Учебник для юридических вузов

Административное право Российской Федерации


Учебник для юридических вузов

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Общая часть

Раздел 1. Административное право как отрасль права и наука

Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть

§ 1. Понятие и содержание государственного управления

§ 2. Сущность исполнительной власти и ее место в системе разделения властей

Глава 2. Общее понятие административного права

§ 1. Понятие административного права

§ 2. Предмет административного права

§ 3. Метод административного права

§ 4. Принципы административного права

§ 5. Механизм административно-правового регулирования

Глава 3. Наука административного права

§ 1. Понятие, предмет и методология науки административного права

§ 2. История науки административного права

Глава 4. Административно-правовые нормы и система административного права

§ 1. Понятие административно-правовой нормы

§ 2. Виды норм административного права

§ 3. Система административного права

Глава 5. Административно-правовые отношения

§ 1. Понятие и особенности административного правоотношения

§ 2. Виды административно-правовых отношений

§ 3. Структура административного правоотношения

§ 4. Юридические факты в административном праве

Глава 6. Источники административного права

§ 1. Понятие и особенности источников административного права

§ 2. Виды источников административного права

§ 3. Систематизация административного права

Раздел 2. Субъекты административного права

Глава 7. Понятие и виды субъектов административного права

§ 1. Понятие субъекта административного права

§ 2. Виды субъектов административного права

Глава 8. Граждане как субъекты административного права

§ 1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц

§ 2. Основные административные права и обязанности граждан

§ 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан

Глава 9. Организации как субъекты административного права

§ 1. Понятие и содержание административно-правового статуса организаций

§ 2. Отдельные виды организаций и особенности их административно-правового статуса

§ 3. Государственная регистрация юридических лиц

§ 4. Лицензирование отдельных видов деятельности

Глава 10. Органы публичной администрации

§ 1. Понятие и основы административно-правового статуса органов исполнительной власти

§ 2. Виды органов исполнительной власти

§ 3. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти

§ 4. Правительство Российской Федерации

§ 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

§ 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

§ 7. Иные органы публичной администрации

Глава 11. Публичная служба

§ 1. Понятие, содержание и виды публичной службы

§ 2. Государственная служба: понятие, виды и система

§ 3. Принципы государственной службы

§ 4. Должности государственной службы

§ 5. Понятие, виды и правовой статус государственных служащих

§ 6. Прохождение государственной службы

Раздел 3. Административная деятельность

Глава 12. Формы государственного управления

§ 1. Понятие формы государственного управления

§ 2. Виды форм государственного управления

§ 3. Акты государственного управления

§ 4. Административные договоры

Глава 13. Методы государственного управления

§ 1. Понятие и виды методов государственного управления

§ 2. Убеждение в административном праве

§ 3. Административное принуждение и его виды

Глава 14. Обеспечение законности в государственном управлении

§ 1. Сущность законности и способы ее обеспечения в управлении

§ 2. Государственный контроль

§ 3. Государственный надзор

§ 4. Роль судов в обеспечении законности в управлении

Глава 15. Административно-правовые режимы

§ 1. Административно-правовой режим военного положения

§ 2. Административно-правовой режим чрезвычайного положения

Раздел 4. Административный процесс

Глава 16. Общие положения административного процесса

§ 1. Понятие и принципы административного процесса

§ 2. Структура административного процесса

Глава 17. Административно-процедурный процесс

§ 1. Понятие и виды административно-процедурного процесса

§ 2. Отдельные виды процедурных производств

Глава 18. Административно-юрисдикционный процесс

§ 1. Понятие административно-юридсикционного процесса

§ 2. Виды административно-юридсикционных производств

Раздел 5. Ответственность по административному праву

Глава 19. Административная ответственность и административное наказание

§ 1. Понятие и признаки административной ответственности

§ 2. Принципы административной ответственности

§ 3. Административное правонарушение

§ 4. Административные наказания и правила их назначения

Глава 20. Производство по делам об административных правонарушениях

§ 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении

§ 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

§ 3. Доказательства по делу об административном правонарушении

§ 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении

Особенная часть

Раздел 6. Государственное управление в административно-политической сфере

Глава 21. Государственное управление в области обороны

§ 1. Оборона как отрасль государственного управления

§ 2. Военная доктрина Российской Федерации

§ 3. Организация управления в области обороны

§ 4. Военная организация Российского государства

Глава 22. Государственное управление в области безопасности

§ 1. Безопасность как отрасль государственного управления

§ 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

§ 3. Организация управления в области безопасности

Глава 23. Государственное управление в области внутренних дел

§ 1. Внутренние дела как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области внутренних дел

