Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения Класс 4 «б»

Муниципальное образовательное учреждение

Средней образовательной школы с. Голуметь

Утверждаю: Согласовано:

Директор школы Зам. директора

__________________ ____________________

__________________ _____________________

Рассмотрено на заседании м/о

Протокол № от ____________________________________

Календарно-тематическое планирование уроков

литературного чтения

Класс 4 «б»

Разработала учитель Моисеева Р.И.

Количество часов в неделю – 3. За год -102 часа.

Учебник – «Родная речь» -1-2 части .Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Издательство Москва «Просвещение» 2008 год.

Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России». Часть 1 Издательство Москва «Просвещение» - 2009 год

Дополнительная литература:

1. Уроки по курсу «Литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В. Головановой. 4 класс. Авторы: Е.С.Гостимская, М.И.Мишина.

2. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 4 класс Автор: Н.В.Лободина. Издательство – Волгоград «Учитель» 2011 год.

3. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Автор Т.А.Круглова. Издательство Москва «Экзамен» 2011.

4. Справочное пособие. Полный школьный курс. 1-4 классы. Издательство Санкт-Петербург «Весь» 2009 год

5. Чтение 1-4 классы. Тексты для проверки техники чтения и выразительности чтения. Автор Н.В.Лободина. Издательство Волгоград «Учитель» 2008 год.

С. Голуметь 2011- 2012 учебный год

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Вид контроля

1

1 четверть (27 часов)

Летописи. Былины. Жития (8 часов)

«Берегите книгу». Знакомство с учебником. Летописи (вводный урок)

1

Текущий

2

Летописи «И вспомнил Олег коня своего»

1

Текущий

3

Былины – жанр устного народного творчества «Ильины три поездочки»

1

Текущий

4

Былины «Ильины три поездочки»

1

Текущий

5

«Житие Сергия Радонежского»

1

Текущий

6

Внеклассное чтение. «Житие Сергея Радонежского»

1

Пересказ

7

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Тест (5 мин)

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Диагностика навыка чтения

9

Чудесный мир классики (18 часов)

П.П.Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок)

1

Выразительное чтение

10

Характеры главных героев в сказке П.Ершова «Конек-Горбунок»

1

Тематический

11

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.Ершова «Конек-Горбунок»

1

Фронтальный опрос

12

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. Стихи об осени.

1

Чтение наизусть

13

А.Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора»

1

Тематический

14

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Выразительное чтение

15

Волшебные сказки народные и литературные. А.Пушкин «Сказка и мертвой царевне и сими богатырях»

1

Чтение наизусть

16

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

Картинный план

17

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина.

1

Тематический

18

М.Ю.Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

Выразительное чтение

19

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

1

Выразительное чтение по ролям

20

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М.Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Ответа на вопросы

21

Главы из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

Выразительное чтение

22

Л.Толстой «Как мужик убрал камень»

1

Выразительное чтение

23

Отличие рассказа от сказки. А.П.Чехов «Мальчики»

1

Пересказ от лица героев

24

Внеклассное чтение. В мире приключений.

1

Пересказ отрывка

25

А.П.Чехов «Мальчики». Составление плана.

1

Составление плана

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

Диагностика навыка чтения

27

Поэтическая тетрадь (11 часов)

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид»

1

Чтение наизусть

28

П четверть (21 час)

Ф.Тютчев «Как неожиданно и ярко»

1

Выразительное чтение

29

А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»

1

Выразительное чтение

30

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах сверстниках.

1

Пересказ.

31

Картины весенней природы и настроение в стихах Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот»

1

Выразительное чтение

32

Картина сельского быта. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

Тематический

33

Тема любви к Родине в стихотворении И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями»

1

Чтение наизусть

34

Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»

1

Чтение наизусть

35

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»

1

Чтение наизусть

36

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа.

1

Пересказ

37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Тематический.

38

Литературные сказки (11 часов)

Научно-познавательная сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

1

Выразительное чтение

39

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

1

Творческий пересказ

40

Роль описания в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

Пересказ.

41

Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

Выразительное чтение

42

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины.

