Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско краеведческого образования детей 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

СТРЕЛЬНИКОВА Светлана Анатольевна

Повышение квалификации педагога системы дополнительного

туристско – краеведческого образования детей

13.00.08– теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2011

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии

Российской международной академии туризма.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Голованов Виктор Петрович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, Заслуженный

учитель Российской Федерации

Константинов Юрий Сергеевич;

кандидат педагогических наук, доцент

Смирнов Дмитрий Витальевич.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления».

Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, зал диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.

Автореферат разослан 22 ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.Ю.Питюков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная ситуация развития общества характеризуется глубокими и стремительными переменами, которые определили необходимость пересмотра как политики образования в целом, так и отдельных ее компонентов. Значительная роль отводится дополнительному профессиональному образованию, призванному реализовывать функции повышения квалификации и переподготовки работников в системе непрерывного образования, в том числе и в дополнительном образовании детей. В современных условиях требует решения проблема развития и совершенствования профессионально-педагогической подготовки главного субъекта этой системы - педагога дополнительного образования. Это обусловлено, с одной стороны, изменением содержания, организации методов обучения и воспитания обучающихся, с другой стороны появлением новых типов образовательных учреждений.

В системе дополнительного туристско-краеведческого образования детей более 40% работников не имеют профессионального педагогического образования. В настоящее время педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей готовят в МГГУ им. М.А.Шолохова и еще в нескольких вузах страны, но в среднем численность их выпускников не превышает и одного процента среди одиннадцати тысяч педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей. Существовавшая ранее система подготовки и повышения квалификации туристских кадров советов по туризму и экскурсиям, дававшая специальную туристскую подготовку для педагогов, практически прекратила свое существование. Указанные обстоятельства вызывают необходимость организации профессионально-педагогической подготовки в условиях повышения квалификации из числа сотрудников учреждений дополнительного образования детей, не имеющих педагогического образования, определение ее содержательных и организационных компонентов.

Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, происходит главным образом, в процессе непрерывного повышения профессиональной квалификации, способствующего развитию его способностей и созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.

В разработанности проблемы повышения квалификации накоплен значительный материал по профессиональной педагогике (С.Я.Батышев, А.М.Новиков, В.А.Сластенин и др.), по вопросам формирования содержания профессионального образования (И.А.Дрогов, И.А.Зимняя, П.Ф.Кубрушко и др.), по теории и методике профессионального образования в сфере туризма (И.В.Зорин, В.А.Кальней, В.А.Квартальнов, В.Ю.Питюков, А.И.Сеселкин, С.Е.Шишов и др.). К числу наиболее значимых аспектов по проблеме развития самообразования мы можем отнести исследования Б.П.Беспалько, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева и др. Важность повышения профессионализма педагогических работников образования, программно-методического обеспечения процессов повышения квалификации педагогов, формирования методологической и педагогической компетенции педагогов обосновываются в трудах Ю.К. Бабанского, Б.С.Гершунского, Ю.М.Лагусева, Л.М.Митиной, А.М.Новикова, Д.А.Новикова, В.А.Сластенина, и др. Процесс развития профессионализма педагога дополнительного образования освещен в работах, выполненных А.К. Брудновым, В.П. Головановым, Ю.С. Константиновым, А.А. Остапцом-Свешниковым, С.В. Сальцевой, Д.В. Смирновым, Л.П. Слесаревой, А.И. Щетинской и др.

Вместе с тем незначительное количество специальных научных исследований в области повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, при современных требованиях, предъявляемых к дополнительному образованию детей, что отрицательно отражается на качестве дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

Актуальность нашего исследования определяется рядом противоречий:

- между необходимостью поиска эффективных направлений совершенствования педагогической деятельности педагога и отсутствием системы повышения его квалификации;

- наличием в классификаторе профессий должности «педагог дополнительного образования» и отсутствием системы непрерывного профессионального образования данной категории педагогов.

Поэтому, в современных условиях возникает необходимость создания локальной системы повышения профессионально-педагогической квалификации. Все вышесказанное позволяет сформулировать проблему данного исследования: какое содержание и какие формы организации повышения квалификации позволят обеспечить эффективное повышение профессионально-педагогического уровня педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей?

Актуальность, наличие теоретических и практических предпосылок решения поставленной проблемы и вместе с тем, недостаточная её разработанность и определили тему исследования:«Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей».

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования, в соответствии с которой определены его объект и предмет.

Цель исследования – обосновать особенности повышения квалификации педагога, разработать и реализовать модель повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

Объектисследования: профессиональная деятельность педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

Предметисследования: процесс повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования быта выдвинута гипотеза о том, что повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей будет эффективной, если будут разработаны ее содержательные и организационные компоненты, для чего необходимо:

- выявить особенности повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

- разработать модель повышения квалификации педагога, ориентированную на профессионально-педагогическую подготовку педагога, адекватную целям и содержанию развития системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

- разработать программно-методическое обеспечение повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, которое обеспечит повышение его профессионально-педагогической компетентности.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. раскрыть особенности повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

2. разработать и осуществить опытно-экспериментальную проверку модели повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, включающую ее содержательные и организационные компоненты;

3. разработать программно-методическое обеспечение повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, подготовить рекомендации по его реализации в практике работы учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

Методологической основой являются личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, работы ученых по проблеме педагогического образования (С.Я. Батышев, А.М.Новиков, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов; анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ творческой деятельности педагогов; педагогический эксперимент.

