Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011

Департамент образования г. Москвы

Управление образование Южного округа

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 576


«Утверждаю»

Директор школы № 576

___________________

«___» ____________ 2011 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете школы

Протокол № 1

«30» августа 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

Москва 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….с. 1-2

I. Пояснительная записка……………………………………………………… с. 3

I. I. Психологический портрет младшего школьника……………………………с.3-5

I.II. Цели и задачи начального общего образования ГОУ СОШ №576 с.5-12

I.III. Этапы реализации основной образовательной программы

ГОУ СОШ №576 ………………………………………………………………… с.12-14

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с.16-19

II. I. Планируемые метапредметные результаты………………………………с.19-25

II. II. Планируемые предметные результаты……………………………………с.25-54

III. Учебный план начального общего образования

III. I. Пояснительная записка………………………………………………………с.55-60

III. II. Базисный учебный план…………………………………………………….с.60-61

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

IV. I. Пояснительная записка…………………………………………..………….с.61-63

IV. II. Понятие, функции, состав, характеристики универсальных учебных действий……………………………………………………………………………………с.64-78

    1. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся………………………………….....................................................................с.78-86

    2. Преемственность программы формирования УУД на ступенях общего образования...............................................................................................................c.87

  1. Программы отдельных предметов, курсов

Система учебников «Школа России»

Общие положения…………………………………………………………………..с.88

V. I. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования …………………………………………………………………….…с.88-90

V.I.I. Предметный курс «Русский язык» .…………..…..................................c.91-107

V.I.II. Предметный курс «Литературное чтение» ……………………….......с.107-130

V. I.III. Предметный курс «Иностранный язык» ………..…….....................с.130-151

V.I.IV. Предметный курс «Математика» ……………........... c.152-164

V.I.V. Предметный курс «Информатика»…… ……………………………... с.164-171

V.I.VI.Предметный курс «Окружающий мир»……………………………… с.171-197

V.I.VII. Предметный курс «Изобразительное искусство»………………… с.197-212

V.I.VIII.Предметный курс «Технология»……………………………..……… с.212-235

      1. Предметный курс «Музыка»...........................................................с.236-245

      2. Предметный курс «Физическая культура».....................................с.245-251

VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие положения…………………………………………………………………….с.251

VI. I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………с.252-254

VI. II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников………………………………………………………………с.254-255

VI. III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………….с.255-256

VI. IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………с.256-276

VI. V. Совместная деятельность ОУ, семьи и общественности по духовно нравственному развитию и воспитанию учащихся.............................................с.276-279

VI.VI. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………с.279-283

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………………с.284-289

    1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООПНОО…………………………………………………………………………………с.289-298

    2. Термины и понятия ООП НОО ….....................................................с.299-305

    3. Список литературы …........................................................................с.305-306

I. Пояснительная записка

На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Наше ГОУ СОШ №576 в свете указанных ориентиров, подготовило основную образовательную программу начального общего образования (далее – ООП НОО).

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования, рассмотрена и принята педагогическим советом общеобразовательного учреждения (далее- ОУ)1.

По мере введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее- Стандарт или ФГОС) НОО и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения

Программа начинает своё действие с 01.09.2011 года и будет реализовываться в течение четырех лет.

ООП НОО ГОУ СОШ № 576 Южного административного округа Департамента образования г. Москвы – программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени НОО.

ООП НОО составлена в соответствии со статьями 14-15 Закона «Об образовании», приказом МО и НРФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования»,а также на основе социального заказа родителей учащихся I ступени образования.

В пояснительной записке

- конкретизированы цели реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта

- раскрыты основные принципы и подходы к формулированию ООП НОО и составу участников образовательного процесса ГОУ СОШ №576;

- дана общая характеристика программ

* * *

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности (далее –УД), обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основной целью ООП НОО ГОУ СОШ № 576 является создание максимально благоприятных условий, инновационных механизмов для самообразования , саморазвития личности и повышения качества образования на основе компетентностного и системно-деятельностного подхода.

Обеспечение условий нам видится в стабильном функционировании ГОУ СОШ №576 и их поддержании в режиме постоянного развития и саморазвития обучающихся ООП НОО нацелена на:

- формирование ключевых компетентностей у учащихся;

- овладение различными умениями самостоятельно добывать знания;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся;

-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, собой, предполагающее успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности, сохранение и поддержку индивидуальности каждого учащегося;

-подготовку учащихся к обучению в основной школе.

Достижение основной цели ООП НОО предполагает:

- формирование учебной самостоятельности младшего школьника;

- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

-обучение способам диалогового общения и сотрудничества;

- поддержание оптимистической самооценки учащихся;

-расширение опыта самостоятельного выбора в различных видах деятельности с применением приобретенных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.

ООП НОО ГОУ СОШ №576 опирается на возрастные особенности младшего школьника

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

– смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

– формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

– выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

– эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

– приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

– усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают реализовываться силами специалистов педагогов начальной школы. Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый), преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.

ООП НОО реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

I.II. Задачи педагогов , решаемые в процессе реализации ООП НОО

Для достижения учащимися планируемых образовательных результатов педагоги решают следующие задачи:

– способствуют освоению ведущей деятельности;

– формируют учебную деятельность младших школьников (организовывают постановку учебных целей, создают условия для конкретизации целей учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки постепенно передавая их ученикам);

– создают условия для продуктивной творческой деятельности младшего школьника;

– создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщают их к общественно значимым делам.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (1)

    Основная образовательная программа
    II.I. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты с.15 - 17
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (6)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования москва 2011 (3)

    Основная образовательная программа
    В соответствии со статьёй 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.12. 2007 № 309-ФЗ) нормативным документом школы, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является
  6. Основная образовательная программа начального общего образования москва

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка № 1293 разработана в соответствии
  7. Основной образовательной программы начального общего образования томск 2011

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 5 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Лицензией: серия А, № 16 9 регистрационный № 2929 от 25.05.2011г., дающим право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
  9. Программа начального общего образования Москва 2011 год (1)

    Программа
    Приложения № 3 «Тематическое планирование надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности».

Другие похожие документы..