«О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

После обсуждения наиболее эффективной и приемлемой в настоящее время формы участия детей в работе Уполномоченного по правам ребенка, к 28.12.2010г., были подобраны кандидатуры для Детского Общественного Совета из представителей образовательных учреждений районов области и разработаны соответствующие положения. В состав Детского Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка входят члены Детского Общественного Совета (помощники), дети старше 14 лет, выбранные в образовательных учреждениях районов области. Таким образом, в Новгородской области в школах появились независимые от администрации учреждений представители интересов несовершеннолетних. Создание детской сети помощников позволяет более эффективно решать задачи, поставленные перед Уполномоченным и обеспечивает право на участие детей в процессах, связанных с защитой их прав и законных интересов.

10 ноября 2010 года Уполномоченным по правам ребенка в Новгородской области было подписано соглашение о вступлении в Ассоциацию Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

В «команде» Уполномоченного по правам ребенка в настоящее время насчитывается более 60 общественных помощников, 25 из которых являются детьми.

Уполномоченный понимает необходимость проведения тренингов и семинаров для обеспечения наиболее профессиональной и компетентной работы Общественного Совета. Данные мероприятия запланированы на 2011 год.

Эффективность работы по восстановлению прав и законных интересов детей во многом зависит от взаимоотношений, которые складываются у Уполномоченного с представителями исполнительной власти региона.

С первых шагов своей работы Уполномоченный ощущает поддержку Губернатора Новгородской области Митина С.Г. во всех вопросах, касающихся как защиты, так и восстановления прав детей.

В целях наилучшего обеспечения прав и законных интересов детей в 2010 году Уполномоченным были подписаны соглашения о взаимодействии с федеральными органами власти.

Подписаны соглашения о взаимодействии с Управлением внутренних дел, Управлением Министерства юстиции, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.

Понимая, что права детей и их законные интересы можно эффективно защищать только при тесном взаимодействии всех структур власти, работа по выстраиванию взаимоотношений Уполномоченного по правам ребенка с представителями всех органов власти в Новгородской области будет продолжена и в 2011 году.

  1. О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы в 2010 году.

«Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития».

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

    1. Основные цели деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области (далее – Уполномоченный) в соответствии с законом осуществляет обеспечение государственных гарантий в области защиты прав ребенка в направлении достижения следующих целей:

  1. Улучшение положения детей в обществе путем содействия правовой и социальной защищенности конкретного ребенка (при работе с обращениями граждан) и детей и семей с детьми в целом по Новгородской области (путем участия в совершенствовании законодательства и разработке социальных программ в интересах детей).

  2. Содействие совершенствованию законодательства о правах детей и приведению его в соответствие с общепризнанными нормами международного права.

  3. Повышение правовой культуры населения (путем организации и проведения правового просвещения детей, родителей и специалистов, работающих с детьми, о правах детей, формах и методах их защиты).

  1. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

    1. . Работа с обращениями граждан.

Положение детей в нашей стране остается весьма сложным: приходится признать, что их права нарушаются как родителями, так и должностными лицами. В значительной мере это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам детей. Принятые в настоящее время законы, подзаконные акты и, в частности, внутриведомственные приказы и инструкции объективно затрудняют контроль за соблюдением прав и интересов ребенка. А восприятие прав ребенка, не только родителями, но и детьми, как некоего «мифа», чего-то надуманного, не имеющего ничего общего с реальностью, а самих детей - как объекта любви и заботы, а не как субъектов права, приводит к непониманию в вопросах восстановления прав детей и препятствует полной реализации прав ребенка в Новгородской области.

Наибольшее количество жалоб носит скорее характер "челобитных". Заявители, как правило, имеют смутное представление о своих правах, предусмотренных федеральными и областными законами. Недостаточная информированность родителей о правах своих детей свидетельствует о недостатках в разъяснительной работе, проведение которой является важной обязанностью всех служб, работающих с детьми.

    1. Анализ обращений.

За 6 месяцев работы Уполномоченный получил 206 обращений граждан. Их можно отнести к различным уровням сложности:

Диаграмма №1. Уровни сложности обращений.

  • Простые по сложности обращения: составили 17% обращений. В этих случаях граждане обратились за консультацией и разъяснением прав детей; дополнительных запросов или контроля в этих случаях не требовалось.

В остальных 170 случаях обращения требовали более тщательного рассмотрения.

  • Обращения средней сложности: 52% жалоб потребовали обращения за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению и направления запросов в компетентные органы. По 82 жалобам был осуществлен личный выезд Уполномоченного.

  • Сложные обращения: составили 31% (каждое третье) и потребовали судебного разбирательства. Причем 26% обращений - о производстве в суде 1 инстанции и 17 - касающихся кассационных жалоб, 8% жалоб требовали личного присутствия в судебном заседании, в 9% случаев была просьба об участии в суде Уполномоченного, в чем было отказано в связи с ограничениями, установленными для Уполномоченного в соответствии с областным законом №755-ОЗ. По всем вопросам гражданам из категории малоимущих, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, было не только оказано консультативное содействие, но и организована бесплатная адвокатская помощь или обеспечено представительство в суде.