§ 3. Внутренние войска МВД России

Глава 24. Государственное управление в области юстиции

§ 1. Юстиция как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области юстиции

Глава 25. Государственное управление в области иностранных дел

§ 1. Иностранные дела как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области иностранных дел

Раздел 7. Государственное управление в экономической сфере

Глава 26. Государственное управление в области природных ресурсов

§ 1. Охрана и использование природных ресурсов как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области природных ресурсов

Глава 27. Государственное управление в области промышленности и энергетики

§ 1. Промышленность и энергетика как отрасль управления

§ 2. Организация управления промышленностью и энергетикой

Глава 28. Государственное управление в области сельского хозяйства

§ 1. Сельское хозяйство как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области сельского хозяйства

Глава 29. Государственное управление в области транспорта

§ 1. Транспорт как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области транспорта

Глава 30. Государственное управление в области информационных технологий и связи

§ 1. Информационные технологии и связь как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области информационных технологий и связи

Глава 31. Государственное управление в области финансов

§ 1. Финансы как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области финансов

Раздел 8. Государственное управление в социально-культурной сфере

Глава 32. Государственное управление в области здравоохранения и социального развития

§ 1. Здравоохранение и социальное развитие как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области здравоохранения и социального развития

Глава 33. Государственное управление в области культуры и массовых коммуникаций

§ 1. Культура и массовые коммуникации как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области культуры и массовых коммуникаций

Глава 34. Государственное управление в области образования и науки

§ 1. Образование и наука как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области образования и науки

Раздел 9. Межотраслевое государственное управление

Глава 35. Государственное управление в области тарифов

§ 1. Регулирование тарифов как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области тарифов

Глава 36. Государственное управление в области статистики

§ 1. Статистика как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области статистики

Глава 37. Государственное управление в области экономического развития и торговли

§ 1. Экономическое развитие и торговля как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области экономического развития и торговли

Глава 38. Государственное управление в области защиты конкуренции

§ 1. Защита конкуренции как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления в области защиты конкуренции

Глава 39. Государственное управление таможенным делом

§ 1. Таможенное дело как отрасль государственного управления

§ 2. Организация управления таможенным делом

Общая часть

Раздел 1. Административное право как отрасль права и наука

Глава 1. Государственное управление и исполнительная власть

§ 1. Понятие и содержание государственного управления

Государственное управление интересует нас в рамках настоящего учебного курса, прежде всего, как основа предмета отрасли административного права. Все особенности административно-правового регулирования так или иначе связаны со спецификой такого социального явления, как государственное управление. Сущность этого явления лежит вне плоскости правовой, поскольку управление - это свойство всех сложно организованных систем, каковые существуют не только в государственной и не только в социальной сферах, но также и в технике, биологии и т.п. областях.

Несмотря на то что административное право играет производную роль по отношению к государственному управлению, являясь одним из его объективных проявлений, для того, чтобы проанализировать правовые особенности управленческих отношений, необходимо уяснить природу и признаки государственного управления. Государственное управление - это специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений, а также от управленческой негосударственных формирований. Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права *(1).

В учебной и научной литературе по административному праву можно встретить немало исследований, посвященных соотношению категории государственного управления и административного права. Например, Г.В. Атаманчук, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Ю.А. Тихомиров и другие ученые занимались теоретическими разработками в области государственного управления. В 80-е годы ХХ века получила широкое распространение так называемая теория государственного управления, имевшая основным своим предметом изучение именно управленческо-правовых особенностей государственного управления.

Управлением вообще занимается такая своеобразная современная наука, как кибернетика. В рамках подходов указанной науки управление понимается как целенаправленное воздействие на сложную систему, имеющее своей целью обеспечение целостности систем, то есть сохранение их структуры, поддержание оптимального режима функционирования. Ю.А. Тихомиров характеризует его более широко как процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для перевода последнего в новое состояние *(2). Ю.М. Козлов указывает, что в самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо) *(3).

