«О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области за первые полгода работы и о ситуации с защитой прав детей в регионе в 2010 году»

Представлена характеристика обращений граждан, указано число проверок, независимых экспертиз, ходатайств о возбуждении дисциплинарного и административного производства, направленных Уполномоченным в муниципальные органы власти в 2010 году.

Указаны показатели результативности работы Уполномоченного.

Дан анализ и представлены предложения Уполномоченного по устранению причин системных нарушений прав детей.

Так, анализ показал, что в настоящее время отсутствуют федеральные стандарты качества жизни детей. Нет такого понятия, как «ребенок, нуждающийся в помощи государства». По мнению Уполномоченного, есть необходимость разработки таких региональных стандартов.

Необходимо совершенствовать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, так как зафиксированы случаи, когда такие выплаты не производились.

Несмотря на то, что в Новгородской области наблюдается позитивная динамика младенческой и детской смертности, следует учесть, что даже при достижении европейского уровня медицинского обслуживания населения в Новгородской области младенческая и детская смертность будет высокой из-за социальных факторов, на которые необходимо обратить внимание.

Анализ структуры причин детской смертности свидетельствует о том, что основной и главной причиной детской смертности являются внешние причины. Уполномоченный убежден, что большую часть этих детских жизней можно было спасти, а причины такой гибели следует рассматривать как с точки зрения «профилактики жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы о них», так и халатного отношения руководителей различных служб к безопасности объектов инфраструктуры и природных объектов, к которым имеют доступ дети.

В Новгородской области практически отсутствует деятельность кабинетов медико-социальной помощи, в которых должны осуществляться мероприятия по предупреждению искусственного прерывания беременности. Принятие необходимых мер могло бы увеличить рождаемость в регионе от 15% до 25 % при минимальном вложении средств.

Анализ структуры заболеваемости новорожденных показывает, что возникновение заболеваний у новорожденных тесно связано с состоянием здоровья беременных женщин и, в основном, с социальными факторами. Состояние здоровья детей в Новгородской области нельзя назвать удовлетворительным.

Только 24% детей можно признать здоровыми. Среди детей интернатных учреждений этот показатель еще ниже, только от 8 % до 10% детей можно признать здоровыми. Последнее также указывает на социальные причины заболеваемости детей.

По мнению Уполномоченного, наибольшую отдачу по снижению уровня заболеваемости и смертности детей в Новгородской области может дать определение новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией в Новгородской области с конкретным перечнем мероприятий, в том числе, и по совершенствованию регионального законодательства. Для этого необходимо разработать реальные правовые механизмы, мотивирующие родителей, страдающих алкоголизмом, к лечению в медицинских учреждениях; некоторые из них указаны в докладе.

Несмотря на комплексный подход в решении проблем инвалидов в Новгородской области, есть серьезные проблемы по обеспечению безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, не во всех случаях пребывание ребенка-инвалида в специальных учреждениях дошкольного и школьного образования обеспечивается необходимыми условиями для реабилитации ребенка.

Одной из серьезнейших угроз не только здоровью, но и национальной безопасности страны сегодня признано распространение и злоупотребление наркотиками, именно поэтому Уполномоченный поддерживает решение о проведении тестирования на употребление наркотиков в образовательных учреждениях Новгородской области.

В последние годы многое сделано для улучшения материально-технического оснащения учреждений здравоохранения, заметно улучшилось оснащение службы родовспоможения и детства. Организована работа перинатального Центра на базе областного родильного дома и Детской областной клинической больницы.

Однако приходится отметить низкий уровень удовлетворенности населения медицинским обслуживанием. Есть необходимость в принятии мер по улучшению предоставления медицинской помощи сельским детям по месту проживания.

Статистические данные по Новгородской области указывают на то, что каждый четвертый ребенок уже рождается в неполной семье, поэтому необходима разработка специальных образовательных программ для детей и молодежи, содействующих укреплению семьи посредством формирования системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания на уровне области.

Для этого полезно задействовать воспитательный ресурс традиционных конфессий, который может быть востребован для различных сложных категорий детей с девиантным и делинквентным поведением.

