Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011

IX. Термины и понятия ООП НОО

1.1. Качество образования

Качество образование – уровень успешности, социализации младшего школьника, условий освоения им образовательной программы ступени школьного образования.

Социализация – совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта.

Условия освоения – соответствие содержания образования, педагогических технологий возрастным возможностям и особенностям младшего школьника, временные затраты для достижения образовательных результатов, эффективность использования информационно-образовательной среды в ходе образовательного процесса, уровень профессионализма педагогов, реализующих вместе с детьми данную ООП.

1.2. Результаты образования (образовательные результаты)

Результаты образования – измеряемые достижения обучающихся, отражающие соответствие результатов образования требованиям, предъявляемым со стороны государства через Федеральные государственные образовательные стандарты образования.

В качестве результатов образования могут выступать степень развития образовательной самостоятельности, инициативы, ответственности обучающихся, степень овладения ими компетентностями (внепредметными и предметными), социальным опытом, индивидуальный прогресс обучающегося, сохранение здоровья обучающихся, другие измеряемые характеристики.

Ключевые (внепредметные) компетентности – универсальные общие способы действия, средства, формы мышления, формы кооперации и коммуникации, необходимые человеку для осуществления успешной деятельности в современном мире.

Учебно-предметные компетентности – набор предметных средств и способов действий, позволяющих обучающемуся успешно решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования.

Внеучебные достижения – образовательные результаты обучающихся, полученные в разных видах деятельности за пределами учебно-предменых программ школьного образования как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами.

Социальный опыт обучающегося – опыт, приобретенный обучающимся в ходе взаимодействия с окружающим миром, включая опыт по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций, позволяющий одновременно осознавать и действовать в той или иной сфере.

Индивидуальный прогресс обучающегося – динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям.

1.3. Обеспечение результативности и качества образования

Обеспечение результативности и качества образования – процесс формирования и реализации психолого-педагогических, правовых, экономических, финансовых, информационных, социальных, кадровых и иных механизмов и условий, обеспечивающих наиболее полное соответствие образования требованиям граждан, общества, государства.

Образовательный стандарт – совокупность требований к результатам, условиям и структуре образовательной программы, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Мониторинговые исследования в сфере образования – исследования, направленные на диагностику результатов и качества образования, проводимые на федеральном, региональном и муниципальном и школьных уровнях в установленном порядке субъектами и структурами системы образования и внешними по отношению к ней институтами.

Финансовые механизмы, стимулирующие повышение качества образования – финансовое обеспечение реализации образовательной программы (в том числе на конкурсной основе), механизмы расчета стоимости образовательных программ, нормативно-подушевое финансирование, система оплаты труда, зависящая от результативности деятельности педагогического работника, выраженной в качестве и результатах образования учащихся.

Система аттестации педагогических работников – совокупность средств и способов определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации, предполагающая обязательное участие педагогической общественности в определении такого рода соответствия.

Условия, необходимые для реализации образовательной программы – совокупность факторов, оказывающих влияние на эффективность и результативность образовательной программы.

1.4.Объекты системы оценки результатов и качества образования

Объекты системы оценки результатов и качества образования – явления, подвергающиеся оценке, в качестве которых выступают:

  1. совокупность основных образовательных программ, включающих условия их реализации (экономические, финансовые, кадровые, учебно-методические, информационно-коммуникационные и иные);

  2. результаты и деятельность образовательных учреждений (в том числе результаты и деятельность персонала), обеспечивающие эффективность и доступность образования;

  3. индивидуальные образовательные достижения (включая внеучебные), социализация и успешность обучающихся.

Образовательная программа – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня.

Программа развития образовательного учреждения – разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке документ, включающий комплексную систему целевых ориентиров деятельности образовательного учреждения и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Индивидуальная образовательная программа обучающегося – персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося, который обеспечивается выбором обучающимися (совместно с педагогами и родителями) содержания учебных дисциплин (курсов), своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, способов предъявления и оценки результатов, а также разные виды внеурочной деятельности и способы их оценки.

Деятельность образовательной организации (учреждения) – процесс и результат его реализации, осуществляемый организацией, реализующей одну или несколько образовательных программ.

Индивидуальные образовательные достижения обучающихся – совокупность учебных и внеучебных результатов, полученных в образовательных учреждениях (организациях) обучающимися за определенный период времени.

