументации. Знание и понимание, обоснование и убеждение. Рациональность и эффективность. Аргументация и свобода. Культура аргументации и нравственность общества, личности. Теория и практика эффективной аргументации в деловой активности. Аргументация в российском духовном опыте, политической и деловой культуре. Аргументация и интеллектуальная компетентность. Содержание курса.

Тема 2. Система культуры деловой и политической аргументации (1 ч.)

.Деловая аргументация в системе деловой культуры и политики. Требования к эффективности деловой и политической аргументации и критерии ее эффективности. Нормы и ценности деловой и политической культуры, их роль в построении и использовании аргументации. Коммуникативные барьеры. Структура аргументации. Факты и аргументы. Критика в деловой и политической коммуникации. Деловая, политическая аргументация и правовая культура. Слушание, внимание и анализ в деловой и политической аргументации. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере и политике.

Тема 3. Виды аргументации и сферы ее применения (2 ч.)

Понятие и виды спора в деловой культуре и политике (публичный, письменный, устный, упорядоченный и т.д.). Полемика, дискуссия и дебаты в деловой и политической коммуникации. Деловой разговор. Беседа по телефону. Совещания и конференции: подготовка и проведение как условия эффективности аргументации. Пресс-конференции. Переговоры. Презентации. Публичные выступления. Аргументация в деловой и политической переписке, справочно-информационных, распорядительных и организационных документах.

Тема 4. Культура деловой и политической аргументации в системе межкультурных коммуникаций (2 ч.)

Основные факторы, определяющие особенности национальной деловой культуры, политической жизни и социальной коммуникации. Сравнительный анализ национальных деловых культур и стиля общения. Ценности, нормы национальных культур как факторы деловой аргументации. Основные сложности и проблемы деловой и политической аргументации в межкультурном общении. Культура аргументации как условие успешности и эффективности кросскультурного менеджмента, политики и бизнеса в условиях глобализации.

Тема 5. Логические средства деловой и

политической аргументации (10 час. = 8 лекц.+2 сем.)

Понятие и термин. Логическая структура понятия: объем и содержание. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями. Деление и правила деления. Классификация. Типология. Определение и правила определения. Виды определений.

Суждение и предложение. Логическая структура простого суждения. Утверждение и истинность. Логическое ударение в предложении и логический анализ. Виды суждений. Отношения между суждениями. "Законы мышления". Логика, мышление и информационные технологии.

Умозаключения (рассуждения). Дедукция и индукция. Непосредственные и опосредованные умозаключения. Силлогистика: общие правила, фигуры и правильные модусы. Полисиллогизмы, эпихейрема и энтимема. Условно-разделительные и условно-категорические умозаключения. Полная и неполная индукция. Методы установления причинных связей. Аналогия. Графические приемы рассуждений.

Доказательства и опровержения. Структура доказательства и опровержения: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Виды оснований. Прямое и косвенное доказательство. Паралогизмы, софизмы и парадоксы.

Тема 6. Риторические средства деловой и

политической аргументации (4 час. = 2 лекц.+2 сем.)

Особенности стилистики деловой и политической устной и письменной речи. Понятие и слово. Синонимы, омонимы, метафоры и термины. Риторические фигуры и риторические приемы. Вопросы в деловой аргументации: виды вопросов и их роль в споре. Условия эффективности вопросов и ответов на них. Как быть с вопросами, которые на самом деле не вопросы.

Приемы усиления позиции в деловом и политическом споре.

Тема 7. Психологические средства деловой и

политической аргументации (4 час.=2 лекц.+ 2сем.)

Психолого-коммуникатиный потенциал деловых и политических партнеров и оппонентов. Поверхностные и глубинные структуры коммуникации. Эмоциональный настрой в деловом и политическом споре. Преодоление волнения и страха в деловом и политическом общении и споре. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Якорение, рефрейминг, метафоры, работа с субмодальностями, использование линии времени, достижение сущностного состояния, трансовые техники. Гендерные особенности деловой и политической аргументации. Невербальные приемы в деловом и политическом споре. Выведение оппонента из равновесия. Комплименты в деловой и политической коммуникации. Смех в аргументации. Креативное мышление в деловой и политической аргументации. Приемы манипуляции в деловой и политической аргументации и борьба с ними.

Тема 8. Корректные и некорректные приемы деловой и политической аргументации (4 ч.)

