Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Статистические методы в управлении качеством» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»

А.В. Фролов

Статистические методы в управлении качеством

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
и изучению дисциплины «Статистические методы в управлении

качеством» для студентов специальности

220501.65 «Управление качеством»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета

им. И.И. Ползунова

2011

УДК 658.5(076)

Рецензент: А.Г. Овчаренко, д.т.н., профессор БТИ АлтГТУ

Работа подготовлена на кафедре производственной безопасности и управления качеством.

Фролов, А.В.

Статистические методы в управлении качеством: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Статистические методы в управлении качеством» для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством» /
А.В. Фролов; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 24 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Статистические методы в управлении качеством», включая цели, задачи, структуру курса, содержание и график самостоятельных работ студентов, а также список литературы, рекомендуемой при изучении дисциплины. Приводятся основные сведения о содержании самостоятельной работы студентов, требования к срокам и форме представления результатов самостоятельной работы.

УДК 658.5(076)

Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры ПБиУК.

Протокол № 8/10 от 06.10.2010

© Фролов А.В., 2011

© БТИ АлтГТУ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели и задачи курса…………………………………………………

4

2 Структура курса……………………………………………………..

6

3 Рекомендации по изучению дисциплины………………………….

11

4 Содержание самостоятельной работы студентов…………………

11

5 План-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине…………………………………………………………

14

6 Характеристика и описание самостоятельной работы

студентов………………………………………………………………

15

6.1 Практические работы……………………………………………..

15

6.2 Лабораторные работы…………………………………………….

16

6.3 Курсовая работа…………………………………………………...

17

7 Оценка выполнения самостоятельной работы студентов……......

19

Список рекомендуемой литературы…………………………………

22

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 220501.65 «Управление качеством» по направлению 657000, номер государственной регистрации № 277 тех/дс от 27.03.2000 г.

Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 220501.65 «Управление качеством».

Целью преподавания является: всестороннее изучение статистических методов; возможность выбора методов в зависимости от поставленных задач при управлении качеством продукции (процесса); подготовка к статистическому контролю продукции (процесса); определение показателей качества продукции (процесса); анализ полученных данных и проведение последующих действий.

Современной формой повышения качества является управление качеством с помощью математико-статистических методов. При относительно малых расходах, требующихся на внедрение, применение этих методов помогает предупреждать возникновение брака и доделок еще в процессе производства.

Статистические методы применимы на всех стадиях производства. Их роль методическое обеспечение процессов получения, обработки (принятия решений), хранения, передачи данных и знаний. С помощью этих методов можно указать, где для повышения качества изделия должна быть изменена либо его конструкция, либо технология изготовления. Статистические методы позволяют отрегулировать технологический процесс так, что сводится к минимуму производственный брак.

В стандартах ИСО серии 9000:2008 и их российских аналогах одним из 8 принципов менеджмента качества является «принятие решений основанных на достоверной и объективной информации». Реализация этого принципа требует проведения необходимых измерений, сбора и регистрации исходных данных с последующей их обработкой и анализом. В частности, в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 содержится требование использования организацией статистических методов для анализа данных, в том числе для проверки характеристик продукции, а ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендует, чтобы организация с помощью соответствующих статистических методов анализировала данные различных источников и обеспечивала принятие решений, основанных на фактах.

Изучение дисциплины «Статистические методы в управлении качеством» направлено на приобретение студентами знаний и навыков, позволяющих будущим инженерам-менеджерам обеспечить необходимый уровень контроля и управления качеством продукции и услуг, а также обосновывать и выбирать наиболее эффективные и результативные методы расчетов с учетом современных уровней автоматизации и информационных технологий.

    К задачам дисциплины относятся:

    – изучение основных теоретических положений и практических приемов статистических методов, используемых для управления системой менеджмента качества;

    – изучение существующих стандартов и ГОСТов, касающихся методов контроля показателей качества процесса и продукции;

    – усвоение основных терминов и понятий в области статистических методов контроля и управления качеством;

    – развитие у студентов навыков самостоятельного решения конкретных задач, возникающих при необходимости контроля параметров качества и регулировании технологических процессов производства продукции.

Дисциплина состоит из пяти взаимосвязанных частей (модулей):

1) законы распределения случайных величин в управлении качеством;

2) инструменты качества;

3) специальные методы управления качеством;

4) курсовая работа;

5) цикл лабораторных работ.

Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и в непосредственной связи с другими модулями курса.

Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, решение статистических задач, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.

Учебный курс имеет практическую часть (практические занятия в объеме 17 часов и лабораторные занятия в объеме 34 часов). Цель практических занятий: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться выполнять статистические расчеты и использовать стандарты по статистическим методам при решении задач, возникающих в практической деятельности инженеров-менеджеров по качеству.

