«О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

В Новгородской области в настоящий момент работает только один психолог, осуществляющий психологическое доабортное консультирование, что явно недостаточно для области, имеющей серьезнейшую демографическую ситуацию.

Практика других регионов показывает, что применение комплексного подхода к доабортному консультированию позволяет заметно сократить число абортов. По мнению специалистов, в настоящее время это самый эффективный путь преодоления демографического кризиса.

По итогам проекта «Ты не одна» Центра национальной славы совместно с Департаментом здравоохранения Администрации Красноярского края и города Красноярска из числа женщин, решившихся на аборт, 15—20% готовы изменить свое решение. По данным, предоставленным психологами Санкт-Петербургских женских консультаций, при правильном консультировании женщин удается отменить от 25% до 75% абортов (в зависимости от профессионализма консультанта). Т.е. в Новгородской области есть возможность при принятии необходимых мер увеличить рождаемость, сохранить жизни почти 2 тысячам так нужных для области детей.

В настоящее время заключено соглашение между Администрацией области и региональным отделением Общества православных врачей России по оказанию помощи женщинам, которые планируют аборт.

Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области надеется на выделение отдельного помещения для такого Центра, так как эта работа входит в комплекс необходимых мер по предупреждению искусственного прерывания беременности и поддерживает «Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве», направленные государственному руководству Российской Федерации Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом вобласти противодействия абортам.

В данном документе говорится:

  • О необходимости принятияведомственной инструкции Минздравсоцразвития, ставящей перед врачом в качестве приоритетной задачу по сохранению беременности, запрещающей врачебные инициативы по ее прерыванию и предписывающей в обязательном порядке и в полном объеме знакомить женщин со всеми негативными последствиями и рисками при совершении абортов;

  • О введении в практику медицинских учреждений по примеру развитых зарубежных стран обязательного двухнедельного периода ожидания после оформления «информированного согласия» на совершение аборта;

  • О необходимости создания при каждом роддоме центра кризисной беременности с участием психолога и представителей традиционных религий и направлении женщин, пожелавших прервать беременность, на собеседование в указанный центр;

  • О создании сети приютов для одиноких матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

      1. Анализ заболеваний новорожденных и детей до 17 лет.

Приходится признать то, что состояние здоровья детей в Новгородской области нельзя назвать удовлетворительным. Практически каждый третий ребенок рождается уже больным (367,6 на 1000 новорожденных).

Анализ структуры заболеваемости новорожденных показывает, что возникновение заболеваний у новорожденных тесно связано с состоянием здоровья беременных женщин и в основном с социальными факторами.

Анализируя заболеваемость детей в возрасте 0-17 лет, приходится признать, что только 24% детей можно назвать здоровыми. Среди детей интернатных учреждений этот показатель еще ниже, только от 8 % до 10% детей можно признать здоровыми.

Последнее также указывает на социальные причины заболеваемости детей. Тревожит то, что в последние 5 лет отмечается рост показателя общей заболеваемости на 20%.

      1. Предложения Уполномоченного по снижению уровня смертности и заболеваемости детей в Новгородской области.

Как видно из представленного выше анализа, основные причины смертности и заболеваемости детей в Новгородской области одни и те же.

По мнению Уполномоченного, направлениями, которые могли бы дать наибольшую отдачупо снижению уровня смертности и заболеваемости детей в Новгородской области являются:

  • Снижение уровня алкоголизации, наркомании и токсикомании населения, ведущих к непоправимым физиологическим изменениям организма матери и ребенка, путем определения новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией в Новгородской области, с конкретным перечнем мероприятий, в том числе и по совершенствованию регионального законодательства. Для чего необходимо разработать реальные правовые механизмы, мотивирующие родителей, страдающих алкоголизмом, к лечению в медицинских учреждениях.

  • Формирование неприятия и общественного осуждения курящих и пьющих беременных женщин и разработка механизмов по защите нерожденных детей.

  • Организация мероприятий по улучшению репродуктивного здоровья женщин, включающих воспитание целомудрия женщин и мужчин, а также возрождение духовно-нравственных традиций семьи.

Принятие этих мер приведет к более эффективному решению проблем, связанных с защитой основного права каждого ребенка на жизнь и здоровое развитие.

      1. Права ребенка-инвалида.

Несмотря на снижение численности детей-инвалидов, показатель инвалидизации в области остается выше, чем по РФ (20,2 против 19,9 на 1000).

В связи с обращениями граждан, Уполномоченного тревожат темпы снижения относительного показателя инвалидизации. Есть случаи, когда после переосвидетельствования ребенка в Бюро медико-социальной экспертизы семья теряет право на социальную поддержку. Таким образом, многие дети, имеющие серьезные заболевания, оказываются вне данной категории, а значит, лишаются социальных пособий и льгот, права на бесплатное лечение, которое дало бы им возможность восстановить здоровье. Т.е. нарушаются права детей на медицинское обеспечение и здоровое развитие.

После недавних изменений, внесенных в Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утверждающее правила признания ребенка инвалидом, появились жалобы родителей, которые считают потерю ребенком статуса инвалида несправедливой.

Родители таких детей пытаются защитить их права через суд, однако при наличии соответствующих положений закона, в судебном порядке оспорить их не представляется возможным.

Несмотря на комплексный подход в решении проблем инвалидов в Новгородской области, есть серьезные проблемы по обеспечению безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, в связи с тем, что большое количество зданий в области не оборудованы пандусами и другими средствами для доступа маломобильных граждан, в том числе детей.

Право детей-инвалидов на образование гарантировано ст.18 и ст.19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Однако наличие жалоб показало, что не во всех случаях пребывание ребенка-инвалида в специальных учреждениях дошкольного и школьного образования обеспечивается необходимыми условиями для реабилитации ребенка.