17 дел, находящихся на судебном рассмотрении, остаются под контролем Уполномоченного и в настоящее время. Так, самое первое обращение, полученное от Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и в настоящий момент находится на стадии судебного производства и под контролем Уполномоченного, и только благодаря его вмешательству стало возможным защитить жилищные права ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Пять обращений представляли особую сложность, как в связи с тем, что касались вопросов, законодательство о которых нуждается в совершенствовании и приведении в соответствие с международными нормами, так и в связи с трудностью представления доказательной базы. Последнее потребовало дополнительных юридических действий высокой квалификации. В данной работе Уполномоченному оказали бесплатную правовую помощь юрист Наумов Н.И. и адвокат Мыльников Е.Н., которым хочется выразить особую благодарность.

      1. Анализ категорий граждан, обратившихся к Уполномоченному.

Чаще всего в защиту прав несовершеннолетних обращаются их родители (56%) из них обращений от родителей, имеющих детей–инвалидов – 5%. Обращений иных кровных родственников - 15%; обращений от опекунов и попечителей – 21%; обращений от должностных лиц, работающих с детьми – 4%; обращений о нарушении прав от самих детей- 3%.

Задача обеспечения возможности каждому ребенку обратиться в профильные службы в защиту своих прав и интересов независимо от взрослых остается актуальной и сейчас.

Диаграмма №2. Анализ категорий граждан.

      1. Анализ категорий проблем.

Спектр причин, по которым обращаются к Уполномоченному по правам ребенка, достаточно широк. Наиболее актуальны в настоящее время такие проблемы:

  1. Высок процент обращений, связанных с нарушениями жилищных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нарушение интересов детей при сделках с жильем (22%));

  2. проблемы, возникающие при взаимодействии с органами опеки, попечительства, усыновления (19%);

  3. Право на получение пособий пенсий и субсидий (14%);

  4. Распространено жестокое обращение с детьми (физическое, психическое, сексуальное, социальное) (12%);

  5. Недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей (11%);

  6. Право на образование (10%) - нередки обращения, где речь идет о защите права ребенка на образование (проблемы определения ребенка в дошкольное учреждение) (6%);

  7. Проблема защиты права ребенка на жизнь и здоровое развитие (проблемы низкого уровня жизни семей с детьми, трудная жизненная ситуация (9%));

  8. Проблемы связанные с заболеванием детей (содействие в выделении квоты на медицинское лечение для детей.) (6%);

  9. Право на отдых (6%);

  10. Проблемы защиты интересов детей при определении места проживания ребенка после развода родителей (6%);

  11. Проблемы, связанные с бездействием правоохранительных органов (5%);

И прочие проблемы

Диаграмма №3. Анализ категорий проблем.

      1. Рассмотрение жалоб Уполномоченным по правам ребенка.

По обращению Уполномоченного было проведено 79 проверок и 8 независимых экспертиз по жалобам.

В отношении 8 человек как лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, по результатам рассмотрения жалоб, в соответствии со ст.19 областного закона №755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области» были направлены ходатайства о возбуждении дисциплинарного и административного производства.

В 6 случаях вмешательство Уполномоченного позволило вернуть детей в родные семьи. В 9 случаях, при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей, в компетентные органы были направлены ходатайства о рассмотрении вопроса о лишении родителей родительских прав.

В связи с необходимостью международного запроса в другое государство и в связи с необходимостью обращения в Министерство обороны РФ, в соответствии со статьей 14 п.3 областного закона №755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области» были направлены письма Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка П.А.Астахову.

6 обращений были направлены Уполномоченным по правам ребенка в других субъектах РФ.

      1. Оценка результативности работы с обращениями граждан.

По данным мониторинга работы с обращениями граждан и оценки ее результативности получены следующие данные (см. табл.№1):

Таблица №1. «Мониторинг работы с обращениями граждан и оценка ее результативности».

Мониторинг обратной связи. Оценка действий Уполномоченного по правам ребенка

При приеме обращения или жалобы (Вежливость внимательность, профессионализм)

Процесс работы над жалобой

(Срок рассмотрения, взаимодействие, внимание)

Оценка результата работы с обращением

(после окончания работы с жалобой).

Отлично

100%

Отлично

81%

Отлично

96%

Хорошо

0%

Хорошо

17%

Хорошо

0%

Удов.

0%

Удов.

2%

Удов.

3%

Неудов.

0%

Неудов.

0%

Неудов.

1%

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  2. «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда рф)»

    Документ
    «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда РФ)»
  3. Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года

    Обзор
    Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года .……
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2010 года

    Информационный бюллетень
    Как полагает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов, России сейчас нужна бережная, ручная настройка экономики.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

    Доклад
    Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  8. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  9. Сборник статей Саратов 2008 удк ббк сми и нко: взаимодействие в защиту прав человека, Саратов, «Новый ветер», 2008г., стр. 256

    Сборник статей
    Сборник составлен по результатам реализации проекта Саратовским региональным отделением Союза журналистов России «СМИ и НКО: взаимодействие в защиту прав человека».

Другие похожие документы..