Для проведения практических занятий используются:

– методические указания для студентов специальности «Управление качеством»;

– тесты контроля текущих знаний;

– программное обеспечение, позволяющее проводить расчеты показателей качества и осуществлять планирование;

– стандарты по статистическим методам контроля.

Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании выполнения и защиты 9 практических работ.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования.

2 СТРУКТУРА КУРСА

О
бщие идеи и основные положения курса «Статистические методы в управлении качеством» излагаются на лекциях.

Рисунок 1 – Структура модулей дисциплины

Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы, более глубокое изучение дисциплины достигается при выполнении разделов курсовой работы. Дисциплина «Статистические методы в управлении качеством» изучается в четвертом семестре и разбита на пять модулей (рисунок 1).

В объеме курса предусмотрено семнадцать лекционных и восемь практических занятий. Темы лекционных занятий и их основное содержание приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Темы лекционных занятий

Тема

Наименование и краткое содержание темы

Объём,

ч

1

2

3

Модуль 1. Законы распределения случайных величин

в управлении качеством(16 ч)

1

Статистические методы в промышленности. История развития. Место и роль статистических методов в управлении качеством. Классификация статистических методов. Национальная стандартизация

в России. Обзор действующих стандартов и проектов в России. Статистические методы в системах качества по моделям ИСО серии 9000

2

2

Законы распределения дисперсных случайных величин в управлении качеством. Гипергеометрическое распределение. Биномиальное распределение. Распределение Пуассона и его применение в задачах качества

4

3

Законы распределения непрерывных случайных величин в управлении качеством. Нормальное распределение и предпосылки для практического применения. Свойства нормального распределения. Стандартное нормальное распределение. Оценивание параметров нормального распределения. Равномерное распределение. Показательное распределение. Специальные законы распределения (Фишера, Стьюдента, Кохрена). Параметры выборки и распределение вероятностей. Таблицы значений. Расчеты вероятностей числа дефектных изделий в выборке

6

4

Основы матстатистики. Проверка статистических гипотез. Дисперсионный анализ

4

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Модуль 2. Семь инструментов качества (20 ч)

5

Семь основных инструментов качества. Сбор данных. Контрольные листки. Графическое представление данных. Гистограммы. Диаграмма Исикавы. Диаграмма Парето. Диаграмма рассеивания. Расслоение данных. Элементы причинно-следствен-ного анализа

10

6

Задача статистического регулирования технологических процессов. Статистическое регулирование технологических процессов с помощью контрольных карт. Контрольные карты Шухарта для количественных данных. Контрольные карты Шухарта для альтернативных данных. Правила чтения контрольных карт статистически управляемых процессов

6

7

Анализ состояния процессов. Показатели качества процессов. Классификация показателей. Понятие стабильности процесса. Оценка возможностей процесса. Технология анализа и улучшения процессов

4

Модуль 3. Специальные методы управления качеством (15 ч)

8

Корреляция и регрессия. Коэффициенты корреляции. Уравнение регрессии

2

9

История развития статистического приемочного контроляи основные подходы. Основные понятия. Выборки, план контроля, принятие решений. Методы выборочного контроля. Анализ и выбор планов контроля

2

10

Контроль партий продукции по альтернативному признаку. Непрерывный статистический приемочный контроль. Приемочный контроль партий продукции по количественному признаку. Статистический приемочный контроль на основе принципов распределения приоритетов

3

11

Семь новых инструментов качества.Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма. Матрица приоритетов. Матричная диаграмма. Стрелочная диаграмма. Диаграмма планирования процесса

4

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Управление процессами» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Управление процессами»для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством»
  2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Аудит качества» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» Бийск

    Методические рекомендации
    Аудит качества: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Аудит качества» для студентов специальности 220501.
  3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Основы обеспечения качества» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» Бийск

    Методические рекомендации
    Основы обеспечения качества: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Основы обеспечения качества» для студентов специальности 220501.
  4. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Средства и методы управления качеством» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Средства и методы управления качеством» для студентов специальности 220501.
  5. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Статистические методы в управлении качеством» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Применение теории случайных величин и методов статистического регулирования процессов в управлении качеством: методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Статистические методы в управлении качеством» для
  6. Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Основы обеспечения качества» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Основы обеспечения качества» для студентов специальности 220501.65 «Управление качеством»
  7. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  8. Учебно-методический комплекс дисциплина опд. Ф. 05 «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность 220501 Управление качеством

    Учебно-методический комплекс
    - знания и уменья в области метрологии, стандартизации и оценки соответствия, необходимые для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции; метрологического и нормативного обеспечения продукции на всех
  9. Рабочая программа По дисциплине "Аудит качества" По специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Рабочая программа
    Целью преподавания дисциплины является получение студентами углубленных знаний по основам сертификации на соответствие нормам ISO 9 и основам аудита качества, ознакомление с организацией, планированием и проведением аудита качества.

Другие похожие документы..