«О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

Несмотря на то, что система предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей эффективно работает на территории области, Уполномоченным зафиксированы случаи, когда такие выплаты не производились. Это связано с приостановлением деятельности предприятий, а также невозможностью регистрации родившихся детей (например, по сгоревшему жилью, или при отсутствии жилья у мигрантов). Такие решения требуют судебного разбирательства. Содействие Уполномоченного в этих вопросах позволяет восстановить нарушенные права.

Часто поступают жалобы на невыполнение алиментных обязательств одним из родителей. Если учесть то, что в настоящее время на каждые 10 браков приходится шесть разводов, то становится ясно, о каком объеме работы Службы судебных приставов идет речь. В Новгородской области Управление Федеральной службы судебных приставов прилагает все необходимые усилия по выполнению Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении родителей, не исполняющих алиментные обязательства, однако ситуация остается острой.

Много жалоб Уполномоченному поступает по вопросу выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой. Несмотря на то, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном областными законами, опекуны часто бывают не проинформированы о порядке их назначения, и трудностях, с которыми придется встретиться при оформлении такого пособия.

А в данном случае речь идет о довольно сложных процедурах, таких как инициирование розыска родителей, исковые заявления в суд о лишении родителей ребенка родительских прав.

Уполномоченный понимает, что органы опеки действуют в интересах несовершеннолетнего, но при этом они нарушают право опекунов на получение полной информации и косвенно нарушают право ребенка на своевременное получение необходимого денежного содержания для обеспечения здорового развития. Поэтому Уполномоченный считает, что органам опеки и попечительства необходимо обеспечить полное информирование опекунов, как по вопросам опеки, так и по процедуре оформления положенных опекуну пособий.

Несмотря на то, что в Новгородской области реализуется комплекс мер, направленных на поддержку семей с детьми, несмотря на различные государственные программы и национальные проекты, положение семей с детьми и самих детей нельзя назвать удовлетворительным.

Уполномоченный уверен, что несмотря на нехватку средств, необходимо усилить внимание к правам и законным интересам ребенка и рассматривать их как приоритетные.

Несмотря на то, что в ст.38 Конституции РФ говорится о том, что материнство и детство находятся под защитой государства, в настоящее время отсутствуют федеральные стандарты качества жизни детей с учетом доходов, количества детей и их возрастных потребностей. Отсутствует такое понятие, как «ребенок, нуждающийся в помощи государства». В связи с этим в работе Уполномоченного возникают трудности в восстановлении прав детей, т.к. в каждом конкретном случае на законодательном уровне трудно определенно указать, в какой жизненной ситуации находится ребенок, и какая помощь ему нужна.

По мнению Уполномоченного, есть необходимость разработки региональных стандартов, анализ которых покажет истинную картину с защитой прав детей на жизнь и здоровое развитие.

      1. Право детей на жизнь и здоровое развитие. Причины младенческой смертности.

Снижение младенческой смертности остается одной из первоочередных задач, стоящих как перед Российской Федерацией, так и перед Новгородской областью. В этих целях на территории региона реализуется «Комплексная программа развития здравоохранения Новгородской области на 2007-2011 годы»

В 2010 году коэффициент младенческой смертности в регионе составил 7,4, а перинатальной - 8,0. Новгородская область является регионом со средним показателем младенческой смертности.

Позитивная динамика младенческой смертности в течение последних 15 лет в регионе обусловлена преимущественно снижением смертности от болезней органов дыхания и инфекционных болезней (в 1,6 раза). В меньшей степени снизилась смертность младенцев от перинатальных состояний (на 38,7% за 15-летний период) и врожденных пороков развития (на 27,3%).

По данным ВОЗ, причины младенческой смертности, на которые может повлиять система медицинского обеспечения, составляют не более 20%, остальные 80% являются причинами социального обеспечения населения.

Анализ социальных причин указывает на то, что наиболее остро в регионе стоит проблема алкоголизации населения. Именно она является одной из основных причин младенческой смертности.

То есть, даже при достижении европейского уровня медицинского обслуживания населения в Новгородской области, младенческая смертность будет высокой из-за социальных факторов, на которые необходимо обратить внимание.