Организация и база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ Московской городской станции туристов (МосгорСЮТур), Центра детского творчества Пушкинского района Московской области, Московской Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения и 18 учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой профиля г. Москвы. На разных стадиях исследования приняли участие 212 педагогов дополнительного образования детских туристско-краеведческих объединений, 27 руководителей учреждений дополнительного образования детей реализующих туристско-краеведческую направленность в г. Москве, Московской области и других регионах России.

Исследование проводилось с 2002 по 2011 гг. и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2002 – 2004 гг.) – изучение степени разработанности проблемы формирования профессиональной подготовленности педагогов в системе дополнительного образования детей, использованию различных технологий в образовательном процессе, определение концептуальных теоретических оснований и методики исследования.

На втором этапе (2005 – 2007 гг.) – разработка методики формирующего эксперимента, опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования.

На третьем этапе (2008 – 2011 гг.) проведён констатирующий эксперимент; обработаны, осмыслены и систематизированы полученные данные, оформлены результаты исследования в диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессиональной педагогики дополнена моделью повышения квалификации педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, раскрывающей во взаимосвязи цели, компонентный состав, сущность, критериально-оценочный аппарат, условия эффективности данного процесса.

Научная новизнаисследования определяется тем, что разработаны содержательные и организационные компоненты повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей:

1. Выявлены особенности (мотивационные, социальные, организационные, научно-методические), определяющие повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей. Ключевой особенностью является обеспечение готовности и возможности профессионально мыслить и действовать в образовательной, учебно-познавательной, имитационно-моделируемой и реальной (в автономных от цивилизации условиях туристского путешествия) педагогической деятельности;

2. Разработана и представлена модель повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, включающая взаимосвязанные и взаимозависимые модули: модульцелеполагание, определяющий цели и задачи повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей; концептуальный модуль, определяющий основную идею – персональное развитие педагога, принципы целевых установок, отбора содержания, организации деятельности, рефлексии и коррекции; содержательный модуль, включающий психолого-педагогический, туристско-краеведческий, медико-гигиенический, нормативно-правовой, программно-методический, информационно-технологический, компоненты обеспечения безопасности компоненты; деятельностный модуль, представленный формами, методами и средствами повышения квалификации педагогов; аналитический модуль, представленный нормативно-правовым, диагностическим, методическим, инновационным и информационно-технологическим компонентами; результативный модуль, характеризующий рост квалификационного уровня педагогического мастерства – базовый, высокий, творческий.

3. Разработано программно-методическое обеспечение и рекомендации по повышению компетентности педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, включающее комплекс программ для педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей с разным уровнем подготовки.

Практическая значимость исследования определяется разработкой: программы: «Формирование профессионально-педагогической компетентности педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей» (144часа), содержание которой и ее организация варьируются в зависимости от категории слушателей и их профиля деятельности; учебного модуля «Детский туризм и краеведение» в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников дополнительного образования детей на базе МИОО; программы «Управление качеством дополнительного туристско-краеведческого образования детей» для руководителей учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля города Москвы (144часа). Разработанные материалы являются базой для методического совершенствования формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, а также могут быть использованы в практике работы учреждений дополнительного образования детей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей обусловлено совокупностью особенностей: организационных, педагогических, содержательных, программно-методических, научно-исследовательских, процессуальных и ценностно-мотивационных.

2. Системным и целостностным представлением процесса и результата повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей является модель, включающая взаимозависимые модули: модуль целеполагание; концептуальный модуль; содержательный модуль; деятельностный модуль; аналитический модуль; результативный модуль.

3. Эффективность процесса и результата повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей обеспечивается программно-методическими материалами, включающими в себя комплекс программ, содержание которых варьируется в зависимости от категории слушателей, профиля деятельности и уровней подготовки педагогов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается: опорой на методологические принципы, научно-педагогические принципы, современные психолого-педагогические концепции; комплексным использованием разнообразных методов, адекватных предметам, целям и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов, полученных в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования осуществлялась во время выступлений на международных, российских, межрегиональных, московских научно-практических и учебно-методических конференциях в Санкт-Петербурге (2004 г.), Москве (2004-2010 гг.), Пушкино Московской области (2003-2007), Казани (2008г.).

Система повышения квалификации педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования туристско-краеведческого профиля апробирована в системе столичного образования в ходе реализации образовательных программ подготовки и переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования совместно с ГОУ МосгорСЮТур Департамента образования города Москвы.

Апробация содержания, средств и условий повышения квалификации педагогов проводилась в процессе организации программно-методической деятельности МосгосСЮТур. Материалы диссертации использованы при разработке «Целевой программы развития МосгорСЮТур как базового городского учреждения дополнительного туристско-краеведческого образования детей до 2012 г.».

Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Основной текст диссертации представлен на 130 страницах. Библиографический список использованной литературы включает 197 наименований.

  1. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  2. Отчет о научной деятельности гоу впо высшей школы народных искусств (института)

    Содержательный отчет
    Условия выполнения НИР 8 Общие сведения о выполнении научных исследований и разработок в 010 г.
  3. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.
  4. М. Ж. Буркеев, доктор хим наук, профессор

    Интернет справочник
    Н 34 Научные исследования в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А.Букетова: Справочник / под ред.Е.К.Кубеева; сост.: М.Ж.Буркеев, Р.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  6. Отчет проректора по инновационному развитию и международной деятельности, доктора педагогических наук, профессора

    Содержательный отчет
    На основе федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки России от 16.
  7. «Н и нн в прилагательных» 154

    Документ
    3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. 2002 г.
  8. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  9. З. В. Крецан, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор крипкипро

    Документ
    Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки серия АА № 002058, регистрационный № 2049 от 23.07.2009 г. на осуществление образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам повышения квалификации

Другие похожие документы..