Корректные и некорректные приемы ведения спора. "Женская" логика. Способы противодействия некорректным приемам. Технология приведения к консенсусу. Роль подготовки к деловому спору. Порядок эффективной подготовки к деловому спору. Стратегия и тактика аргументации. Причины неудачной или малоэффективной аргументации. Роль и значение анализа итогов спора.

Тема 9. Практикум публичной аргументации (12 ч.)

Практикум является продолжением и развитием лекционного курса. Он состоит из

индивидуальной аргументации и участия в групповом споре в двух режимах: дискуссии и полемике.

Цели практикума

- Приобретение слушателями навыка публичной аргументации (доказательства и опровержения);

- Практическое использование знаний, приобретенных в рамках курса;

- Знакомство с процедурами подготовки, организации и проведения публичной дискуссии (диспута) и полемики.

Содержание практикума

Практикум включает:

- Самостоятельную работу студента (с консультированием преподавателем);

- Аудиторные занятия.

Самостоятельная работа

В рамках самостоятельной подготовки осуществляются:

- Выбор и формулировка тезиса;

- Отбор и формулировка аргументов;

- Определение способа демонстрации;

- Подготовка публичного выступления.

На всех стадиях самостоятельной работы осуществляется консультирование у преподавателя.

Тезис должен быть сформулирован в виде утвердительного или отрицательного суждения.

В качестве демонстрации могут использоваться различные способы доказательства и опровержения (прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные, табличные, аналитические и т.д.).

Тезис и аргументы должны быть определены не позднее, чем за неделю до предполагаемого публичного выступления и доведены до сведения учебной группы (устно или в виде объявления, листовки).

Аудиторное занятие (дискуссия)

Аудиторное занятие проводится при условии присутствия на нем в качестве слушателей не менее 5 студентов.

Каждому из выступающих на аргументацию отводится 1 академический час.

В отведенное время:

- в устном сообщении формулируются тезис, используемые аргументы и сама аргументация (не менее 20 минут);

- слушателями задаются вопросы на уточнение и понимание тезиса и аргументов, способов аргументирования; на каждый из вопросов автор сообщения должен дать ясные ответы (на вопросы и ответы отводится примерно 10-20 минут);

- после полученных ответов слушателями высказываются развернутые суждения с критикой предложенных тезиса, аргументов и демонстрации, или выдвигаются дополнительные аргументы в подтверждение услышанного (15-20 мин.);

- автор аргументации выступает с ответом на критику (5 мин.):

- преподаватель подводит краткий аналитический итог дискуссии.

Аттестация по итогам индивидуального практикума

Необходимыми условиями аттестации являются:

- успешная публичная аргументация (доказательство или опровержение выбранного тезиса, убедившие слушателей или выявление необходимости уточнения аргументации);

- активное участие в дискуссии (обсуждении не менее 10 аргументаций).

Практикум по дискуссии

Этапы диспута:

  1. Определение тем

  2. Формирование команд:

  • сторонники (пропоненты) – доказывающие тезис («за»)

  • оппоненты – опровергающие тезис («против»)

  • эксперты – оценивающие спор

  • публика – слушатели и зрители, участвующие в споре и подведении итогов

  1. Подготовка:

  • определение понятий

  • выбор аргументов

  • определение сильных и слабых сторон (своих и противника)

  • выбор стратегии

  • формулировка вопросов к противнику

  1. Определение очередности

  2. Слово сторонников (пропонентов)

  3. Вопросы оппонентов, публики, ответы на них

  4. Слово оппонентов

  5. Вопросы пропонентов, публики, ответы на них

  6. Критика пропонентами позиции оппонентов

  7. Критика оппонентами позиции пропонентов

  8. Критика со стороны публики (желающих)

  9. Ответ пропонентов на критику

  10. Ответ оппонентов на критику

  11. Итоговая оценка пропонентами позиций – своей и оппонентов

  12. Итоговая оценка оппонентами позиций – своей и пропонентов

  13. Оценка итогов экспертами

  14. Оценка итогов публикой

Эксперты

Оценивают аргументацию сторон (пропонентов и оппонентов) по следующим критериям:

  • Четкость формулировки исходных понятий: от 0 до 5 баллов

  • Качество и убедительность аргументации: от 0 до 5 баллов

  • Качество вопросов: от 0 до 5 баллов

  • Уровень критики: от 0 до 5 баллов

  • Конструктивность поведения команд: от 0 до 5 баллов

Таким образом, каждая из команд может набрать от 0 до 25 баллов

Публика

  • Вольна в определении симпатий и поддержке.