Уполномоченного тревожит проходящая в области централизация службы родовспоможения. Так, в настоящее время в 9 районах области отсутствуют свои службы родовспоможения. Кроме достоинств, связанных с возможностью оказания более совершенной и профессиональной медицинской помощи женщинам, отсутствие в районах своих служб родовспоможения приводит к нарушению других прав женщин и детей на оказание им адекватной медицинской помощи в службе родовспоможения:

  • Перевоз беременных женщин, находящихся на поздних сроках беременности, на большие расстояния негативно сказывается на здоровье женщин и может привести к осложнениям при родах. Особенно остро стоит проблема транспортировки таких женщин из дальних деревень районов, где уровень качества дорог очень низкий. Женщинам приходится проехать до районного центра от 10 до 60 км. При необходимости доставки женщин в областной центр дорога может составить от 2 до 3 часов при высоком уровне вибрации, которая не только может ускорить роды, но и привести к осложнениям, требующим оказания немедленной медицинской помощи.

  • Остро стоит проблема обратного возвращения матерей с новорожденными детьми домой. В настоящее время такая поездка осуществляется гражданами самостоятельно. При этом матери испытывают дополнительные трудности не только с уходом за новорожденным ребенком в дороге (время, которое необходимо для доставки женщин с детьми на общественном транспорте в сельскую местность может составить более суток), но и материальные трудности.

  • Норма определения сроков родов составляет до 12 дней. Число преждевременных родов от 7 до 10%. Поэтому, в большинстве случаев, доставка женщин к месту служб родовспоможения осуществляется скорой медицинской помощью. Адекватной медицинской помощью считается помощь в 15 минутной досягаемости, т.е. не более 20 км качественной дороги. Службы скорой медицинской помощи или реанимационной помощи не успевают оказать адекватную медицинскую помощь в районах.

  • Перевоз беременных женщин на роды в областной центр из-за удаленности от места жительства лишает женщин из сельской местности усиленного питания, которое оказывают роженицам родственники.

Таким образом, наличие районных служб родовспоможения позволяет более полно реализовать права женщин и детей на оказание им адекватной медицинской помощи, поэтому их необходимо сохранить для наилучшего обеспечения прав и законных интересов детей.

      1. Анализ структуры причин детской смертности.

В области ежегодно погибает более 100 детей, этот показатель превышает и среднероссийский показатель. Анализ структуры причин смертности детей в возрасте 0-17 лет по основным классам болезней свидетельствует о том, что основной и главной причиной детской смертности являются внешние причины, они составляют 31,3%.

Таким образом, с точки зрения возможности предупреждения смертности детского населения, можно с очевидностью констатировать высокий уровень возможности ее предотвращения.

Из всех случаев гибели детей от внешних факторов, гибель детей в дорожно-транспортных происшествиях составляет около 10%, остальные 20% - это бытовыефакторы немедицинского характера (травмы, пожары, отравления, случайные падения, удушения, утопления и т.п.).

Анализируя детскую смертность от внешних причин, Уполномоченный убежден, что большую часть этих детских жизней можно было спасти, а причины такой гибели следует рассматривать как с точки зрения «профилактики жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы о них», так и халатного отношения руководителей различных служб к безопасности объектов инфраструктуры и природных объектов, к которым имеют доступ дети.

Так, дети гибнут, играя на объектах, признанных ветхими или заброшенными, купаясь в местах, не предназначенных для этого, гибнут от наледи, падающей с крыш, и все это происходит на глазах бездействующего населения, а необходимые меры по обеспечению безопасности детей принимаются только после их гибели.

В области разработаны и действуют специальные программы и мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий, но специальных программ и мероприятий в отношении предотвращения фактов гибели детей от бытовых факторов немедицинского характера сейчас нет.А именно они и являются основными причинами смерти детей.

Имеется парадоксальная ситуация: в то время как речь идет о младенческой смертности, врачи борются за жизнь каждого ребенка при рождении, приобретается дорогостоящее оборудование, медицинские работники неимоверными усилиями спасают дорогие нам жизни детей, но мы не замечаем так называемую группу бытовых факторов немедицинского характера, а здесь случаев гибели детей на порядок больше.

Следующими по значимости в структуре причин смертности детей стоят отдельные состояния перинатального периода – 17,3% и врожденные пороки развития – 11,6 %. Большей частью причинами таких заболеваний являются последствия асоциального образа жизни матери, а именно, употребление алкоголя и беспорядочные половые связи женщины.

