Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

Гуманитарного факультета

Председатель ____________________

_____________________

«__» ______________________ 2008 г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)

по дисциплине История русской литературной критики

для специальности 050118 – Русский язык и литература

форма обучения дневная

Всего 3 кредита

Курс 4

Семестр 8

Лекций 30 часов

Практических 15

Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов

Экзамен 8 семестр

Всего аудиторных часов 90

Всего внеаудиторных часов 45

Общая трудоемкость 135 часов

Усть-Каменогорск, 2008

Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы по дисциплине «История русской литературной критики»

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы

«__» __________ 2008 г. Протокол №__

Зав. кафедрой, к.ф.н., доцент ______________ Л.В. Васильченко

  1. Название и код дисциплины История русской литературной критики

        1. BLK 408

  1. Ф.И.О. преподавателя Сидихменова Татьяна Ивановна

доцент, к.ф.н., кафедра русского языка и

литературы, корпус № 9, ауд. 311

  1. Контактная информация: тел.: 57-10-52

  1. Количество кредитов 3 кредита: 2 часа лекций, 1 час практических, 3 часа СРСП в неделю

  1. Дата: 200_-200_ учебный год, 8 семестр

  1. Цель и задачи дисциплины

Цель - изучить процесс становления и основные этапы развития русской литературной критики, выявить характер её взаимосвязей с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики, раскрыть её роль в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XVIII-XIX вв.

Задачи изучения курса:

- ознакомление студентов с научными принципами и приемами
эстетической и социальной оценки литературных явлений, с теорией
литературной критики;

- усвоение периодизации истории критики;

- знание собственных жанров и стилевых форм критики. методологии и
методики анализа художественных произведений:

- освоение системы понятий и терминов, которыми оперирует критика;

  1. Описание курса:

Истории русской литературной критики заключается в изучении оценки литературных произведений и всей истории литературы в критике, отражающей взаимоотношения между литературой и обществом, проблемы периодизации литературной критики ее типологические и жанровые разновидности, проблемы методологии.

Перечень дисциплин предшествующих печению русской литературной критики: история русской литературы XVIII. XIX, XX веков, история античной и зарубежной литературы.

8. Пререквизиты курса. Специфические свойства литературной критики как одной из разновидностей литературной деятельности и как научной дисциплины. Литературное направление и критика. Оценка изучаемой литературы в современной ей критике и оценка литературных явлений прошлого в критике последующего времени. Критика как «самосознание» литературы. Связь критики с философией, эстетикой, теорией искусства, журналистикой, публицистикой. Периодизация русской литературной критики. Концепции и понятия, связанные с проблемами специфики литературной критики в русском литературоведении.

  1. Постреквизитыкурса. Смежные курсу дисциплины: философия, эстетика, теория искусства, теория литературы, история журналистики, литературоведение.

10. Краткое содержание дисциплины. В процессе изучения данного курса студенты должены знать основные критические работы русских писателей и критиков, овладеть системой понятий и терминов, методологией и основными концепциями описания литературного произведения; знать ведущие направления литературоведческой науки, освоить вопросы периодизации истории литературы и критики - получить навыки работы с критической литературой и навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи.

11. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий

Лекции:

Шифр и наименование модуля

Лекция

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред

по

нед.

Литература №

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I

Становление русской критики в XVIIIвеке

Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты. Основа литературы.

1

I

1,3,4

2

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве». критические вкусы Максима Грека.

1

I

1,3,30,34,

3

В.К.ТередиаковскийКритика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).

1

I

1,3, 27,30,

33, 38

4

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

1

II

1,3, 27,30,

38,48

5

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому. Требование простоты, логической ясности поэтического слога, борьба против ломоносовского одического стиля. Учение о роли в искусстве «чувства», «разума» и «страстей». Правила и образцы в оценке произведений литературы. Требования «простоты» и «морали». Вкусовые критерии в оценке языка и стиля.

1

II

1,4,10,41,43,49,50

6

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

1

II

1,2,3,4,44

7

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»).

1

III

1,2,3,4,7,818,21

8

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века. Нормативный (классицистический) характер критики и расширение ее содержания: оценка идейной стороны произведений, их носпитательно-нравоучительное значение. Вопрос о формах и содержании сатиры в журнале «Всякая всячина» и журналах Н.И.Новикова: «Трутень», «Живописец». «Кошелек».