В российском законодательстве, в отличие от международного, нет нормативов, определяющих время общения с отцом или матерью, необходимое для полноценного развития ребенка. Уполномоченный считает, что их можно принять на региональном уровне.

В Новгородской области в соответствии с законом осуществляется поддержка многодетных семей. Но, большое количество жалоб многодетных семей указывает на ее недостаточность. Несмотря на то, что в области есть свои достижения в помощи многодетным семьям, которые заслуживают внимания других субъектов РФ, Уполномоченный считает необходимым использование и чужого опыта, в отношении формирования позитивного образа многодетных семей.

Уполномоченным в докладе представлен ряд предложений по защите прав детей в образовательных учреждениях. Например: по принятию мер к прекращению практики ведения списков об оказанной благотворительной помощи родителями детей, сбора наличных средств на благотворительность в образовательных учреждениях; по разработке инструкции для руководителей образовательных учреждений в случаях жестокого обращения между детьми; по усилению профилактической работы по предупреждению унижения человеческого достоинства и дискриминации подростков в образовательных учреждениях и другие.

Уполномоченный отмечает, что Новгородская область входит в число регионов, наиболее успешно занимающихся устройством детей-сирот в замещающие семьи, более 76% детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на воспитание в замещающие семьи.

Хочется отметить, что Новгородская область является одним из немногих регионов, в котором соблюдается право детей-сирот на исключительный порядок предоставления им жилых помещений. В Новгородской области, в настоящее время изменены нормативы общей площади, предоставляемой детям-сиротам с 18кв.м. до 28 кв.м. Это позволило предоставлять не комнаты, а отдельные квартиры. Площадь одной благоустроенной квартиры варьируется от 28,0 до 46,1 кв. метров.

Ситуация с детской преступностью в Новгородской области (за 2010 год в сравнении с 2009 годом она сократилось более чем на 40%), указывает на то, что меры, принимаемые комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав эффективны, а работа, направленная на профилактику подростковой преступности, безнадзорности, наркомании и правонарушений в подростковой среде в Новгородской области идет успешно.

В связи с тем, что необходима адвокатская и психологическая помощь для детей-жертв преступлений, Уполномоченный обратился в декабре 2010г. с предложением о внесении необходимых поправок в областное законодательство к Губернатору Новгородской области, в настоящее время это предложение рассматривается.

Существующие механизмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и реагирования на них ориентированы только на крайние меры и не защищают детей от жестокого обращения с ними. Уполномоченный считает, что необходимо провести мониторинг жестокого обращения с детьми, как в семьях, так и в детских учреждениях области, который поможет правильно спланировать действия по его предотвращению.

В целях защиты детей от негативной информации в сети Интернет, есть необходимость пропагандировать установку программ-фильтров от негативной информации, как в семьях, так и во всех образовательных учреждениях, в том числе и интернатного типа.

В докладе представлена информация об участии Уполномоченного в разработке проектов законов и других нормативных правовых актов, предложений по поправкам в областное законодательство, затрагивающее права и законные интересы ребенка.

Представлена информация об организации просвещения населения Новгородской области о правах ребенка, о формах и методах их защиты.

Подведя итоги анализа ситуации с защитой прав детей в Новгородской области в 2010 году, Уполномоченный по правам ребенка замечает,что, несмотря на имеющиеся отдельные недостатки, в регионе эффективно реализуется государственная политика в области детства, «политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития».

Введение.

Об институте Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области

Институт Уполномоченного по правам ребенка начал свою деятельность на территории Новгородской области в 1998 году в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития Российской Федерации (ныне Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Новгородская область была в числе первых пяти субъектов РФ, в которых на общественных началах были учреждены должности Уполномоченных по правам ребенка, и, по мнению руководства Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, опыт первого Новгородского омбудсмена Лисициной Н.А. «внес значительный вклад в становление и развитие, создание научных и методических основ института».[1]

В последнее время идет системное развитие института Уполномоченного по правам ребенка. Он продемонстрировал свою полную самостоятельность в качестве особой инстанции, осуществляющей контроль за соблюдением прав детей и проводящей работу по их восстановлению в случае нарушений. Именно поэтому, в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации, Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Этим же Указом было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность Уполномоченного по правам ребенка (далее - Уполномоченный). В соответствии с Уставом Новгородской области, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, на территории Новгородской области 26 мая 2010 года областной Думой был принят закон от 01.06.2010 №755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области». 23.06.2010 в областном парламенте тайным голосованием была утверждена на должность Уполномоченного кандидатура Филинковой Е.В., внесенная на рассмотрение депутатов по представлению Губернатора Новгородской области С.Г.Митина.