Формирование неприятия и общественного осуждения курящих и пьющих беременных женщин и разработка механизмов по защите нерожденных детей в настоящее время затрудняется в связи с отсутствием в российском законодательстве такого понятия, как «ребенок до рождения». Находящийся в чреве матери ребенок считается частью материнского организма. Последнее не позволяет на законных основаниях защищать права нерожденного ребенка от вредного воздействия матери.

Далее в структуре причин детской смертности идут заболевания нервной системы - 6,25% и болезни органов дыхания – 6,25%. И в этом случае мы имеем большую долю социальных факторов и в первую очередь алкоголизацию населения. Недостаточный уход, недостаточное питание детей, несоблюдение гигиенических требований, отсутствие своевременной помощи со стороны родителей при острых и хронических заболеваниях нередко являются причинами смерти детей, особенно в возрасте до года.

      1. Право ребенка на рождение.

Одним из негативных факторов, прямо влияющих на демографические процессы в Новгородской области, является проблема абортов. Даже если не касаться морально-нравственных аспектов аборта, то с сугубо прагматичной точки зрения, аборт – это калечащая женщину операция, имеющая множество отложенных во времени последствий и осложнений.

В Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией, указано, что «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Таким образом, Конвенцией признается, что ребенок до рождения является ребенком, а не эмбрионом или зародышем и имеет право на надлежащую правовую защиту и до рождения. Однако приходится признать, что единого понимания по этому вопросу нет.

Несмотря на то, что у нерожденного ребенка свое сердце начинает биться в возрасте 3-х недель, аборты делаются на сроке от 6 до 12 недель любой из обратившихся женщин, т.е. по российским законам, разрешается прерывать жизнь. Законодательно понятие «ребенок до рождения» не закреплено. Поэтому выполнять правовую защиту ребенка до рождения очень трудно. По российским законам ребенок прав до рождения не имеет.

По данным, предоставленным в Аппарат Уполномоченного, в Новгородской области в 2010 году родилось 7212 детей и сделано 5972 аборта только по официальным данным из государственных учреждений.

Т.е. более 45% беременных женщин искусственно прервали свою беременность.

Следует отметить, что эта цифра практически в два раза меньше количества абортов в недавнее советское время, когда их число превышало число родившихся детей, и снижение числа абортов, несомненно, связано с правильной политикой государства в вопросах материнства и детства.

Диаграмма №5. Сравнение показателей младенческой, перинатальной и детской смертности детей по отношению к числу случаев искусственного прерывания беременности.

Однако, несмотря на то, что Администрацией Новгородской области принимаются меры по профилактике абортов, несмотря на то, что сами врачи женских консультаций заинтересованы в рождении детей и получении родовых сертификатов, есть отдельные случаи, когда, женщинам, решившим родить 3-го ребенка, врачи женских консультаций сами предлагают сделать аборт.

По запросу Уполномоченного был проведен выборочный опрос женщин, недавно родивших 3-го ребенка. Из 25 опрошенных женщин, в 21 случае врач уговаривал женщин сделать аборт. Такое поведение врачей ставит под угрозу программу по стимулированию рождения третьего ребенка, о которой говорил в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев в 2010 году.

Есть еще одна проблема. В Новгородской области, несмотря на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №389 от 01.06.2007 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях», практически отсутствует деятельность кабинетов медико-социальной помощи, в которых должны осуществляться мероприятия по предупреждению абортов. Доабортное психологическое консультирование – это не давление или убеждение, а оказание квалифицированной психологической помощи женщинам в кризисной ситуации.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  2. «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда рф)»

    Документ
    «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда РФ)»
  3. Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года

    Обзор
    Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года .……
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2010 года

    Информационный бюллетень
    Как полагает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов, России сейчас нужна бережная, ручная настройка экономики.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

    Доклад
    Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  8. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  9. Сборник статей Саратов 2008 удк ббк сми и нко: взаимодействие в защиту прав человека, Саратов, «Новый ветер», 2008г., стр. 256

    Сборник статей
    Сборник составлен по результатам реализации проекта Саратовским региональным отделением Союза журналистов России «СМИ и НКО: взаимодействие в защиту прав человека».

Другие похожие документы..