  • Задает вопросы сторонам (этапы 6 и 8)

  • Критикует позиции сторон (этап 11)

  • Оценивает итоги диспута (прямым голосованием) по трем критериям:

- Убедительность

- Корректность

- Победа в споре

Практикум по полемике

Этапы полемики:

  1. Определение тем

  2. Формирование команд:

  • сторонники (пропоненты) – доказывающие тезис («за»)

  • оппоненты – опровергающие тезис («против»)

  • публика = группы поддержки (участников полемики)слушатели и зрители, участвующие в споре;

  • эксперты – оценивающие спор = нейтральная часть публики.

  1. Подготовка:

  • выбор аргументов

  • определение сильных и слабых сторон (своих и противника)

  • выбор стратегии и тактики

  1. Определение - кто начинает

  2. 2 раунда полемики по 15 минут (без рукоприкладства и ненормативной лексики)

  3. Оценка итогов экспертами

  4. Оценка итогов всеми участниками.

Эксперты

Оценивают аргументацию сторон (пропонентов и оппонентов) по следующим критериям:

  • Наличие и реализация четкой стратегии спора: от 0 до 5 баллов

  • Убедительность аргументации: от 0 до 5 баллов

  • Использование группы поддержки: от 0 до 5 баллов

  • Эффективность использования некорректных приемов

аргументации: от 0 до 5 баллов

  • Эффективность борьбы с некорректными приемами: от 0 до 5 баллов

Таким образом, каждая из команд может набрать от 0 до 25 баллов

Публика

  • Группы поддержки свободны в выборе форм проявления симпатии и выражения отношения к противникам «своей» команды и происходящему в целом.

Организация самостоятельной работы

Предлагаемая программа предполагает умение слушателей работать с научной литературой, оперировать логическим концептуальным аппаратом. Поэтому на практиче­ских занятиях студентам даются задания в соответствии с проблематикой лекционного курса, организуется практикум по публичной аргументации с доказательством самостоятельно выбранного тезиса, а также коллективная дискуссия и полемика. Все эти виды самостоятельной ра­боты оцениваются преподавателем и учитываются при допуске к зачету.

Основныепонятия: аргументация, дедукция, дискуссия, доказательство, знак, индукция, классификация, коммуникации, культура речи, логос, определение, опровержение, полемика, понятие, рассуждение, риторика, семиотика, семантика, сознание, спор, суждение, умозаключение, язык.

Тестовые задания по итоговой аттестации (зачет)

Примеры.

1

(1) Некоторые улитки являются горами. Все

горы любят кошек. Следовательно все

улитки любят кошек.

а) правильно

б) не правильно

(2) Установить отношения между понятиями:

- Отец, сын, мужчина, племянник

2

  1. Доказать, что если обвиняемый невиновен, то его оправдают

  2. Определить логическую структуру простого суждения:

«Земля вращается вокруг Солнца»

3

  1. Корректно ли следующее доказательство? Если - нет, то почему?:

“Все вещества являются химическими элементами”

Все металлы - химические элементы. Все металлы - вещества. Следовательно, все вещества - химические элементы.

(2) Установить отношения между понятиями:

Бизнес, коммерческая деятельность, менеджмент, учет

4

  1. Известно, что сложное суждение A\/B\/C истинно. Суждения A и B истинны каждое в отдельности. Каково значение истинности суждения С?

(2)Сформулировать противоречащее,

подчиненное и противное суждения:

Все работники компании озабочены ее финансовым положением

5

(1) Противопоставить предикату следующую посылку:

«Ни один студент не откажется подольше поспать утром»

(2) Установить отношения между понятиями:

- Произведение искусства, произведение русской литературы, памятник культуры

6

  1. Опровергнуть, что если обвиняемый невиновен, то его оправдают

  1. Определить логическую структуру простого суждения:

«Солнце не вращается вокруг Земли»

Критерии оценки для аттестации:

10 баллов = полностью и верно выполнены оба задания

9 баллов = полностью и верно выполнено одно задание, второе с

некоторыми неточностями

8 баллов = полностью выполнены оба задания с несущественными неточностями

7 баллов = полностью выполнены оба задания с некоторыми неточностями

6 баллов = полностью и верно выполнено одно задание, второе задание с несущественными ошибками

5 баллов = полностью и верно выполнено только одно задание или оба задания

выполнены с несущественными ошибками

4 балла = оба задания выполнены с ошибками

3 балла = не выполнены оба задания

Список литературы

Обязательная:

Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.

Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб, 2000.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. М., 1997.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 1999.

Поварнин С.И. Искусство спора. СПб, 1997; М., 1993; //Вопросы философии. 1990, № 3.

Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. М.:Идея-Пресс, 2006.

Тульчинский Г.Л. Культура деловой аргументации. СПб, 2001.

Рекомендуемая:

Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. СПб, 1999.

Асмус В.Ф. Логика. М., 2004.

Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб, 2005.

Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевой стратегии. Воронеж, 1995.

Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.,1991.

Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, 2009.

Еемерен Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб, 1992.

Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна, 1997.

Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992; 1994;1995 и др.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.. М.: Алгоритм, 2004;

Курбатов В. Женская логика. Ростов/Дону -1993;

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование.М.: Наука, 2008.

Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1998.

Мартин Д. Манипулирование встречами. Минск, 1997.

Митчелл М. Деловой этикет. М., 2005.

О' Коннор Д., Семор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1998.

Пиз А. Язык жестов. М., 1992 и др.

Протокол и этикет для деловых людей. СПб, 1993 и др.

Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. М., 2005.

Светлов В.А. Современная логика. СПб, 2006.

Свинцов В.И. Логика. М.,1997.

Тягло А.В. Критическое мышление на основе элементарной логики. Харьков, 2001.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990 и др.

Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М., 1996 и др.

Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

Тематический план

Наименование тем

Аудиторные часы

Самостоят.работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Предмет, значение и особенности культуры деловой и политической аргументации

1

-

1

4

5

2

Система культуры деловой и политической аргументации

1

-

1

4

5

3

Виды аргументации и сферы ее применения

2

-

2

6

8

4

Культура деловой и политической аргументации в системе межкультурных коммуникаций

2

-

2

8

10

5

Логические средства деловой и политической аргументации

6

2

8

10

18

6

Риторические средства деловой и политической аргументации

2

2

4

10

14

7

Психологические средства деловой и политической аргументации

2

2

4

8

12

8

Корректные и некорректные приемы деловой и политической аргументации

4

-

4

10

14

9

Практикум публичной аргументации

-

12

12

10

22

Итого:

20

18

38

70

108

  1. Программа дисциплины «Политическое консультирование» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор к ф. н. Матвейчев О. А

    Программа дисциплины
    Курс «Политическое консультирование» представляет собой авторскую программу, разработанную практикующим политическим консультантом на основании опыта, прежде всего, российских избирательных кампаний.
  2. Программа дисциплины «политические отношения и политический процесс в современной россии (современная российская политика)» Для направления 030200. 62 Политология

    Программа дисциплины
    Преподавание курса «Политический процесс и отношения в современной России» опирается на систему знаний, умений и навыков, формируемую на протяжении обучения в рамках программы предшествующих курсов для политологов.
  3. Программа дисциплины Политическая история России и зарубежных стран Для направления 030200. 62 Политология (1)

    Программа дисциплины
    Актуальность курса связана с глобальными процессами, меняющими картину современного мира и взаимодействие между различными устоявшимися представлениями, политическими институтами и структурами.
  4. Программа дисциплины «Основы социальной политики» Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Основы социальной политики».
  5. Программа дисциплины "Политическая конфликтология" (1)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины "Политическая конфликтология" для направления 030200.
  6. Программа дисциплины "Политическая конфликтология" (2)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Политическая конфликтология».
  7. Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного доступа к осуществлению прав граждан для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра (1)

    Программа
    1) выработать у студентов навыки аналитической и научно-исследовательской работы и успешно применить их на практике при написании статей, рефератов, обзоров,
  8. Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного доступа к осуществлению прав граждан для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра (2)

    Программа
    2) изучить научные подходы к проблемам демократического управления, прав человека, равенства и равного доступа к правам; помочь студентам овладеть теоретическими знаниями, необходимыми для профессионального анализа явлений в изучаемой сфере.
  9. Программа «Гражданское общество» предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200. 62 «Политология». Программа разработана в соответствии с

    Программа
    Программа «Гражданское общество» предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.

Другие похожие документы..