      1. Проблема наркомании среди детей.

Одной из серьезнейших угроз не только здоровью, но и национальной безопасности страны сегодня признано распространение и злоупотребление наркотиками.

Уровень потребления психоактивных веществ несовершеннолетними остается высоким. На территории Новгородской области зарегистрировано 1494 больных наркоманией. В последние годы наблюдается относительная стабилизация наркологической ситуации. Показатель распространения наркомании несколько уменьшился по сравнению с 2009 годом. А за последние 10 лет уменьшился, более чем в 5 раз (показатель по РФ уменьшение в 3 раза). Все это говорит о том, что проводится эффективная работа по борьбе с распространением и злоупотреблением наркотиками.

Приходится признать, что современное законодательство, защищающее права несовершеннолетнего, употребляющего наркотические средства, носит не демократичный, а крайне либеральный характер.

Так, защищая права одного несовершеннолетнего, злоупотребляющего наркотическими средствами, оно ставим под угрозу жизнь и здоровье сотен ни в чем не повинных детей, которые по аналитическим данным, так или иначе, входят в опасный круг воздействия такого «больного». В связи с этим, как родители, так и дети имеют право быть проинформированными о степени опасности, которой подвергается ребенок.

Именно поэтому Уполномоченный поддерживает решение о проведении тестирования на употребление наркотиков в образовательных учреждениях Новгородской области.

    1. Права детей на наиболее совершенные услуги системы здравоохранения, средства лечения болезней и восстановления здоровья

О соблюдении права детей на охрану здоровья, медицинскую помощь говорится в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Конституционной основой реализации прав пациента является ряд закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина: право на охрану здоровья, медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и других поступлений (ст. 41). Право на высококачественную медицинскую помощь поддерживает Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Пациент, согласно действующему законодательству, имеет право на получение качественной медицинской помощи, которая должна соответствовать стандарту оказания медицинских услуг. Однако, как утверждается в Концепции развития здравоохранения, качественную и доступную медицинскую помощь государство планирует оказать только к 2020 году.

      1. Материально-техническое оснащение медицинских учреждений Новгородской области.

В последние годы много сделано для улучшения материально-технического оснащения учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты детей. Заметно улучшилось оснащение службы родовспоможения и детства. Организована работа Перинатального Центра на базе областного родильного дома и Детской областной клинической больницы. Организован широкий охват детей профилактическими осмотрами, проводится дополнительная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Однако, приходится отметить высокую изношенность материально-технической базы и основных фондов медицинских учреждений области (около 51% площадей медицинских учреждений нуждаются в капитальном ремонте), дефицит современного оборудования службы детства и родовспоможения составляет 60% (нехватка базового диагностического и лечебного оборудования, аппаратуры для функциональной диагностики), медленное внедрение новых медицинских технологий и стандартов медицинской помощи, недостаточное внедрение современных информационных систем в области организации медпомощи, низкий уровень удовлетворенности населения медицинским обслуживанием.

Таким образом, приходится констатировать тот факт, что законные права детей на доступ «к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения» на территории Новгородской области выполняются только частично.

Уполномоченным, в связи с поступившими обращениями граждан, в 2010 году было проведено 4 внеплановые проверки детских отделений районных больниц области.

По результатам этих проверок прошло заседание Экспертного Совета при Уполномоченном по правам ребенка, на котором были выработаны предложения по изменению текущей ситуации в здравоохранении области. Была избрана рабочая группа, в задачи которой входила подготовка экспертного заключения о соответствии предстоящей реорганизации системы здравоохранения Великого Новгорода законодательству РФ по обеспечению прав и законных интересов детей в Новгородской области.

В 2010 году прошло 3 заседания рабочей группы, причем одно из них было расширенным и проходило в Центральной городской клинической больнице.

С экспертным заключением рабочей группы были ознакомлены как руководители здравоохранения области и города, так и депутаты областной и городской Думы.

Совместными усилиями удалось найти наиболее правильное решение с точки зрения прав и законных интересов детей.

Для изменения финансовой поддержки здравоохранения в Новгородской области, при которой практически приходилось заниматься «латанием дыр», в конце 2010 года Администрацией Новгородской области предприняты очень своевременные и радикальные меры.

Для этого была разработана региональная программа Модернизации областного здравоохранения. Впервые в Новгородской области для этих целей запланировано получить поддержку из федерального бюджета в размере 2 млрд. 600 млн. рублей.

Программа модернизации здравоохранения в сфере материнства и детства полностью соответствует основным задачам, поставленным в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президентом РФ Д.А. Медведевым в 2010 году. Уполномоченный надеется на то, что такая мера сможет изменить существующую в настоящее время ситуацию и обеспечит в соответствии со ст. 4, ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка новгородским детям, вне зависимости от их проживания, право на наилучшее медицинское обеспечение.

      1. Право детей на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Одной из причин того, что в Новгородской области отмечается низкий уровень удовлетворенности населения медицинским обслуживанием, являются трудности при оказании медицинской помощи детям сельской местности и отдаленных районов, в связи с нехваткой высококвалифицированных детских врачей практически всех специальностей.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  2. «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда рф)»

    Документ
    «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда РФ)»
  3. Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года

    Обзор
    Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года .……
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2010 года

    Информационный бюллетень
    Как полагает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов, России сейчас нужна бережная, ручная настройка экономики.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

    Доклад
    Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  8. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  9. Сборник статей Саратов 2008 удк ббк сми и нко: взаимодействие в защиту прав человека, Саратов, «Новый ветер», 2008г., стр. 256

    Сборник статей
    Сборник составлен по результатам реализации проекта Саратовским региональным отделением Союза журналистов России «СМИ и НКО: взаимодействие в защиту прав человека».

Другие похожие документы..