Условия реализации образовательных программ:

  • Кадровые условия – совокупность требований к кадровому составу соответствующего образовательного учреждения, включающих требования к укомплектованности образовательного учреждения квалифицированными педагогическими, руководящими и иными работниками, к уровню их квалификации, а также к организации непрерывного профессионального развития через систему повышения квалификации и самообразование;

  • Финансовые условия – совокупность требований к финансовым условиям реализации образовательных программ, включая соответствующие нормативы расходов на реализацию указанных программ;

  • Материально-технические условия – совокупность требований к обеспечению учебного процесса оборудованием, помещениями и иными видами имущества;

  • Учебно-методическое обеспечение образовательной программы – совокупность требований, перечень необходимой учебной и методической литературы, информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и качественного образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

  • Информационное оснащение и обеспечение реализации образовательной программы – совокупность требований, направленных на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации в сети Интернет.

  • Психолого-педагогические условия – совокупность требований к содержанию, способам и формам образовательного процесса, соответствующих возрастным возможностям обучающихся, целям и задачам определенной ступени образования.

  • Правовое обеспечение – совокупность нормативных правовых актов, локальных актов соответствующей образовательной организации, обеспечивающих качественную реализацию основных образовательных программ.

1.5.Показатели оценки результатов и качества образовательной программы

Показателем оценки результатов и качества образовательной программы может выступать информация, отражающая преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность образовательной программы, а также иная информация, дающее представление о результатах и качестве образования.

  • Результативность – совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения, которые могут быть достигнуты в ходе реализации образовательной программы;

  • Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию (оптимизацию) временных затрат педагогических и детских действий для достижения конечных результатов реализации образовательной программы;

  • Адаптированность – сформированный комплекс рабочих учебных и внеучебных программ, разработанных и используемых ОУ с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся и воспитанников.

  • Доступность – качественный показатель образовательных программ, устанавливающий соответствие их уровня и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, а также возможностей освоения образовательной программы в разных формах (очной, заочной, экстернат, семейной с дистанционной поддержкой).

  • Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания образовательных программ прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития образовательного учреждения;

  • Ресурсность – оптимальный комплекс условий, необходимых для достижения основных образовательных результатов.

1.6. Показатели оценки результатов и качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся

  1. Интегративность – соотношение разных аспектов образовательных результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) при оценке индивидуальных образовательных достижений школьников и качества образования (социализация, успешность);

  2. Динамизм – учет индивидуального прогресса при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;

  3. Инициативность и ответственность – возможность учащихся предъявлять результаты своего труда на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной инициативе;

  4. Презентационность – наличие специального места (натурального или(и) виртуального) для публичного предъявления учащимися своих образовательных достижений;

  5. Технологизм – наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

  6. Открытость – возможность участия всех субъектов образовательного процесса в оценке индивидуальных результатов и качества образования школьников.

1.7. Показатели оценки условий реализации образовательных программ

  • Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды - соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамического расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство; состояние здоровья учащихся;

  • Кадровый потенциал – наличие педагогов, способных реализовать ООП (по квалификации, по опыту, повышение квалификации, наличие званий, победители профессиональных конкурсов, участие в проектах, грантах и т.п.;

  • Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение ИКТ-технологиями педагогогами) в образовательном процессе;

  • Правовое обеспечение реализации ООП – наличие локальных нормативно-правовых актов и их использование всеми субъектами образовательного процесса;

  • Управление образовательным процессом – наличие баланса между внешней и внутренней оценкой (самооценкой) деятельности всех субъектов образовательного процесса при реализации ООП, участие общественности (в том числе родительской) в управлении образовательным процессом;

  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса – обоснованность использования помещений и оборудования для реализации ООП.

  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса – обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне.

1.8. Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации (учреждения)

Показатели оценки результатов и качества деятельности образовательной организации (учреждения) складываются из совокупности показателей по отдельным направлениям: оценка образовательной программы, оценка программы развития учреждения, оценка учебных достижений школьников, оценка труда педагогов учреждения и оценка условий реализации образовательных программ в учреждении.

1.9. Субъекты и инструменты оценивания результатов образования

Инструменты оценивания результатов образования – способы определения степени соответствия образования требованиям, предъявляемым государством через ФГОС.

В качестве инструментов оценивания результатов образования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применяются: стартовая диагностика, олимпиады, международные и мониторинговые исследования, экспертиза оценки формирования ключевых компетентностей у обучающихся, публичный доклад, внешний мониторинг состояния здоровья обучающихся, и иные способы.