1

Пересказ

43

Особенности речи героев сказа П.Бажова «Серебряное копытце»

1

Чтение по ролям

44

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

1

Выразительное чтение

45

Персонажи сказок, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

1

Чтение по ролям

46

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

1

Пересказ

47

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

Фронтальный опрос

48

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях.

1

Тематический

49

Ш четверть (30 часов)

Делу время – потехе час (7 часов)

Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Текущий.

50

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»

1

Выразительное чтение

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

Чтение по ролям

52

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

1

Чтение по ролям

53

Авторское отношение к герою в рассказе В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

Выразительное чтение

54

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествии и путешественниках, настоящих и вымышленных.

1

Пересказ.

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

1

Тест (10 мин)

56

Страна детства (7 часов)

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

1

Выразительное чтение

57

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношение детей и взрослых.

1

Пересказ.

58

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Выразительное чтение

59

Средства художественной выразительности в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

Творческий пересказ

60

Внеклассное чтение по страницам былин «Садко»

1

Тематический

61

М.М.Зощенко «Елка»

1

Выразительное чтение

62

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Тематический

63

Поэтическая тетрадь (5 часов)

Тема детства в произведениях В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Чтение наизусть

64

Стихи о счастливых снах детства С.А.Есенин «Бабушкины сны»

1

Выразительное чтение

65

Тема природы и Родины в стихах М.И.. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Выразительное чтение

66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Чтение наизусть

67

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа.

1

Пересказ.

68

Природа и мы (11 часов)

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш»

1

Выразительное чтение

69.

Роль рассуждение и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приемыш»

1

Творческий пересказ

70

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

1

Выразительное чтение

71

Тема самопожертвования в рассказе А.Куприна «Барбос и Жулька».

1

Творческий пересказ

72

Внеклассное чтение «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы- загадки про зверей и птиц.

1

Пересказ.

73

Писательская наблюдательность М.М.Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

Выразительное чтение

74

Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

Творческий пересказ

75

Тема природы в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

1

Выразительное чтение

76

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Фронтальный опрос

77

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

Тест (8 мин)

78.

Внеклассное чтение. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает.

1

Творческий пересказ

79

IV четверть (24 часа)

Поэтическая тетрадь (7 часов)

Настроение, выраженное в стихах Б.Л.Пастернака «Золотая осень»

1

Чтение наизусть

80

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С.А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Выразительное чтение

81

Настроение, выраженное в стихах Д.Б. Кедрина «Бабье лето»

1

Чтение наизусть

82

Тема природы и Родины в стихах Н.М.Рубцова «Сентябрь»

1

Выразительное чтение

83

Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебедушка»

1

Выразительное чтение

84

Внеклассное чтение. В мире фантастики.

1

Творческий пересказ

85

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Тематический.

Тест (8 мин)

86

Родина (5 часов)

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И.С.Никитина «Русь»

1

Выразительное чтение

87

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С.Д.Дрожжина «Родине»

1

Чтение наизусть

88

Красота и величие природы в стихотворении А.В. Жигулина «О. Родина! В неярком блеске»

1

Выразительное чтение

89

Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»

1

Выразительное чтение

90

Обобщение по разделу «Родина»

1

Диагностика навыка чтения

91

Страна Фантазия (3 часа)

Внеклассное чтение в мире фантастики

1

Пересказ.

92

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

1

Выразительное чтение

93

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Выразительное чтение

94

Зарубежная литература (9 часов)

Фантастические события, персонажи в произведении Д.Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Выразительное чтение

95

Персонажи сказки Г.Х.Андерсена

1

Творческий пересказ

96

Внеклассное чтение. В стране литературных героев.

1

Пересказ

97

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

1

Выразительное чтение

98

Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Пересказ.

99

Характеристика персонажей. М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

Пересказ.

100

Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь»

1

Выразительное чтение

101

Сказания о Христе. С.Лагерлеф «Святая ночь»

1

Выразительное чтение

102

Урок – отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

Тематический

Муниципальное образовательное учреждение

Средней образовательной школы с. Голуметь

Утверждаю: Согласовано:

________________ ___________________

________________ ___________________

Рассмотрено на заседании м/о

Протокол № от __________________________________

Рабочая программа по литературному чтению

Класс 4 «б»

Разработала Моисеева Р.И.