1

III

1,2,3,4,13,14,24,44

9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова. Историзм критических взглядов Новикова («Опьп исторического словаря о российских писателях»). Биографический, социальный и зкусовой принципы оценки. Требование правдивости и «благопристойности в формах изложения критических суждений».

1

III

1,2,3,4,13,14

10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова. Критические произведения: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание».

2

IV

1,2,4,5,8,

12,17

11

И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика сентиментализма и Карамзина («Похвальная речь Ермалафиду»), высмеивание «естественного» человека («Каиб»), пародия жанра высокой похвальной речи («Похвальная речь в память моему дедушке». «Похвальная речь науке убивать время»).

1

IV

1,2,4,5,8,

12,18

12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

1

V

1,2,4,5,8,9

18

13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского. Признание важности «сопряжения с мыслью» в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности сочувствия, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды.

1

V

1,2,4,5,8,9

18

14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма. Требования изящного вкуса: «Что нужно
автору», «Письма русского путешественника», «О счастливейшем времени
жизни»). Оценка таланта и национального своеобразия в литературе.

1

V

1,2,4,5,8,9

18

Модуль II

Литературная критика xix века

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

1

VI

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии», «Опыт о высоком изящных искусств», «Общее рассуждение о словесности, ее начале, ее гармонии и разделении ее на поэзию и прозу»), И.Борна («Краткое руководство к российской словесности»), а также в работах А.Ф.Мерзлякова («Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических»).

1

VI

1,3,8, 13,15,30,

31

17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики. Критика в современной интерпретации теоретиков. Современное состояние казахстанской критики.

1

VI

1,3, 8, 13, 15,28,30,

32,,44

18

Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Функциональные и предметные особенности критики. Двойной адрес критики. Новые задачи и объекты критики независимой прессы суверенного Казахстана. Критика и воспитание новой личности. Критика и становление нового мышления в преддверии нового тысячелетия. Критика в современных

1

VII

1,2,6,8,22,36

19

Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

1

VII

19, 1,2,6,8,36

20

Психологический аспект творчества' критика. Мастерство критика. Критерии, оценки в современной критике. Литературные и журналистские жанры, задействованные в современной критике. Специфика жанров литературно-художественной критики.

1

VII

3, 1,2,6,8,36

21

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах. Психологическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Эстетическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Этические критерии в написании критических материалов.

1

VIII

16, 1,2,6,8,36

22

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях. Образ автора в журналистских произведениях. Место образа автора. Автор - повествователь. Автор - участник событий. Автор - «фон» произведения. Автор «за кадром».

1

VIII

1,2,6,8,36

23

Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

1

VIII

11, 1,2,6,8,36

24

Роль авторского образа в сохранении ритмики литературного произведения. Роль автора в сохранении ритмики публицистического произведения.

Автор ставит проблему. Автор раскрывает содержание произведения. Автор - основной герой произведения. Авторский образ в публицистике и «эффект присутствия)'. Автор - лирический герой литературного произведения.

2

IX

11,1,2,6,8,36,22

25

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Вымысел и домысел в журналистике и литературе. Усреднеппость образа в публицистике. Отрыв in действительности - стереотип.

1

IX

11,1,2,6,8,36,22

26

Стереотип - противоположность правде и достоверности. Отбор материала, осмысление событий. Состояние эмоционального настроя автора - условия проявления вымысла и домысла. Уровень способностей автора - достижения неповторимой достоверности материала.

2

X

1,2,4,8,22,

23

27

Профессионализм автора - гарантия неповторимости и уникальности произве­дения.

1

X

1,2,4,8,22,

23

ИТОГО

15

Практические занятия

  1. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (1)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  2. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (2)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  3. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

    Программа
    Описание курса: Курс «Русская литература XХ века» является составной частью мировой литературы и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направле­ний, как модернизм, реализм, социалистический
  4. Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в.» для специальности 050118 «русский язык и литература» форма обучения дневная Всего- 1 кредит

    Программа
    ние идейно-эстетического богатства и творческих достижений ведущих худож-ников слова. В рамках творческой парадигмы отдельного автора – выявление строя художественного сознания, определение особенностей мировидения, за-кономерностей
  5. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Силлабус составлен доцентом ВКГУ кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной программы
  6. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредита

    Программа
    Силлабус составлен доцентом кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО РК 3.08.268–2006, рабочего учебного плана и учебной рабочей программы

Другие похожие документы..