Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

Модуль III

Становление русской философской критики

1

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля. Статьи Веневитинова о первой и второй главах «Евгения Онегина», Киреевского «Нечто о характере поэзии Пушкина». Одоевского «Русские ночи».

1

XI

1,2,4,8,20

2

Главные млей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии. Позиции журналов «Сын отечества», «Северный архив». «Библиотека для чтения» и,их издателей и критиков (Н.Греча, Ф.Булгарина, О.Сенковского) в 20-30-е гг. Зарождение славянофильской критики в конце 30-х годов: А.Хомяков, И.Киреевский.

1

XI

1,2,4,8,20

3

В.А.Жуковский

Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях «Писатель в обществе», «О басне и баснях Крылова», «О критике», «О нравственной пользе поэзии». Требование «образованного вкуса» в критике в сочетании его со «знанием красоты».

1

XI

1,2,4,8,20

4

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций. Требование беспристрастности и такта в критических оценках.

1

XII

1,2,4,8,20

5

К.Н.Батюшков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Осмысление задач критики, природы вдохновения и поэтического таланта в статьях Батюшкова. Утверждение приоритета личности в художественном творчестве и литературной критике.

2

XII

1,2,4,8,20

6

П.А.Вяземский

Вяземский - теоретик и критик романтического направления.
Предисловие к «Кавказскому пленнику», «Бахчисарайскому фонтану», статья
о «Цыганах» А.С.Пушкина. Судьба Вяземского - критика. Поздние
выступления против Белинского и «натуральной школы».

1

XIII

1,2,4,8,20

7

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики». Пушкин - театральный критик («Мои замечания о русском театре»). Проблемы историзма в критике Пушкина. Общечеловеческое и национальное в критике. Проблема народности («О народной драме и драме «Марфа Посадница», «О народности литературы»).

2

XIII

1,2,4,8,20

8

Н.А.Полевой - основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф». Философский историзм - основной принцип критики Н.Полевого («Нынешнее состояние драматического искусства во Франции». «О романах В.Гюго...», «О драматической фантазии Н.Кукольника «Торквато Тассо»).

2

XIV

1,2,4,8,20

9

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»). Учения о литературных направлениях («О направлениях и партиях в литературе...», «О новом направлении в русской словесности»). Критика нормативной эстетики классицизма и зарождающегося в русской литературе реалистического метода.

1

XIV

1,2,4,8,20

10

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Литературно-критические взгляды Надеждина. Издание журнала «Телескоп» (первая половина 30-х годов). Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Н.И.Надеждина.

1

XV

1,2,4,8,20

11

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики. Периодизация литературно-критической деятельности Белинского. Статьи «Литературные мечтания», «О русской словесности и повестях Гоголя» в журнале «Телескоп». Ведущая роль Белинского в журналах «Отечественные записки», «Современник». Идейно-философские искания Белинского, идеализм и материализм в его критике. Теоретические положения Белинского: о сущности искусства, о

художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Новый взгляд на историю русской литературы и ее периодизацию.

1

XV

5,6,10

12

Обобщающая лекция по курсу

1

XV

ИТОГО

15

12. График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС):

пп

Темы занятий

Задания для СРС

Цель и содержание заданий

Рекомен

лит-ра

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты литературной критики. Основа литературы.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,4

Устный опрос

I

2

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,30,34,

Наизусть

I

4

3

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

33, 38

Наизусть

I

2

4

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

38

Наизусть

II

3

5

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,4,10,41,43

Тест на знание текста

Практическое занятие 1

Представить конспект

II

5

10

6

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,43

Устный опрос

II

7

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,7,818,21

Наизусть

Письменная работа по лирич. произведению

III

6

8

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14,24,44

Практическое занятие 2

III

5

9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова. Историзм критических взглядов Новикова («Опьп исторического словаря о российских писателях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14

Устный опрос по прочитанному

III

10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,17

Тест на знание текста

Практическое занятие 3-4

IV

10

11

И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,18

Тест на знание текста

Практическое занятие5

IV

5

12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос

Составление теста по прочитанным произведениям

V

10

13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос по прочитанному

V

14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос Предоставление конспекта на проверку

V

15

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

Предоставление реферата на проверку

VI

10

16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии»

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

Рейтинг 1

1,3,8, 13,15,30,

31

VI

25

17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

32,44

Устный опрос

VI

18

Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Функциональные и предметные особенности критики. Двойной адрес критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,22,36

Устный опрос по прочитанному

VII

19

Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

19, 1,2,6,8,36

Наизусть

Контрольная работа

VII

4

20

Психологический аспект творчества' критика. Мастерство критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

3, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VII

21

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

16, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VIII

22

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

Устный опрос

VIII

23

Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11, 1,2,6,8,36

Тест на знание текста

VIII

24

Роль авторского образа в сохранении ритмики литературного произведения. Роль автора в сохранении ритмики публицистического произведения.

Автор ставит проблему. Автор раскрывает содержание произведения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

Практическое занятие 6

IX

3

25

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

Практическое занятие 7 (продолжение)

IX

3

26

Стереотип - противоположность правде и достоверности. Отбор материала, осмысление событий.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Составление теста по прочитанному

X

5

27

Профессионализм автора - гарантия неповторимости и уникальности произве­дения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Предоставление конспекта на проверку

X

15

28

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос по прочитанному

XI

29

Главные млей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XI

5

30

В.А.Жуковский

Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях «Писатель в обществе», «О басне и баснях Крылова», «О критике», «О нравственной пользе поэзии». Требование «образованного вкуса» в критике в сочетании его со «знанием красоты».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос

XI

31

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XII

5

32

К.Н.Батюш ков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Практическое занятие8

XII

5

33

П.А.Вяземский

Вяземский - теоретик и критик романтического направления.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Тест на знание текста

XIII

34

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Практическое занятие 9

XIII

5

35

Н.А.Полевой - основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Практическое занятие 10 (продолжение)

XIV

5

36

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Практическое занятие 11 (продолжение)

XIV

5

37

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Предоставление конспекта на проверку

XV

10

38

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

5,6,10

Устный опрос

Проверка конспекта лекций

XV

5

39

Обобщающая лекция по курсу

Подготовка к РК 2

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

Рейтинг 2

Контрольная работа

XV

25

12.2 График самостоятельной работы студентов под руководством

преподавателя (СРСП):

  1. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (1)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  2. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (2)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  3. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

    Программа
    Описание курса: Курс «Русская литература XХ века» является составной частью мировой литературы и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направле­ний, как модернизм, реализм, социалистический
  4. Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в.» для специальности 050118 «русский язык и литература» форма обучения дневная Всего- 1 кредит

    Программа
    ние идейно-эстетического богатства и творческих достижений ведущих худож-ников слова. В рамках творческой парадигмы отдельного автора – выявление строя художественного сознания, определение особенностей мировидения, за-кономерностей
  5. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Силлабус составлен доцентом ВКГУ кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной программы
  6. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредита

    Программа
    Силлабус составлен доцентом кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО РК 3.08.268–2006, рабочего учебного плана и учебной рабочей программы

Другие похожие документы..