В настоящее время идет системное развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.

Так как институт Уполномоченного в Новгородской области - вновь создаваемый самостоятельный институт, было необходимо провести организационное обеспечение работы Уполномоченного. В связи с этим было проведено оснащение кабинета мебелью, оргтехникой, канцелярскими материалами для организации приема граждан.

Для эффективного мониторинга работы с обращениями граждан и оценки ее результативности разработана регистрационная форма обращений, предполагающая оценку качества обслуживания граждан и мониторинг по категориям проблем, категориям граждан и уровню решения проблем.

Для этого были введены дополнительные графы для формализации анализа обращений и для подсчета коэффициента удовлетворенности оказанной услугой.

Личный прием граждан начался практически сразу же после назначения на должность Уполномоченного. За первый месяц работы было зарегистрировано 38 обращений.

В этот же период была подготовлена вся необходимая документация и проведена регистрация Аппарата Уполномоченного в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Новгородской области как государственного органа.

Наработана нормативная база для осуществления функций, предписанных законом, утверждено Положение об аппарате Уполномоченного.

Налажена работа по размещению пресс-релизов. Подобран и размещен материал для представления на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Астахова П.А., в разделе «Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка».

В течение первых 3 месяцев была проведена работа по подбору кандидатуры на должность помощника в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области. 24.08.2010 была принята на должность помощника Арефьева М.С.

Таким образом, в настоящее время Аппарат Уполномоченного состоит из двух человек: Уполномоченного и его помощника.

Для удобства граждан, Уполномоченным были подписаны соглашения о взаимодействии и организованы представительства во всех районах области. До настоящего времени находится на подписании соглашение по взаимодействию с Администрацией Великого Новгорода.

Для помощи Уполномоченному при решении вопросов прав детей и их законных интересов, в консультативных целях, был создан Экспертный Совет из лиц, наиболее компетентных в вопросах детства. Первое заседание Экспертного Совета прошло 29 сентября 2010 г.

На сегодняшний день институт Уполномоченного по правам ребенка, пожалуй, единственный государственный орган, куда дети могут обратиться сами.

Более того, в соответствии со статьями 12, 13 и 15 Конвенции о правах ребенка, с учетом Заключительных замечаний, принятых Комитетом ООН по правам ребенка [2] после рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации в сентябре 2005 года, а также Замечаний общего порядка №12 Комитета ООН по правам ребенка (2009 г.) [3], в которых не только рекомендуется стимулировать участие детей во всех процессах, связанных с защитой их прав и законных интересов, но также указывается на необходимость борьбы с негативным отношением, которое препятствует полной реализации права ребенка быть услышанным, 28 октября 2010 года состоялось совещание с представителями школьного актива (дети старше 14 лет) из 18 районов Новгородской области. Ребятам было предложено самим выбрать способ участия детей в работе института Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  2. «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда рф)»

    Документ
    «Возможности защиты прав человека (женщин) с использованием существующих в России государственных механизмов (суды и Федеральная инспекция труда РФ)»
  3. Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года

    Обзор
    Информация о результатах рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня заседания Государственной Думы Астраханской области 28 октября 2010 года .……
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за сентябрь 2010 года

    Информационный бюллетень
    Как полагает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов, России сейчас нужна бережная, ручная настройка экономики.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

    Доклад
    Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  8. Закону "об опеке и попечительстве" Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года Издание второе, переработанное и дополненное

    Закон
    Андропов Вадим Владимирович, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Семейного кодекса РФ.
  9. Сборник статей Саратов 2008 удк ббк сми и нко: взаимодействие в защиту прав человека, Саратов, «Новый ветер», 2008г., стр. 256

    Сборник статей
    Сборник составлен по результатам реализации проекта Саратовским региональным отделением Союза журналистов России «СМИ и НКО: взаимодействие в защиту прав человека».

Другие похожие документы..