Управление - это свойство каждой системы, в которую входят какие-либо разнопорядковые элементы, пусть даже в минимальном количестве. Любое взаимодействие элементов, имеющее позитивную цель за рамками системы или внутри ее, нуждается в управлении. Иными словами, для того, чтобы система функционировала в заданном режиме и эффективно, с точки зрения, поставленной перед ней цели, "поведение" элементов системы нуждается в управлении, т.е. направленном воздействии.

Управление характеризуется внутренней целостностью и неизменно предполагает присутствие в рамках системы субъекта (управляющего элемента) и объекта управления (управляемых элементов). Субъект управления имеет приоритетное, ведущее значение среди элементов системы. Взаимоотношения субъекта и объектов управления основаны на подчинении последних первому. Это относится ко всем системам, не только социальным (например, если бы человеческие органы и ткани не подчинялись командам мозга, организм человека был бы нежизнеспособен).

Необходимо иметь в виду, что управление может осуществляться как путем внутреннего организующего взаимодействия элементов системы, т.е. посредством самоуправления, так и с использованием механизмов внешнего управления. Самоуправляемые системы (в основном биологические и большинство технических систем) имеют в своей структуре управляющую и управляемую подсистемы, находящиеся в постоянном взаимодействии. Однако, такая сложнейшая социальная система, как право, не является самоуправляемой и предполагает наличие внешнего управляющего воздействия.

Кроме того, управление имеет функциональную структуру, т.е. характеризуется наличием у субъекта управления определенного набора функций, обеспечивающих достижение целей управленческого воздействия на объекты управления. Такие функции разнообразны, но все они сводятся к одному из следующих типов функций: планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, контроль (надзор). Применительно к функциям управления возникает вопрос о соотношении понятий "управление" и "регулирование". Зачастую на практике распространено мнение, что регулирование осуществляется государством в отношении самостоятельных субъектов, в то время как государственный "сектор" общественной жизни управляется. В свете того, что регулирование - это одна из функций управления, заключающаяся в разработке правил оптимального поведения, такого рода мнение представляется глубоко ошибочным. Регулирование соседствует в управленческом процессе с другими функциями, являясь основной, но не единственной.

Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, существенными признаками управления являются: обратная связь, информационное содержание и целенаправленность. *(4)

Первый из указанных признаков характеризует управление как явление, основанное на эффекте обратной связи между субъектом и объектом управления. Иными словами, управляющий субъект в целях организации оптимального управленческого воздействия должен получать информацию о результатах действия отданных им команд, распоряжений и их соответствии поставленным управленческим целям. Налаживание обратной связи между субъектом и объектом обеспечивает единство, целостность, автономность системы, ее устойчивость к внешним раздражителям и оперативность управленческого реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды.

Информация - основа управления. Сигналы, поступающие из внешней окружающей среды в систему и наоборот, являются основой для принятия управленческих решений. Внутренний обмен сигналами внутри системы обеспечивает взаимодействие ее элементов между собой. Информация воспринимается, накапливается, хранится и перерабатывается внутри системы, составляя ее важнейший ресурс - информационный. Можно сказать, что сам процесс управленческого воздействия основан на обмене информацией, поскольку команда - это переданная от управляемого субъекта объекту управления информация, содержащая необходимые параметры поведения, импульс к действию.

  1. Учебник для юридических вузов (1)

    Список учебников
    Настоящий учебник подготовлен по предмету "Теория государства и права", предусмотренному нормативами Министерства образования Российской Федерации.
  2. Учебник для юридических вузов и факультетов (1)

    Список учебников
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко — на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы
  3. Учебник для юридических вузов и факультетов (2)

    Список учебников
    В учебнике рассматриваются фундаментальные вопросы государства и права с позиций их единства и взаимодействия. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики, нормативным материалом, схемами, статистическими данными.
  4. Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред проф. С. С. Алексеева

    Список учебников
    В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко – на высоком научно‑литературном уровне, освещаются основные вопросы
  5. Учебник для юридических вузов и факультетов (3)

    Список учебников
    Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 021100 "Юриспруденция".
  6. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд (1)

    Список учебников
    Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии.
  7. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд (2)

    Список учебников
    *Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права.
  8. Сторченко А. А.: Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов

    Список учебников
    Контрольная работа включает 15 упражнений, помещённых в сборнике «Упражнения по логике», М., «Юристъ»; авторы составители: В.И. Кирилов, Г.А. Орлов, Н.
  9. Учебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов

    Список учебников
    Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.

Другие похожие документы..