Количество в неделю -3часа. За год -102 часа

Учебник – «Родная речь» 4 класс. 1-2 части.

Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Издательство Москва «Просвещение» 2008 год

Рабочая программа составлена на основе Концепции и программы для начальных классов «Школа России». Часть 1. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. 4-е издание.

Издательство Москва «Просвещение» 2009 год.

С.Голуметь 2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.Ф.Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о добре, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной литературе и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи, которые определяет программа:

- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского народа;

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения»

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Для реализации программного содержания используются:

- Литературное чтение. Родная речь: учебник для 4 класса начальной школы: в 2 частях. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.фФ.Голованова. Издательство Москва «Просвещение» 2008 год

- Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Часть 1. Издательство Москва «Просвещение» 2009 год

- Уроки по курсу «Литературное чтение» к учебникам Л.Ф.Климановой и М.В.Головановой. ; класс Авторы: Е.С.Гостимская, М.И.Мишина. Издательство Москва 2006 год.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 380 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель), во 2 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 часа в неделю), в 3-4 классах 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы:

Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему(о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному тексту (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употреблять каждую из них;

- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учебный план

Наименование раздела программы

Содержание

Кол-

во

часов

1 четверть (27 часов)

Летописи. Былины. Жития

О былинах «Ильины три поездочки». Летописи. Жития «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Житие Сергия Радонежского».

8

Чудесный мир классики

П.П.Ершов «Конек-Горбунок», А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб», А.П.Чехов «Мальчики»

18

Поэтическая тетрадь

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид.

1

П четверть (21 час)

Поэтическая тетрадь

А.А.Фет «Весенние дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», «Где сладкий шепот». А.Н.Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки». И.А.Бунин « Листопад».

10

Литературные сказки

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

11

Ш четверть (30 часов)

Делу время – потехе час

Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

7

Страна детства

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Елка»

7

Поэтическая тетрадь

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

5

Природа и мы

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулька». З.М.Пришвин «Выскочка» К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы». Е.А.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

11

IV четверть (24 часа)

Поэтическая тетрадь.

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебедушка»

7

Родина

И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

5

Страна «Фантазия».

Зарубежная литература

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычев «Путешествие Алисы»

Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х.Андерсен «Русалочка». М.Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».

3

9

  1. Календарно тематическое планирование уроков литературного чтения в 3-м классе

    Тематическое планирование
    Воспринимать на слух художе­ственное произведение в испол­нении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оцени­вать свои эмоциональные реак­ции, с помощью учителя фор­мулировать главную мысль.
  2. Календарно-тематическое планирование уроков. Литературное чтение 4 класс

    Календарно-тематическое планирование
    44 – 47 Дмитрий Герасимов; с.47-5 – материал по желанию) 8.09.11. Путешествие второе. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» *с.
  3. Календарно тематическое планирование по литературному чтению Класс

    Тематическое планирование
    Разработано на основании авторской рабочей программы по литературному чтению для начальных классов чувашских школ, утвержденной директором образовательного учреждения
  4. Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения (умк «Школа России»)

    Календарно-тематическое планирование
    Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс на 2011-2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному
  5. Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс

    Урок
    3.Сформировать представление о связи лит-ры и истории. 4.Активизировать эмоц-но-личностный подход к творчеству писателей. 5.Воспитание любви к чтению худ-ой лит-ры.
  6. Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9 класс

    Урок
    Работа с текстом, умение отбирать главное, выразительное чтение монолога – плача Ярославны. Составление плана сюжета «Слова», умение выразительно читать произведение.
  7. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

    Урок
    Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся; отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль.
  8. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

    Календарно-тематическое планирование
    , под редакцией Л. Е. Журовой. М., Изд. центр «»Вентана – Граф», 1 г. . Методическое пособие «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина М. Изд. центр «Вентана - Граф», 00 г.
  9. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. Класс

    Календарно-тематическое планирование
    Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку» /см.

Другие похожие документы..