В качестве субъектов оценивания результатов образования могут выступать заказчики и потребители образовательных услуг.

Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся на переходе с одной ступени образования на другую, на начало обучения в учебном году;

Итоговая (промежуточная) диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся за определенный промежуток времени в сравнении со стартовой диагностикой;

Олимпиада – форма независимого публичного состязания учащихся, требующая предъявления ими своих образовательных достижений, предполагающая очный или дистанционный формат участия.

Международные исследования – одна из форм оценочных процедур, которая используется странами для проведения сравнительных оценок и определения тенденций в мировом образовательном пространстве.

Мониторинговые исследования – оценочные процедуры, направленные на отслеживание основных механизмов и результатов образовательной политики на разном уровне (федерации, региона, муниципалитета и образовательного учреждения) с определенной периодичностью.

Потребители образовательных услуг – организации или граждане, получающие образовательные услуги на возмездной или безвозмездной основе.

1.10. Субъекты и инструменты оценивания качества образования

Инструменты оценивания качества образования – способы определения степени социализации и успешности учащихся и выпускников образовательных учреждений (организаций).

В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяются: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка.

В качестве субъектов оценивания качества образования могут выступать потребители образовательных услуг, институты внешней оценки качества.

Институты внешней оценки качества – потребители образовательных услуг и организации, не являющиеся частью структуры системы образования, проводящие оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования по заказу участников образовательных отношений.

Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

Экспертная оценка – одна из форм оценочных процедур, направленная на определение качества экспертируемого объекта (процесса), предполагающая выдачу рекомендаций по его совершенствованию, используемая экспертами в тех случаях, когда образовательный результат или процесс не поддается измерению;

Формирующая оценка – оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дадтнейшей коррекции своей педагогической деятельности.

Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

X. Список литературы.

Законодательные и нормативные документы

Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100-ФЗ).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Федеральный государственный образовательный стандарт. – М.: Вестник образования, № 2, 2009.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. – М.: УЦ Перпектива, 2011

Общий список литературы

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособия для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2008.

Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – Москва, 2002.

Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009.

Воронцов А. Б., Эльконин Д. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы школ развивающего обучения). Отв. Редактор Держицкая О. Н. – М.: МЦКО, 2010.

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – Москва: Просвещение, 2010.

Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии. – М.: Academia, 2006.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М: Интор, 1996.

Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А., Ковалева Г., С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. – М.: Просвщение, 2009.

Дик Н. Ф.. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. – М.: Феникс, 2009.

Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002.

Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – Москва: Вита-Пресс, 2008.

Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Пособия для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2008.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей. – Под редакцией Кондакова А. М., Кузнецова А. А. – М.: Просвещение, 2008.

Логинова О. Б., Яковлева С. Г.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. Пособия для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2008.

Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010.

Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Формирование системы критериального оценивания в начальной школе. – М.: Московский центр качества образования, 2010.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – Москва, 1988.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под редакцией Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – М.: Просвещение, 2009.

Поливанова К. Н. Проектная деятельность в школе. – М.: Просвещение, 2008.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 1, 2. Пособие для учителей и методистов. – Под редакцией Кондакова А. М., Кузнецова А. А. – М.: Просвещение, 2008.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2008.

Примерные программы по учебным предметам. В 2 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2010.

Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997.

Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: Пособие для учителя 1 класса / Под общей редакцией А. Б. Воронцова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Сборник программ «Школа России»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.А. Плешакова – М.: «Просвещение», 2011

Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Москва-Рига, 1999.

Цукерман Г. А, Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни – М.: Московский центр качества образования, 2010.

Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.

 См. протокол № от 30 августа 2011 года

 Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – № 2, 2000. – C. 45-66.

 На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

 Изучается во всех разделах курса.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (1)

    Основная образовательная программа
    II.I. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты с.15 - 17
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (6)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования москва 2011 (3)

    Основная образовательная программа
    В соответствии со статьёй 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.12. 2007 № 309-ФЗ) нормативным документом школы, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является
  6. Основная образовательная программа начального общего образования москва

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка № 1293 разработана в соответствии
  7. Основной образовательной программы начального общего образования томск 2011

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 5 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Лицензией: серия А, № 16 9 регистрационный № 2929 от 25.05.2011г., дающим право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
  9. Программа начального общего образования Москва 2011 год (1)

    Программа
    Приложения № 3 «Тематическое планирование надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности».

Другие похожие документы..